Информационные технологии на уроке окружающего мира. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока:

  • систематизировать знания учащихся о роли животных в жизни человека;
  • раскрыть факторы отрицательного влияния человека на жизнь животных;
  • ознакомить детей с Красной книгой и животными, которые в нее внесены;
  • учить беречь природу и бережно к ней относиться.

Оборудование: плакаты, детские рисунки, Красная книга Республики Татарстан, ноутбук, проектор, фонограмма с голосами птиц, презентация.

Ход урока

l.  Организационный момент

Здравствуйте! Посмотрите за окно. Какая сегодня погода? Давайте улыбнемся друг другу, чтобы пасмурная погода не пробралась к нам в класс.

ll.  Проверка домашнего задания «Блиц-опрос»

-Вьют ли наши птицы гнезда на юге?
-Как размножаются звери?
-Чем выкармливают детенышей?
-Кто трижды родится, прежде чем стать взрослым?
-Чем размножаются рыбы?
-Вьют ли рыбы гнезда?
-Кто еще откладывает икру?
-Слепыми или зрячими рождаются зайцы?
-Когда еж не колется?

lll.  Вхождение в тему

Кто может назвать точную дату сегодняшнего дня?
В каком веке мы с вами живем, в каком тысячелетии?
Удивительное время! И, наверное, можем считать себя везунчиками, счастливчиками. Человечество может гордиться своими достижениями в области техники, искусства, образования. Человек покорил океан, воздух, землю. Но пришло время подводить итоги, анализировать достижения, промахи, ошибки. Наряду с достижениями у человека появились большие проблемы. К числу самых волнующих, несомненно, относятся проблемы экологии.
-Что нас ждет в будущем. Если не перестанем беспечно относиться к природе и к тому, что она нам дает. Выживет ли человек, если лишится самого дорогого и необходимого на Земле.
Экологический кризис коснулся всех стран и народов. Всем неизбежно придется принимать меры, чтобы сохранить для себя тех, кто идет за нами, нашу прекрасную планету.   (Звучит фонограмма «Голоса птиц»)
-Слышите? Прислушайтесь. Куда мы с вами попали? Как легко и свободно дышится в лесу.
Слышите запахи? ( Дети читают хором, слайд 2)

Здравствуй, природа! Здравствуйте, поля леса, реки, озера и моря!
Здравствуйте, птицы – соловьи, воробьи, жаворонки!
Здравствуйте, звери – волки, зайцы, лисицы, медведи!

Если бы человек вот так здоровался каждый день не только с родными и близкими, но и со всеми живыми существами. Может быть, до сих пор на Земле жили бы все животные
и растения, которые мы уже никогда больше не увидим, т. к люди уничтожили их.
Давайте разгадаем кроссворд, о чем нас просят животные?

1.      Растение с красивыми желтыми цветами, чуть поднимается над поверхностью воды.
2.       Владыка Арктики.
3.      В.2-3 года эти птицы создают пары и больше никогда не расстаются.
4.      Эта большая белая птица служит символом красоты и любви, чистоты и нежности.
5.      Знахари готовили из частей тела лекарства от слабости и трусости.
6.      Они рождаются с длинными тонкими ногами, с прямым красным клювом и ходят 2 года в сером оперении, затем розовеют.
-Какое слово получилось по вертикали? (Береги)
- Это слово будет девизом нашего сегодняшнего урока. И тема наша: «Охрана животных».

lV. Формирование знаний

-Все мы  -  и дети, и взрослые, и звери, и птицы, и рыбы  -   дети одного царства Природы. Сегодня мы поговорим о тех, кто пищит, лает, мяукает, каркает, квакает, рычит – о братьях наших меньших. Все животные играют огромную роль в природе.
Без некоторых видов животных не могли бы размножаться и расселяться некоторые растения. Другие уничтожают вредителей полей и лесов.
Многие годы хищнически истребляли зверей. В лесах совсем мало сохранилось таких ценных животных, как лось, бобр, соболь, куница. ( слайд  3)
-Ребята, а что страшнее всего для животных?
(Высказывания детей)
-Очень важно, чтобы вы осознавали, что людская беспечность – вот главная причина беды.
Демонстрация плакатов, нарисованных детьми дома. (рисунок 1, рисунок 2)


Рисунок 1


Рисунок 2

-Своими плакатами вы говорите: «Нет - разбою, нет – беспечности. Мы за природу, мы – дети природы!»
-Иногда слышишь: «Человек – царь природы!»
-Согласны ли вы с этим утверждением?
(Высказывания детей)
Исполнение песни «Раненая птица»

Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица. Птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится:
На траве кровавой вздрагивает птица.
Припев:
Птицы, рыбы, звери в душу людям смотрят.
Вы их  жалейте, люди, не убивайте зря.
Ведь небо без птиц не небо,
А море без рыб не море,
И земля без зверей не земля, не земля, не земля.

