Цели урока:
- Повторить единицы скорости, массы, пути, времени; формулы скорости, плотности.
- Применять формулы при решении задач, читать графики.
- Формирования целостного восприятия картины мира и связь с экологией родного города.
Демонстрации:
- книги по экологии, график;
- плакаты с экологическим содержанием.
Девиз урока:
Небо без птиц – не небо.
Море без рыб – не море,
Лес без зверей – не лес.
Погибнет природа – погибнет человечество.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Экология – это особая наука, которая изучает взаимосвязи и взаимоотношения между живыми и неживыми компонентами нашей планеты, взаимодействия организмов между собой. Особая это наука еще и потому, что не может обойтись без физики, химии, математики, географии и биологии. Слово экология происходит от греческих слов ecos (дом, жилище) и logos (слово) то есть в буквальном смысле экология – наука о доме. До недавнего времени при изучении природных явлений мы рассматривали только природные силы, действующие в окружающей среде. Теперь можно учитывать взаимодействие деятельности человека на природу, которая сравнивалась с природными силами. Первым выдвинул эту идею академик В.И. Вернадский, назвавший человечество новой экологической силой. Защита жизни на земле от экологической катастрофы становится самой важной проблемой для человечества. Хорошее знание физики поможет нам в этом. Как? Давайте разберемся вместе. Связаны ли между собой процессы, происходящие на Земле с деятельностью человека? Большую роль в ответе на этот вопрос играет физика, так как в основе большинства природных и технологических процессов лежат физические явления, описываемые физическими законами. Если мы хорошо будем знать причину опасных явлений в окружающей среде, то сумеем найти способы их устранения.
Работа по вариантам.
Задача. Определите, на какое расстояние переместилась нефтяная пленка в Амурском заливе за одни сутки, если:
1 вариант | 2 вариант | 3 вариант |
υ = 0,3 м\с | υ = 1,5 м\с | υ = 0,5 м\с |
Ученик 1: Может показаться, что скорость течения рек не связана с экологическими проблемами. Это не так. Уменьшение скорости воды приводит к уменьшению перемешивания слоев, от этого снижается способность воды растворять кислород, падает температура воды, следовательно, ухудшается условия жизни водных растений и животных.
Ученик 2: Автомобиль в среднем на 1 км пробега выбрасывает в атмосферу 30г угарного газа, 4г двуоксида азота, 2г бензина. При холостом ходу на стоянке за 1мин автомобиль выбрасывает 30г угарного газа. Кроме того, каждый автомобиль в среднем за год выбрасывает в атмосферу 1 кг свинца в виде пыли.
Задачи:
- Сколько пылинок вдыхает за сутки каждый ученик вашего класса, если 1 человек-горожанин вдыхает за 1 минуту 4 млрд. пылинок.
- Рассчитайте сколько угарного газа, двуоксида азота, бензина выбросит из выхлопной трубы в атмосферу автомобиль, если он проедет мимо нашей школы.
- Посчитайте количество автомашин, проезжающих мимо школы по дороге за 30 минут, в обе стороны, если в среднем все автомобили движутся со скоростью 60 км\ч. Сколько они выбросят в это время в атмосферу угарного газа, двуокиси азота, бензина.
Ученик 4: Слово эрозия в переводе с латинского языка означает разъединение. Эрозия разрушает почвенный слой. Наиболее распространенные ее виды: водная и ветровая. Эрозия губит или повреждает посевы, выносит за поля органические и минеральные удобрения, происходит загрязнение окружающей среды.
Задачи:
- На графике приведены кривые, иллюстрирующие количество воды, стекающее с берегов оврагов при разной степени их облесенности (сильной 90% и слабой 30%). Определите количество стекающей воды через 2 часа после начала дождя на сильно и слабо облесенном берегу. Определите по графику время, за которое сойдет вся дождевая вода при сильно и слабо облесенном берегу.
- Экскаватор с ковшом объемом 2,5 м3 за 3 минуты черпает песок из карьера и грузит его в железнодорожные вагоны. Рассчитайте объем образовавшейся ямы, если глубина вскрытия карьера 2 м. На сколько, увеличится площадь карьера за 8 часов работы. Каких размеров достигнет карьер за 1 год.
Ученик 5:
Ты был когда-то город сад
Я верю, им ты еще будешь.
Как много лет тому назад,
К тебе придут на помощь люди.
Уменьшится поток машин,
И чище станет атмосфера.
Пьянящим запахом жасмин
Заполнит улицы и скверы.
Когда ночная тишина
Не будет рваться диким криком,
И как в былые времена,
Ты очаруешь нежным ликом.
Прими признание в любви
Тех, кто тобой живет и дышит.
Кто каждый день как муравьи,
Твое величье делом пишет.
Домашнее задание:
- придумать кроссворд на экологическую тему;
- составить задачи с экологическим содержанием на пройденные темы.
Литература:
- «Артему 70 лет» – литературный статистический сборник. г. Владивосток.
- «География Приморского края» – учебное пособие.
- Физика «Человек. Окружающая среда» А.П. Рыжаков.
- «Физика 7 класс» А.П. Перышкин.