Данный урок является вводным в разделе «Моделирование причесок», модифицированной образовательной программы «Каскад» по изучению основ парикмахерского искусства.
Цель урока: ознакомление учащихся 10 класса с основами декорирования причёсок, через включение их в самостоятельную деятельность, направленную на развитие творческого мышления и воспитание эстетического вкуса.
Задачи:
- Познакомить с историей декорирования прически, стилями и видами причесок.
- Познакомить с правилами декорирования прически.
- Формировать навыки учебного труда через организацию практического творческого задания.
- Развивать навыки самоанализа и самоконтроля.
- Развивать познавательную активность, через постановку проблемной ситуации.
- Воспитывать самостоятельность и эстетический вкус.
- Заинтересовать своим предметом.
Литература:
- Корнев В.Д. Моделирование и художественное оформление причёски. Учеб. пособие для спец. учеб. заведениий. – М.: Легпромбытиздат, 1989. – 192 с.
- Панченко О.А. Стрижка. Моделирование. Причёска. Учебное пособие / Дизайн обл. А.С. Андреев – СПб: Издательский дом «МиМ». 1997. – 192 с.
- Смирнова Л.В. Уроки парикмахерского искусства. Модель. Стиль. Образ. – СПб.: «Паритет», 2002. – 256 с.
- Интернет ресурсы
Оборудование: зеркала, набор расчёсок, украшения для волос, заколки, шпильки, невидимки, декоративный шар, ноутбук, проектор, экран, музыкальный центр.
Мультимедийное сопровождение: презентация в программе Power Point (Приложение 2), аудио сопровождение.
Дополнительные материалы: раздаточные листы с заданием (Приложение 1).
Ход урока
Слайд 1. Заставка с эмблемой «Каскад».
Здравствуйте уважаемые девушки! Проходите, присаживайтесь за парты.
Мне очень приятно вас сегодня видеть на нашем занятии. Для начала я хочу представиться.
Меня зовут Елена Анатольевна, я работаю педагогом дополнительного образования в Центре детского творчества и являюсь руководителем имидж – студии «Каскад».
Слайд 2.
Это детское объединение – единственное в городе, где девушки вашего возраста изучают основы парикмахерского искусства. Знакомятся с правилами по уходу за своей внешностью, а (Слайд 3) также постигают азы современного направления моды – Nail Art (в переводе означает роспись ногтей).
На слайде вы видите причёски выполненные воспитанницами имидж-студии.
Слайд 4.
Теперь мне хотелось бы вас узнать поближе.
Предлагаю вам по первой букве вашего имени охарактеризовать свою личность. Например, меня зовут Елена – я единственная.
Пожалуйста, теперь вы.
Всем спасибо! Я думаю мы позитивно настроились на работу.
Слайд 5.
Тема нашего занятия: «Декорирование причёсок».
Сегодня, вы попробуете себя в роли мастеров салона красоты. И сможете своими руками украсить причёски.
Вопрос: Вам знакомо слово «декор», что оно означает?
Слайд 6. Правильно, слово «декор» означает «украшать».
Внешняя красота женщины – это умение хорошо выглядеть. Она складывается из правильно подобранного костюма и обуви, макияжа, а также прически, которая играет важную роль.
Создавая причёску, особое внимание уделяется её декорированию.
Слайд 7.
Во все времена было очень модно придавать причёске оригинальный вид с помощью различных аксессуаров и украшений.
Я предлагаю вам совершить самостоятельное путешествие в историю причёсок и их украшение. И выполнить творческое задание. По итогам вы узнаете много интересного.
Прошу вас разобрать листы с заданием. (Приложение 1). На листе вы видите подборку рисунков и фотографий, изображающих стилистику декорирования причёсок в разные эпохи.
Я предлагаю вам подумать, определить и подписать к какой эпохе (веку) относится каждая причёска. Девушки, у вас есть 2 минуты.
Можете приступить к заданию. (Девушки выполняют задание)
(Через 1,5 мин напоминание) Заканчиваем выполнение задания.
Девушки! Закончили, отложили ручки! Всё внимание на меня.
Давайте проверим правильность его выполнения.
Сейчас я познакомлю вас с тем как украшали причёски в разные эпохи. Я буду вам рассказывать, а вы отмечайте (плюсом или галочкой) правильно ли выполнили задание.
История причесок уходит в глубокую древность. Всем известно, что в разные исторические эпохи у разных народов существовали свои взгляды на красоту причёски и её украшение.
Давайте посмотрим на экран.
Слайд 8.
В Древней Греции и Риме создавали простые изящные прически. Декорировали их шпильками и гребнями из слоновой кости, дерева, металла, серебряными и золотыми налобными обручами, диадемами, лентами и цветами. (Античность)
Отметьте у себя в листах, правильно ли вы ответили.
