Технология создания учащимися тематических мультимедийных презентаций на уроках биологии

Разделы: Биология, Информатика


В соответствии с приоритетным проектом развития образования практически все школы оборудованы компьютерами, кроме того интерактивные доски и мультимедиапроекторы перестали быть для большинства учителей недоступными  средствами обучения. В настоящее время никто не станет оспаривать тот факт, что использование информационных технологий оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Включение мультимедийных средств делает процесс обучения более содержательным и результативным.

Практически каждый учитель применяет на своих уроках презентации с целью повышения учебной мотивации учащихся и  активизации их познавательной деятельности. Грамотно созданная, содержательная, яркая, нешаблонная электронная презентация представляет собой универсальный образовательный продукт, который может увлечь, научить, сообщить информацию и даже развлечь.

Об «учительской» презентации – ее задачах и  значении в образовательном процессе, технологии создания и использования, месте в сценарии урока –   сказано и написано немало, однако значительно меньше внимания уделяется презентации, созданной учащимися. Конечно,  наши школьники, воспитанные на различных элементах компьютерной культуры, без особого труда  выполняют творческие задания (обычно домашние), суть которых чаще всего заключается в подготовке презентации по какой-либо теме. Мне приходилось видеть не один десяток самых разных ученических презентаций. Порой они выглядели как набор ярких картинок, часто не связанных с текстом, а текст не соответствует заявленной теме. Шрифт не читается из-за выбранного размера и цвета букв. Особый восторг автора и его одноклассников вызывают многочисленные эффекты: на слайде постоянно что-то движется, появляется и исчезает, иногда все это сопровождается определенными звуками.  Создавалось впечатление, что работа была выполнена ради «галочки», точнее оценки, тем более зачастую отметки были хорошими, т.к. некоторые учителя по причине своей компьютерной неопытности считали это верхом творчества ученика. Учитель, действительно думающий, что ученическая презентация способствует развитию познавательного интереса к предмету и активизации творческой деятельности школьников, прежде всего сам является хорошим практиком в этом деле.  Конечно, принципам работы в PowerPoint наших детей учат на уроках информатики, но именно специфика естественных наук дает возможность почувствовать ученику значимость этой программы в обучении, а учитель-предметник всегда должен оказать информационную и технологическую поддержку.

Последние два года одним из направлений моей педагогической работы является проблема организации такой деятельности учащихся на уроках биологии как создание  тематических мультимедийных презентаций. Преимуществ использования этого метода достаточно:

  • повышается познавательная активность учащихся в освоении учебного предмета;
  • увеличивается доля самостоятельной деятельности учеников на уроке;
  • ученик учится серьезно работать с текстом: выделять существенное, разбивать на смысловые части, перефразировать, логически строить последовательность подачи информации;
  • появляются дополнительные возможности при организации проектной и исследовательской деятельности учащихся;
  • создаются условия для формирования у учеников критического отношения к результатам чужой и собственной работы, что способствует саморазвитию и самосовершенствованию;
  • изменяется отношение к компьютеру, т.к. дети начинают воспринимать его как универсальный инструмент для работы в любой области знаний;
  • взаимодействие учитель-ученик строится на основах индивидуального подхода и сотрудничества, учитель здесь выполняет консультативную функцию.

Обычно вся работа по созданию ученических презентаций организуется в несколько этапов. На предварительном этапе учителю важно мотивировать детей к изучению учебного материала, представить возможные направления их исследований в рамках общей темы. Считаю, что к вопросу выбора учениками темы для своей работы необходимо подходить серьезно. Эта тема должна быть очень интересна и самому ребенку и той аудитории, перед которой она будет представляться в последующем. Учитель всегда должен быть готов помочь учащемуся в этом непростом выборе, уметь предполагать успешность работы ученика в выбранном направлении с точки зрения имеющейся доступной информации (текст и изображения), его навыков работы с компьютером, а также  учета психологических особенностей обучаемого. Важно обсудить с каждым суть изучаемого вопроса, убедиться в том, что ученик действительно имеет понимание содержания своей дальнейшей работы. В ходе выполнения задания иногда приходится неоднократно совместно с ребенком корректировать название презентации, пересматривать ее содержательную часть, вплоть до полного изменения первоначально выбранной темы. Здесь важно, чтобы учащийся «заболел» проблемой, а не испытывал неудовлетворенность или чувство тревоги.

Технология создания учащимися предметных презентаций строится по определенной последовательности действий.

