Цели:
- познакомить учащихся с экологическими проблемами региона;
- формировать чувство сопричастности к происходящему вокруг;
- закрепить навыки бережного отношения к природе;
- доставлять детям радость от участия в мероприятии.
Ход занятия
Слайд 1 – изображение лесной чащи
Чтец: (на фоне мелодии).
Есть просто храм, есть храм науки,
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки,
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь!
Учитель: Дорогие друзья! Мы рады видеть вас в этом зале по случаю торжества. А вы, ребята, знаете, кто же является виновником этого торжества? (нет) Узнать это нам поможет кроссворд, но только в том случае, если вы его разгадаете? Итак, приступим!
- Клейкие почки, зелёные листочки.
С белой корой стоит под горой. - Хоть верь, хоть не верь:
Пробегал по лесу зверь.
Нёс на лбу он неспроста
Два развесистых куста. - Мягок, а не пух, зелен, а не трава.
- Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке – летом. - Кто стоит среди травы –
Уши больше головы?
Учитель: Верно, ребята! Сегодня мы с вами отмечаем День Земли – планеты, на которой мы живём. Вы, конечно, знаете, какой вред наносится нашей планете. Слайд 2 – Это и крупные аварии на нефтепромыслах, в результате чего нефть, попадая в океан, загрязняет его, Слайды 3-4 – становится причиной гибели всего живого вокруг. Слайды 5-6 – Это и пожары, которые уничтожают сотни гектаров леса. Слайд 7 – Это и загрязнение воздуха дымом из заводских труб, выхлопными газами автомобилей. Слайд 8 – Это и использование удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве. А порой это и наше небрежное отношение ко всему живому на Земле. Слайд 9 – Многие из нас рвут цветы охапками, уничтожают бабочек и жуков, Слайд 10 – разоряют птичьи гнёзда, Слайд 11 – муравейники, Слайд 12 – ломают ветки деревьев, Слайд 13 – разводят костры, да и просто мусорят. Мы не задумываемся над тем, какой огромный вред наносим тем самым нашей природе и всей планете в целом. Защитники природы – экологи постоянно призывают всех жителей планеты к бережному отношению к природе, сохранению её богатств. Поэтому день 30 марта считается Международным Днём Земли. Мы с вами тоже можем многое сделать для сохранения красоты наше родной земли, и поэтому приглашаем вас Слайд 14 – в клуб «Юные знатоки природы», чтобы обсудить проблемы экологии нашей местности. Сегодня мы поговорим об опасностях, которые подстерегают лесных обитателей, о мусоре, который загрязняет наши улицы, выслушаем жалобы, поступившие от обитателей садов и огородов, лесов и вод и постараемся разрешить данные ситуации с вашей помощью.
Слайд 15 – 1. Звучит песня «Во поле берёза стояла».
Берёза: Ребята, помогите, помогите! Хотела напоить вас своим лечебным берёзовым соком, да вот только не здоровится мне что-то, поломали злые люди мои тонкие веточки, поранили, изорвали мою белую одежду.
Учитель: Уважаемые знатоки! Какие у вас будут предложения по охране наших берёз?
1 Знаток: Да, берёзовый сок очень полезен, но не стоит самовольно уродовать деревья, лучше купить сок в магазине. А если вы увидели, что по стволу берёзы бежит сок, то обязательно замажьте рану глиной или специальной садовой замазкой, а сломленную ветку перевяжите тканью.
Чтец:
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нами понято было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И безумно, безжалостно рвали.
Учитель: Действительно, мы не умеем беречь то, что нас окружает. Наступила весна, появились цветы, травы. И мы начинаем их рвать охапками. Но оказывается, вокруг нас растёт очень много полезных растений. И в этом вы сейчас убедитесь.
Чтец:
Много трав растёт полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой.
Слайд 16 – (Учитель обращает внимание ребят на выставку «Зелёная аптека».)
2 Знаток: Слайд 17 –
Подорожник – санитар испытанный,
Врачеватель ног, в пути пораненных, –
Подошёл к дороге, приготовился,
Может, думает, кому понадоблюсь.
Подорожник залечивает различные раны, помогает при ушибах и укусах насекомых. В современной медицине консервированный сок подорожника применяют также при желудочных заболеваниях.
3 Знаток: Слайд 18 – Крапива. Ты растение не тронь: жжётся больно, как огонь! Крапива останавливает кровь, её отваром моют голову.
4 Знаток: Слайд 19 – Ромашка. Её применяют при головных болях, используют при мытье волос, с отваром ромашки принимают ванны, чтобы кожа была мягкой, нежной.
5 Знаток: Слайд 20 – Черёмуха. Плоды дерева используют при расстройстве желудка, а душистый аромат цветов отпугивает вредных насекомых. Можно долго рассказывать о полезных свойствах наших растений! Калина, рябина, душица, зверобой, тысячелистник – всех не перечесть!
Учитель: Спасибо! Мы надеемся, что ситуация с бесцельным уничтожением лекарственных растений и трав исправится и наша «зелёная аптека» будет процветать.
– Ребята, что это за шум в коридоре? Мне кажется к нам кто-то идёт!
