Цели:
- проанализировать и проиллюстрировать значение космоса для человека (за 15 минут составить группой проект урока, пользуясь своими записями в тетрадях, оформить его в произвольной форме на бумаге);
- расширить представления учащихся о космосе и его явлениях;
- воспитывать культуру устной речи при публичных выступлениях, культуру работы в группе.
План урока:
- Организационный момент.
- Защита проектов, выступления учащихся.
- Творческая работа в группах: создание проекта урока.
- Подведение итогов.
Ход урока
I. Вступление.
Мы живём в эпоху научно-технической революции. Мы живём ожиданием новых открытий, новых законов природы, разработок принципиально новых научных теорий. В современной науке большинство теорий проверяются в космосе. Человек много знает о космосе, но и в наше время он остаётся загадкой для него.
С древности люди рвались в небо и пытались его постичь, можно вспомнить Дедала и Икара, Леонардо да Винчи, Константина Эдуардовича Циолковского и многих других. Всех их манила звёздная бездна, все они мечтали подняться в небо и не только летать, но и преодолеть притяжение Земли.
«Космизм! Каково! Никто до Циолковского не мыслил такими масштабами, космическими масштабами!.. Уже это одно даёт ему право стать в разряд величайших гениев человечества… Поистине только русский ум мог поставить такую грандиозную задачу – заселить человечеством Вселенную!» (Валерий Брюсов)
Однако первыми осуществили эту мечту животные. Презентация «Животные-космонавты».
II. за ними в космос отправился человек, 12 апреля 1961 года сбылись мечты самых любознательных людей.
Далеки, высоки наши цели,
С нами вместе на звёздном пути
Те, что жизни своей не жалели
И Земле помогли расцвести.
(из кинофильма «Мечте навстречу», слова Е. Долматовский, музыка В. Мурадели)
Первым космонавтом стал Юрий Гагарин. Он совершил свой первый в истории полет вокруг Земли на корабле «Восток». Многовековая мечта людей о полёте к звёздам осуществилась. Сказку сделали былью. Ю.Г. выбрали из группы лётчиков, т.к. к космонавту предъявляются определённые требования, каковы они мы узнаем из информационного проекта.
Но нельзя забывать и о тех людях, которые помогали осуществить мечту с технической точки зрения, и одна группа таких людей занимается разработкой и изготовлением космических скафандров. о них нам более подробно расскажет информационный проект.
Когда осуществилась мечта человека о полёте к звёздам, у него появилась новая мечта – побывать на других планетах и одна из таких планет Марс.
Ведь дело не в том,
Что для нас уже мало Земли.
Что воздух – не сладок!
Что свищут не так соловьи! –
Нет! Слышишь, Земля!
Неудачи и муки стерпя,
На далёких планетах
Узнаем мы тайны твоя…
(Р.Рождественский «Пять минут до старта)
О мечте поселиться на Марсе нам расскажет … (творческий проект).
Человека всегда притягивали звезды. Любой из нас в звездную ночь, как завороженный, не может отвести глаз от ярких мерцающих точек в небе. Может это наша генетическая память даёт о себе знать? Может на Земле мы, люди, - пришельцы и нам хочется вернуться к звёздам? А может мы не одиноки в космосе?
Как тяжко дням твоим в борьбе.
Земля – привал в твоей судьбе.
Лишь космос – истинный твой Дом –
ты вечно в нём, а он – тебе.
(перевод Л. Голованова)
Найти ответы на вопросы, поставленные выше, попытаемся найти в информационном проекте.
Всего 40 с небольшим лет как человек «шагнул в космос», а кажется, что это случилось давным - давно. Стали привычными полёты к Международным космическим станциям, а ведь каждый полёт – героический поступок, именно поэтому человек увековечивает самые большие свои вехи в космической эпохе в памятниках. О том, какие существуют памятники достижениям космонавтики мы узнаем из информационного проекта.
Космос в нашей современной жизни играет большую роль не только для науки, но и для простых жителей Земли. Мы уже привыкли видеть заметки в газетах о магнитных бурях и днях Солнечной активности, т.к. любое изменение космической погоды сказывается на Земле. О космической погоде и её влиянии на жизнь людей нам расскажет информационный проект.
III. Задание.
Мы сегодня с вами много говорили о космосе, но это только небольшая часть того, что о нем известно Человеку и поэтому закончить мне сегодня хочется словами А. Леонова: «Космонавтика чрезвычайно интересная, но в тоже время очень сложная область человеческой деятельности. Только увлекательная книга может стать настоящим путеводителем по этой удивительной стране знаний и технических достижений».
А теперь попробуйте создать проект нашего урока (план на доске).
IV. Подведение итогов (рефлексия)
Карточка для оценки проектных работ одноклассников.
Структура проекта (продукта) и критерии оценки
1. Теория темы проекта. | ||||||
Критерии оценки: | ||||||
Краткость, существенность | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
соответствие уровня изложения возрасту и уровню 9 (11) класса. | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2. Явление в природе. | ||||||
Критерии оценки: новизна фактов | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3. Явление в практике человека | ||||||
Критерии оценки: новизна фактов. | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
4. Творчество (отражение темы проекта любыми творческими средствами: рисунок, сочинительство, поделки, фокусы, кроссворды и т.д.). | ||||||
Критерии оценки: самореализация. | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Список литературы:
- «Вокруг света», №3, 2003;
- «Большая энциклопедия космоса», электронное пособие;
- Спутниковый образовательный канал, выпуск 37, 2006.
Интернет-ресурсы:
- www.vshaurme.ru/4135-zhivotnye-pobyvavshie-v-kosmose-12-fototekst.html
- www.vokrugsveta.ru/quiz/596/
- ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%81%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0
- www.astronaut.ru/bookcase/books/sharp01/text/37.htm?reload_coolmenus
- www.esoreiter.ru/index.php?id=14022008181210&dat=class
- ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D1%84%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80
- www.photob.ru/object_269.htm
- moiphoto.ru/comment/foto-1726635.html
- www.nachalka.com/photo/v/technics/1979/kosmos%20056.jpg.html
- epizodsspace.ru/bibl/fant/tsiolk/grezy/vca_vselennaa.html