  • Сбор и изучение информации по теме, выделение ключевых понятий, структурирование текста на отдельные смысловые части. Как показывает практика, именно работа с текстом чаще всего вызывает у учеников затруднения.  Благодаря доступности ресурсов электронных библиотек и многочисленных образовательных, научно-популярных сайтов Интернета учащийся сталкивается с большим количеством информации по интересующей его теме. Ученик начинает испытывать растерянность от того, что «текста много, а времени мало», т.к. в среднем объем презентации ограничивается 12-15 слайдами. В таком случае удобно работать с  распечатанным текстом, делая пометки карандашом. В итоге, ученик, перечитав и перефразировав информацию несколько раз, становится знатоком своего вопроса, что обеспечивает его уверенность и успешность при  защите презентации.
  • Составление сценария презентации предполагает обдумывание содержания каждого слайда, его дизайна. Эта работа опять же выполняется за партой с карандашом в руке. В процессе планирования презентации учащийся еще раз повторяет изучаемый материал, анализирует и систематизирует его, представляет в краткой графической форме. Следует  подчеркнуть важность соблюдения этих двух этапов. В начале работы с ученическими презентациями я столкнулась с тем, что для большинства учеников составление презентации есть ни что иное как набрасывание на слайды случайных картинок и текста с последующим дополнением эффектов. Случалось наблюдать, что ребенок вообще начинает выполнение своей работы с поиска картинок и расположения их на слайдах, и только потом «накидывает» какой-то тест. В итоге получался некий продукт, в котором отсутствует согласованность названия презентации с текстом и иллюстрациями, текст мог занимать весь слайд, а изображение на картинках могло быть понятно только самому ученику. В ответ на замечания по этому поводу приходилось сталкиваться с непониманием и даже сопротивлением со стороны автора. Необходимо сформировать у школьника понимание того, что презентация начинается с листа, а не с компьютера.
  • Создание слайдов предполагает внесение текстовой информации, а затем поиск и размещение необходимых иллюстраций, схем, фотографий, графических элементов. Важно обращать внимание учащихся на особенности визуального восприятия расположенных на слайде объектов. Размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяются необходимостью их четкого рассмотрения с любого места аудитории, предпочтение отдавать спокойным, не «ядовитым», цветам фона. Иллюстрационные материалы располагают так, чтобы они максимально равномерно заполняли все экранное поле. Текстовой информации должно быть очень немного, желательно использовать приемы выделения значимых терминов, понятий.
  • Окончательное оформление презентации с использованием эффектов анимации. Анимация не должна быть слишком активной. Лучше совсем отказаться от таких эффектов как побуквенное появление текста, вылеты, вращения, наложения и т.п. Звуковое сопровождение эффектов обычно неуместно. К использованию аудио- и видеофайлов следует относиться достаточно разумно, чтобы не «перегрузить» презентацию излишней информацией и не отвлечься от заявленной темы.
  • Защита презентаций, их обсуждение и оценивание. Процедура защиты учащимися презентаций организуется в виде конференции. Обычно после каждой демонстрации презентации учитель предлагает высказать всем желающим свое мнение по содержанию, оформлению, защите мультимедийной работы. Приветствуются вопросы и рассуждения, проясняющие и уточняющие суть представленной проблемы. Учитель только на первом занятии обращает внимание на первоочередность выделения положительных сторон  защищаемой презентации, на тактичное отношение к недостаткам, а также на важность для выступающего слов поддержки и уместных рекомендаций. На следующих конференциях, когда каждый из класса побывал и в роли слушателя и  в роли выступающего, обычно складывается атмосфера сотрудничества, доверия, принятия другого.

    Вначале работы для меня встала проблема оценки презентации ученика. Я считаю, что выставляя высокие отметки только за то, что ребенок сделал что-то непохожее на прежние рефераты и доклады, мы снижаем планку его дальнейшего творческого развития: зачем трудиться, если и так все хорошо? Но и многочисленные критические замечания могут вообще подавить интерес к подобной работе и к предмету в целом. Встречаемые в печати критерии оценки мультимедийных презентаций предусматривают выставление  баллов по различным сторонам содержания презентации, ее внешнего вида, корректности текста, оформления слайдов и пр. Конечно, такие формы анализа дают очень глубокую оценку работы, но на практике подобные приемы оценивания в моих классах оказались не очень удачными. Старшеклассники легко понимали все критерии, но в целом вся процедура требовала много времени для анализа только одной презентации, а для учеников 5-6 классов приходилось постоянно разъяснять смысл критериев оценки. В итоге пришлось сильно упростить схему анализа, но при этом побуждать детей делать более полные словесные характеристики защищаемым презентациям. Используемый на моих уроках «Лист оценки мультимедийных презентаций» предполагает выставление отметок за оформление и содержание презентации учителем и каждым учеником, учитывает самооценку выступающего, в журнал выставляется средний балл из полученных шести отметок. Такая форма (можно сказать «экспресс-форма») оценивания вполне удовлетворяет учеников, меня и коллег-учителей.