Слайд 9.
В Средневековой Европе женщины прикрывали волосы накидками и головными уборами. В те времена любые поиски в области моды считались греховными, женщины скрывали волосы под накидкой, сложные прически стали не нужны.
Отмечаем свои ответы.
Слайд 10.
А в конце 17 века очень популярна причёска «а ля Фонтанж » (которых более 100 видов) из лент и кружев, между которыми протянуты пряди волос. Её создательницей считают фаворитку Людовика XIV – мадемуазель де Фонтанж. Кстати, эта причёска была очень популярна и в России.
Слайд 11. Посмотрите на слайд.
Причёски в 18 веке прически приобретают ещё более объёмные, пышные причудливые формы с парусниками и райскими садами на дамских головках. Чтобы соорудить такую причёску делали каркас из проволоки.
Вопрос: Скажите, что используют для декорирования таких причёсок?
Для украшения применяют перья, диадемы, сетки, цветы, ленты, дорогие украшения.
Вопрос: Кто знает, как называют этот период?
Период рококо. Именно в этот период каждая причёска стала настоящим произведением искусства.
Отметьте пожалуйста правильность своих заданий.
Слайд 12.
А теперь несколько исторических фактов. Этой информации нет в ваших листах с заданием. Законодательницей французской моды была королева Мария-Антуанетта, причёска которой достигала 91,5 см. Такая прическа должна была держаться не меньше месяца, для чего волосы смазывали салом.
Вопрос: Кто знает, какая страна считается законодательницей моды в России? (Франция)
Правильно (умница). Именно Франция является законодательницей моды. Парикмахерское искусство в России стало развиваться в период правление Петра I. Но европейские причёски могли себе позволить высшие слои общества.
Вопрос: А какую причёску носили крестьяне? Какая причёска и украшения были характерны для России, были традиционными?
Слайд 13.
Правильно коса. Украшения: кокошник, венок из цветов и лент, бусы.
Так как мы с вами живём в Ханты – Мансийском автономном округе, на севере нашей страны, мы не можем обойти вниманием причёски и украшения народов ханты и манси.
Вопрос: Вы знаете, видели, какие причёски и украшения для волос характерны для коренных народов севера.
Ответы детей.
Слайд 14.
Обычная прическа женщин ханты и манси – косы, заплетенные до самых кончиков, перевязанные ленточками вместе за спиной. При этом ленточки, вплетенные в косы, свисая, зрительно удлиняют их. Дополнительным украшением вплоть до второй половины XX века были "ложные косы" (накосники) – имитация, изготовленная из шерстяных шнурков, украшенных пуговицами, кольцами, бляхами, колокольчиками. Также на голову надевали повязки расшитые бисером в виде орнамента.
Вы замечательно знаете историю причёски своей страны и округа.
Продолжим нас краткий экскурс и проверку своих ответов.
Незабываем отмечать свои ответы на листах с заданиями.
Слайд 15.
В 20 веке мода претерпела множество изменений. Пышные и объёмные причёски с множеством украшений уходят плавно в прошлое. А длинные волосы укладываются в изящные, легкие причёски, не требующие множества дорогих украшений.
Слайд 16.
Короткая стрижка стала превалирующей в женских прическах и по сегодняшний день. Причёски из длинных волос стали менее пышными и замысловатыми и украшаются гораздо скромнее.
Вопрос: Познакомившись с причёсками и их декорировании в разные эпохи какой можно сделать вывод?
- На протяжении веков причёски менялись по форме.
- Украшали прически во все времена, но по-разному.
Краткий экскурс мы закончили, а теперь давайте проверим задания. Кто выполнил задание, правильно, без одной ошибки? Умница Маша, Вы лучший знаток исторических причёсок. Поздравляю. Давайте все дружно поаплодируем Маше и себе.
Я надеюсь, что информация для вас была интересной, полезной и вы учтёте её сегодня в дальнейшей творческой работе.
Вопрос: Из того что вы сегодня узнали и исходя из личного опыта вы скажете, при помощи каких аксессуаров и украшений можно дополнить причёску в наше время?
В декоративном оформлении причёсок используются различные средства: цветы, бижутерия, ленты, обручи, цветные пудры и туши, изделия из волос, вычёсывание и лакирование отдельных прядей и т.д.
Молодцы! Замечательно справились! Я добавлю: чем изощрённее дизайнер сделает образ с помощью таких аксессуаров, тем оригинальнее будет смотреться причёска.
Вопрос: А какое из украшений причёсок прошло через все эпохи и применяется в наше время?
Правильно, цветы – живые и искусственные, выполненные из разных материалов, ленты.