-Да, вы правы. Кто поставил человека перед природой? Сам человек? А что он представляет собой без природы – без воздуха, воды, пения птиц, ароматов цветов, шелеста листвы? Все это дарит людям мать природа и не просит взамен никакой платы только ждет от нас бережного отношения к себе.
- К сожалению, ни растения, ни животные не могут с нами говорить, а сколько могли бы нам сказать.
Давайте послушаем жалобы обитателей садов, лесов и огородов.
Игровая ситуация: «Жалобы обитателей шов, лесов и огородов» (Выступления детей)
Жалоба 1. Ох и не любят меня люди! Голос, видите ли, мой не нравится и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы иногда некоторым сидеть без хлеба. Так вот подумайте хорошенько, обижать или любить меня.
Ответ. Это сова. С 1964 года в РСФСР совы находятся под охраной закона. Одна серая сова в течение лета съе­дает тысячи полевок, которые способны уничтожить тон­ну зерна за это время. (слайд 4)
Жалоба 2. На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же дру­зья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь таки­ми мы уродились! Обижают нас часто.
Ответ. Летучая мышь. (слайд 5)
Жалоба 3. Сама знаю, что не красавица я. Окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то еще камнем бросят или ногой пнут. А за что? Не всем же быть краси­выми! А польза от меня людям большая.
Ответ. Жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и чер­вей целый огород. Если в доме завелись тараканы, при­неси жабу — они исчезнут. (слайд 6)
Да, ребята, велико значение природы для жизни человека. Сегодня мы познакомимся с необычной книгой. (Демонстрация книги) (слайд 7)
Как называется эта книга, для чего она нужна?
(Высказывания детей)
-Как вы думаете, почему назвали именно Красной книгой, а не жёлтой, синей?
-Почему Красная книга переиздавалась?
Красная книга – это документ временного действия, потому что условия обитания животных меняются, и все новые виды могут оказаться в катастрофическом положении.
Вместе с тем, меры, которые предпринимает человек, дают хорошие результаты, о чем свидетельствуют зеленые листы Красной книги, где представлены уже спасенные животные и растения. Например, бобр и соболь.

V. Физкультминутка

Цапля весело гуляла,
Всех лягушек разогнала,
Покачалась, покачалась,
Тину с лапок обобрала,
Шейкой длинной повертела,
Всю округу осмотрела.
К солнцу  сладко потянулась, потянулась,
Вся встряхнулась, вся встряхнулась,
И укрывшись в камышах,
Затаилась, улыбнулась.

VI.  Работа с учебником, с. 112-114. (Самостоятельное чтение)

Ответы на вопросы «Подумай».

Vll. Животные Красной книги

-Отгадайте загадку. О ком она?

Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах.
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины.  (бобры)

Далее просматриваются слайды 8-17  с презентацией «Берегите животных»

Vlll. Фенологический рассказ на тему «Лето» «Животные и растения, занесенные в Красную книгу»

И в этом году мы решили продолжить наши поездки в лес и летом. Еще в мае мы договорились в первое воскресенье июля собраться на при­вокзальной площади. Конечно, не все пришли, многие уехали отдыхать в другие места. Хорошо летом в лесу! Зеленой листвой одеты деревья. Пах­нет грибами, спелой душистой земляникой. Красные ягоды в сосновом ле­су- это брусника, нам очень понравился ее кисловато-горьковатый вкус. В кустах над ручьем заливался соловей, вдали куковала кукушка. Белый ко­вер цветущей ветреницы дубравной, словно пуховым одеялом, покрыл землю. В большом лесу на вершине высокого дуба устроил свое гнездо орлан- белохвост. Много всяческой добычи приносит он прожорливым птенцам. А вот и он сам - высоко парит над облаками. Зрение у него пре­красное, с такой высоты он хорошо видит, где спрятался зайчонок, где про­бежала глухарка с выводком.
А что это за интересное растение с небольшими светло-розовыми цветками? «Я знаю, - закричал Петрик, - это волчье лыко, очень ядовитое растение!» Попадались нам и разные грибы белые, сморчки. Это - съе­добные грибы, мы немного собрали их, а вот мухоморы, бледные поганки
мы старались обходить стороной - это грибы ядовитые. На краю болота мы увидели лосиху со своим длинноногим неуклюжим лосенком. Чтобы спа­стись от надоедливых комаров, лоси забрались в воду. Неожиданно в кус­тах раздался сильный шум, словно великан пробирался по лесу. Так и есть - великан, красавец зубр вышел из кустов на поляну, постоял в задум­чивости и медленно побрел дальше. Пригревало солнце, в воздухе все от­четливее ощущался запах сосновой смолы, на опушках кружатся бабочки -лимонницы, махаоны.
Неожиданно раздались громкие трубные звуки - это пара серых жу­равлей пролетела над лесной поляной. Поют зяблики, овсянки, пеночки, в воздухе медленно плывут тонкие паутинки. Красиво в лесу!
(Рассуждения детей)

Ошибки:
1.  Брусника плодоносит позже - во второй половине августа и до морозов.
2. Соловей в июле уже не поет.
3. Ветреница дубравная отцветает в мае.
4. Волчье лыко цветет в апреле.
5. Сморчки встречаются рано весной.
6. Орлан-белохвост ест рыбу, а не зайцев и глухарей.

Животные и растения, занесенные в Красную книгу: 1. Орлан-белохвост. 2. Зубр.

lX.Итог урока

-Чему был посвящен урок?
-Что вы запомнили?
-Как нужно относиться к животным?
И вы, ребята, можете внести свою лепту в дело охраны природы. Каждую весну вы можете строить домики для птиц, а зимой – кормушки.

Покормите птиц!
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайка на крыльцо.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!

X. Домашнее задание

1. Прочитать статью в учебнике «Охрана животных» (стр. 112-115); подготовить ответы на вопросы раздела «Проверь себя» (стр.115)
2. Оформи для своих младших товарищей книжку-малышку «Береги животных!». Помести в ней сведения об 1 – 2 охраняемых животных нашего края.