Занятие по развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи "Наш город Красноярск"

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Данный конспект можно разделить на два занятия:

  1. Знакомство детей с городом Красноярском, через компьютерную презентацию.
  2. Составление детьми описательного рассказа о городе по картинно-графической схеме.

Цель: Развитие связной речи.

Задачи:

  1. Расширять и уточнять знания детей об истории возникновении города, и о его достопримечательностях.
  2. Развивать связную речь, через составление описательного рассказа о городе по картинно-графической схеме из серии сюжетных картинок.
  3. Продолжать учить детей согласовывать существительные с числительными в роде, числе, падеже.
  4. Развивать память, творческие способности при заучивании стихотворения с движением по картинно – графическому плану схеме.

Оборудование: компьютерная презентация достопримечательностей города Красноярска; картинно-графические схемы стихотворения и описательного рассказа о городе; приглашение на экскурсию.

Ход занятия

I. Орг. момент, введение в тему:

чтение логопедом стихотворения:

Красноярск раскинул улицы
Всюду зелень тополей.
Растревожено волнуется,
Наш красавец Енисей.

О чем говориться в этом стихотворении?

– Почему город, в котором мы живем, называется Красноярск?

II. Введение в тему через рассказ логопеда о городе:

– В давние времена люди плыли на лодках по огромной реке «Енисей». И увидели, что над ней возвышались горы из красной глины, а назывались эти горы «Красный яр». Место это было пустое, ни домов не было, ни дорог. И решили люди построить на этом месте город с большими домами, больницами, театрами, заводами, и назвать его Красноярском:

«Не зря Красноярском зовут город мой
В нем красные горы, над синей рекой».

III. Отдыхалочка:

заучивание стихотворения с движениями о городе Красноярске (см. приложение 1)

IV. Беседа о городе Красноярске

(сюрпризный момент: стук в дверь, принесли приглашение).

Приглашение.

Чтоб о городе много узнать,
на каждой улице там побывать.
На экскурсию вас приглашаем,
на автобусе вас покатаем.

– Ребята нас приглашают отправиться на экскурсию по нашему городу.

– А что же такое экскурсия?

– Как называется край, в котором мы живём? (Рассматривание карты Красноярского края).

– Красноярский край очень большой.

– Какой город самый большой в нашем крае?

– Тогда садимся в автобусы и отправляемся на экскурсию по нашему городу (дети садятся на стульчики в «автобус» и через компьютерную презентацию беседуют о городе).

Беседа логопеда о городе Красноярске.

– Начинается наша экскурсия с района, где расположен наш детский сад.

– Как называется район и улица нашего детского сада?

– В честь кого названа эта улица?

– Фёдор Васильевич Гусаров - большевик. Принимал активное участие в работе Красноярской подпольной партийной организации. После Октябрьской революции был комиссаром здравоохранения.

– Расскажите, а на каких улицах вы живёте дети? (ответы детей).

– Многие улицы в нашем городе названы именами героев.

– А какие вы ещё знаете улицы в нашем городе?

– Мы едем по городу Красноярску. В нашем городе есть старые деревянные дома и новые, современные. Наш город очень старый, ему 381 год. 381 год назад пришли на берег реки Енисей люди и начали строить город, он сначала был очень маленьким, потом с каждым годом всё рос и становился большим и красивым.

– Что в нашем городе построено строителями? (школы, больницы, цирк, кинотеатры, институты, музеи, детские сады……)

– Как называется главная улица нашего города? (Мира).

– Что находится на этой улице? (телеграф, кукольный театр, Дом советов, редакция газеты Красноярский рабочий).

– Какие ещё большие улицы в центе города вы знаете? (Ленина, Маркса)

– В нашем городе много заводов, какие вы знаете, что они выпускают? (телевизорный - телевизоры; комбайновый - комбайны).

– А какие в нашем городе есть фабрики и что они изготовляют? (кондитерская – конфеты; обувная – обувь..)

– Многие люди приезжают в наш город. Артисты на концерты, спортсмены на соревнования.

– Каким транспортом можно приехать в наш город?

– Какие вокзалы вы знаете в городе Красноярске?

– Что могут показать жители Красноярска интересного в нашем городе приезжим гостям? (рассказ детей о достопримечательностях города).

– Какая река протекает в нашем городе и разделяет его на две части?

– Река Енисей могучая, полноводная, богатая рыбой. Люди построили на реке Енисей самую большую Красноярскую ГЭС.

– Река Енисей разделяет город на два берега, это левый и правый.

– А расскажите, на каком вы берегу живёте?

– Вспомните, что расположено на правом берегу? (Цирк…)

– А что на левом берегу?(Парк Горького…)

– Наша экскурсия подходит к концу пора возвращаться в детский сад.

V. Отдыхалочка с мячом:

Д/И «Посчитай-ка» – согласование существительных с числительными в роде, числе, падеже:

  • один спортивный стадион, два спортивных стадиона….;
  • одна больница, две больницы…;
  • один кинотеатр, два кинотеатра….

VI. Составление описательного рассказа о городе Красноярске по картинно-графической схеме из серии сюжетных картинок

(см. приложение 2)

VII. Итог занятия:

– Где мы с вами побывали?

– Что мы с вами повидали?