Представленная технология привлекательна и с позиции сохранения здоровья школьников. Значительная часть деятельности учеников связана с работой за партой. Непосредственная работа за компьютером должна быть строго регламентирована учителем, не допустить физического напряжения помогают физкультминутки, различные эмоциональные паузы,   собеседования о ходе выполнения задания.

За время применения мною в процессе обучения биологии технологии создания учащимися презентаций накоплен бесценный банк ученических работ. Самые лучшие из них используются в урочной и внеклассной работе. Есть работы, которые представляют собой пример творчества, есть и такие, которые требуют доработки. Те и другие служат для учащихся реальными образцами качества выполнения подобных работ. Анализируя качество мультимедийных презентаций, можно выделить следующие типичные ошибки, допускаемые учениками:

  • ошибки в оформлении титульного слайда;
  • много текста на слайде;
  • грамматические ошибки в тексте;
  • выбран нечеткий шрифт;
  • неудачное сочетание цвета шрифта и фона;
  • несоответствие названия слайда его содержанию;
  • несоответствие содержанию текста используемых иллюстраций;
  • текст закрывает рисунок;
  • рисунки нечеткие, искажены;
  • неудачные эффекты анимации;
  • излишнее звуковое сопровождение слайдов;
  • тест приведен без изменений (скопирован из Интернет с ссылками);
  • недостоверность информации; ошибки в завершении презентации.

Технология создания ученических презентаций в практике преподавания  биологии хорошо себя зарекомендовала как форма организации и проведения предметных семинаров и конференций, подготовки учащимися творческих индивидуальных и групповых заданий к уроку. Умело оформленные электронные презентации являются эффективным средством подачи результатов исследовательской и проектной работы учащихся. Кроме того, данная технология способствовала  возникновению в нашей школе «Конкурса ученических презентаций», на котором дети представляют собственные электронные работы по любым интересующим их вопросам. Сейчас в каждом классе можно выделить  группу увлеченных предметом детей, которые успешно используют в своем обучении навыки работы в программе PowerPoint. Созданные ими презентации отличаются наличием гиперссылок, аудио- и видеооформлением, в этих работах включены слайды обратной связи контролирующего характера («выбери правильный ответ», «ответь на вопрос», «найди лишнее» и т.п.).

Конечно, успешность работы с ученическими презентациями напрямую зависит от оснащенности школы компьютерами и их доступностью для учителя-предметника в плане проведения уроков, возможностью использования ресурсов Интернет.  Приветствуется наличие у учеников элементарных навыков работы с программой PowerPoint, хотя на собственном опыте доказано, что даже пятиклассники быстро становятся уверенными пользователями программы под руководством учителя биологии, т.к. главная задача педагога – это создать ситуацию успеха   ребенка на уроке.

Итак, одним из  условий эффективности  современных информационных технологий в школе является повышение доли самостоятельности учащихся. Использование технологии создания ученических мультимедийных презентаций на уроках биологии активизирует познавательный интерес школьников к предмету за счет новой формы представления учебного материала. Разработка учениками собственных электронных проектов позволяет трансформировать традиционный процесс обучения в развивающий и творческий.

Литература

  • Аствацатуров Г.О. Дизайн мультимедийного урока: методика, технологические приемы, фрагменты уроков [Текст]/ Г.О. Аствацатуров, канд. ист. наук. – Волгоград: Учитель, 2009.
  • Герасимова В.А. О методах и приемах использования информационных технологий на уроках [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.openclass.ru/io/1/metody 
  • Знамеская В.Н. Повышение мотивации изучения истории через создание мультимедийных ученических презентаций (обобщение педагогического опыта) [Текст]/ В.Н. Знаменская // Директор школы. – 2005. – № 6.
  • Использование мультимедийных технологий в  школе [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.curator.ru/pedagog/media.html
  • Лапенок М.В. Об использовании мультимедиа и дистанционных технологий при обучении общей биологии[Текст]/ М.В. Лапенок // Биология в школе. – 2010. – №4.
  • Тимофеева А.В. Информационные технологии – друзья или враги? [Текст]/ А.В. Тимофеева // Биология в школе. – 2010. – №4.