Поговорим о стилях в парикмахерском искусстве.
Стиль – это художественный язык эпохи.
В парикмахерском искусстве существует много стилевых направлений, но основными являются три.
Слайд 17.
Вопрос: Давайте посмотрим на эти причёски и попытаемся назвать!
Слайд 18.
Классический: линии причёски и детали просты и лаконичны, ей свойственно понятие «Элегантность».
Спортивный: это простые, как правило короткие, «удобные» стрижки, декор отсутствует.
Некоторые деятели искусств выделяют романтический стиль отдельно.
Романтический: характеризуется объёмностью и непринуждённостью форм, сочетанием локонов и волн.
Слайд 19. Посмотрите на слайд.
Каждая причёска должна быть уместной в том или ином случае.
Вопрос: Давайте подумаем, какие по назначению бывают причёски?
Слайд 20. По назначению причёски бывают:
- повседневные (бытовые),
- нарядные (вечерние: для выпускного бала, свадьбы, праздничного вечера, торжества),
- зрелищные (для выступления в театре, на эстраде, конкурсные причёски).
Теперь мы с вами сформулируем правила декорирования причёски.
Слайд 21. Посмотрите на фото и найдите несоответствие в образе этой модели.
Следовательно. При выполнении причёски и её декорировании нужно учитывать:
Итак, Первое правило.
Слайд 22. Причёска и декор должны соответствовать стилю одежды и её назначению.
Слайд 23. Посмотрите на декор причёски и найдите ошибку мастера.
Слайд 24. Второе правило.
Цвет декора причёски должен сочетаться с цветом костюма.
Слайд 25. Смотрим следующую причёску с декором. Какая ошибка здесь?
Слайд 26. Третье правило.
Все элементы композиции (локоны и декор) должны быть соразмерны друг другу.
Слайд 27. Вывод: целостный образ.
Украшение должно объединять все детали причёски в единое целое, соответствовать назначению причёски, художественному образу. Но при этом не разрушить целостную композицию.
Практическая часть
Слайд 28. Мы с вами сформулировали основные правила декорирования причёски, и так как вы сегодня являетесь мастерами салона красоты, попытайтесь их применить в своей творческой работе.
Вы будете украшать причёски по своему замыслу.
Воспользовавшись украшениями, которые вы видите на столе вам нужно закончить образ моделей, т.е. выполнить декор прически.
Обратите внимание на этот стол. Вы видите много различных украшений. По вашему выбору вы можете воспользоваться любыми украшениями. Но не забудьте о правилах декорирования причёски.
Выполнение причёски занимает время, а у нас с вами оно ограничено. Поэтому украшать вы будете причёски, выполненные воспитанницами 1-го года обучения имидж – студии «Каскад».
Я приглашаю на наше занятие своих любимых воспитанниц, моделей, с которыми вы будете работать. Давайте посмотрим, какие причёски юные мастера для нас приготовили.
Послушайте внимательно! (установка)
– Вы будете работать в группах по 3 человека.
– Каждая группа должна выполнить декорирование к предложенной причёске.
– По окончании работы вы должны представить свою модель: дать название причёске с декором, объяснить назначение и стиль.
- Дать название причёске с декором.
- Определить стиль и назначение причёски.
- Соответствует ли декор прически основным правилам.
Сейчас мы разделимся на группы, согласно цвета бэйджа на вашей одежде.
Хочу напомнить о технике безопасности при работе с колющими и режущими предметами, будьте аккуратны, чтобы не доставить неприятных ощущений нашим моделям.
Пожалуйста, группа с зелёными бэйджами подходит к этой модели. И т.д.
Приступаем к работе. (Музыкальное сопровождение).
Девушки выполняют задание.
Закончили? Хорошо, Начнём презентацию причёсок. Я приглашаю наших моделей продемонстрировать декор и причёску, а мастеров презентовать её.
Слайд 29. Девушки выполняют краткую презентацию. (Музыкальное сопровождение).
Молодцы, все замечательно справились с заданием!
А теперь давайте скажем нашим моделям спасибо и проводим их под аплодисменты.
Слайд 30. Игра на рефлексию.
Я приглашаю всех в круг. Давайте сейчас каждый из нас, передавая соседу этот декоративный шар, ответит на два вопроса:
- Понравилось занятие?
- Что узнали нового?
Я в свою очередь, благодарю вас за активную, творческую и продуктивную работу!
Вы сегодня меня очень порадовали. Наш результат работы для меня подарок. И я хочу вам тоже преподнести в подарок эти декоративные цветы как частичку весеннего хорошего настроения. Их я сделала для вас сама, на память о сегодняшнем занятии.
Всем спасибо! До свидания!