Почтальон Печкин (с веником в руке): Ох, дети, дети. Что же это у вас перед школой так намусорено, еле пробрался. Спасибо вот веничек мне помог дорожку расчистить, размести.
Учитель: Печкин, что-то мы не верим тебе. Наши ребята не мусорят, они знают как поддерживать порядок и чистоту.
Печкин: Не верите? А вот посмотрите-ка сюда, я всё на камеру заснял. (Слайды 21-25 «Ох уж этот мусор!»)
Учитель: Ребята, давайте послушаем знатоков, они напомнят нам правила борьбы с мусором.
6 Знаток: Если вы идёте по улице, в руках у вас бумажка от мороженого, и вы не знаете что с ней делать, осмотритесь по сторонам, наверняка вы заметите где-нибудь поблизости урну для мусора. Если урны вы не нашли, советуем положить бумажку в карман, а дома выбросить в мусорное ведро. Скопившийся дома мусор выбрасывайте в контейнер, а не оставляйте под деревьями или за постройками.
Учитель: Спасибо! Надеюсь все запомнили советы знатоков.
Печкин: Подождите, подождите! Я вот вам ещё жалобы принёс от лесных жителей. Вот, здесь про всё прописано.
Жалоба первая. Слайд 26 – «Ох, не любят меня люди! Голос, видите ли, мой не нравится, и глаза, говорят у меня некрасивые, огромные. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы людям жить без хлеба. Так вот и подумайте хорошенько – обижать или любить меня надо?»
7 Знаток: Ребята, как вы думаете, от кого эта жалоба? (Ответы детей: от совы.) Да, это сова. С 1964 года совы находятся под охраной закона. Одна серая сова убивает за лето тысячи мышей-полёвок, которые способны уничтожить тонну зерна.
Жалоба вторая. Слайд 27 – «На земном шаре нет, пожалуй, того существа, о котором бы рассказывали столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится людям, что мы темноту любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими создала на природа».
8 Знаток: Как вы думаете, от кого эта жалоба? (Ответы детей: от летучей мыши.) Но разве можем мы выбирать себе друзей по внешнему виду. А польза от летучих мышей человеку большая: они уничтожают многих ночных насекомых, в том числе массовых вредителей сельского и лесного хозяйства, а также кровососущих двукрылых. Летучие мыши подлежат охране!
Жалоба третья. Слайд 28 – «Сама знаю, что не красавица! Окажись я рядом- многие шарахаются от меня в сторону, а то и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Не всем же быть красивыми! Зато польза от меня людям большая: я истребляю насекомых-вредителей садов и огородов».
9 Знаток: От кого поступила эта жалоба, как вы думаете? (Ответы детей: от жабы.) Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – они исчезнут.
Жалоба четвёртая. Слайд 29 – «Ой, мы задыхаемся, когда же сойдёт лёд, и мы сможем плавать и нырять в чистой, прохладной воде, сверкая на солнце серебристой чешуёй. Кто мы? (дети отвечают). Но наша мечта может не осуществиться. Ведь в нашем водоёме столько пластмассовых бутылок, битого стекла, мусора. А техника до чего дошла… Одни электроудочки сколько загубили наших собратьев. А ведь мы тоже имеем право на жизнь.
Учитель: Ребята, мы хозяева нашей планеты, нашей природы. Это великие сокровища, которыми мы должны поделиться с нашими потомками! Человеку нужна рыба, а рыбе нужна чистая вода – так будем охранять и беречь наши водоёмы! Человеку нужны животные (они дают нам мясо, мех, сало, животный жир), а животным нужны чистые леса и поля – так будем охранять наши леса и поля, наш воздух, нашу природу! Слайд 30 – А охранять природу – значит охранять Родину! Человек не может без Родины, как животные не могут без лесов и полей, рыбы – без рек, озёр и морей, а птицы без неба!
Слайд 31 – изображение солнечной лесной поляны
Чтецы:
Весенние свежие травы
Покрыли луга и поля.
Оделись листвою дубравы,
Зелёною стала Земля.
В лесу теперь тень и прохлада,
А воздух – целебный настой.
Вновь слышатся птичьи рулады
В глуши потаённой лесной.
Растенья – нам добрые братья,
Былинка и дуб-исполин.
Планеты зелёное платье
Давайте, друзья, сохраним!
Учитель: Мы благодарим наших знатоков! И в завершение первого заседания, приглашаем всех ребят вступить в клуб «Юных знатоков природы». А также предлагаем вашему вниманию программу работы клуба на предстоящую неделю.
Слайд 32 – Программа работы клуба «Юные знатоки природы».
Понедельник – первое заседание «Сохраним нашу Землю голубой и зелёной».
Вторник – экологический театр «На лесной поляне».
Среда – конкурс стихов и рисунков «Волнуется природа неспроста».
Четверг – второе заседание по защите проектов «Наши пернатые друзья» и «По страницам Красной книги».
Пятница – экологическая ярмарка «Вторая жизнь вещей».
Суббота – заключительное заседание «Мы нашли своих питомцев», подведение итогов экологической недели.
Также мы просим принять активное участие в оформлении плаката – любопытный экологический фотоаппарат «Окно в природу» и написании мини-сочинений на тему «Добрые пожелания лесным жителям».
Слайд 33 – Спасибо всем за внимание!