В становлении личности каждого члена современного общества школа играет, хотим мы того или не хотим, ведущую роль. А начальная школа – это начало всех начал, это школа, где учат учиться. Невозможно научить ребёнка. Он может научиться только сам. И основная мотивация к ученику - это «Нужность приобретаемых знаний конкретно для него». И основным инструментом обучения остаётся его величество «Урок», который сильно меняет свои формы в результате изменения в государстве, обществе, системе образования и самой жизни. Достижение нового качества урока в начальной школе предполагает сохранение здоровья детей, их благоприятное эмоциональное состояние, посильный объём учебной нагрузки. Учителю начальной школы всегда было присуще стремление достичь желаемых результатов обучения, развития, воспитания большинства детей, с которыми он работает, для этого учитель старается создать условия, при которых дети с разными способностями могут добиваться успеха в учении на максимально возможном для них уровне.
Рассматривая ученика, как субъекта процесса обучения в своей работе я ориентируюсь на выполнение таких задач:
1.Развитие умений читать, писать, рассказывать и слушать.
2.Развитие у учащихся критического и аналитического мышления.
3.Понимание физической и биологической сущности окружающей среды и роли человека в её сохранности.
4.Совершенствование знаний, умений необходимых для непрерывного образования.
5.Развитие умений, необходимых для решения задач, сбора и обработка данных.
6.Развитие способностей сравнивать, оценивать услышанное, написанное и прочитанное.
А успех в обучении может быть обеспечен такой методической системой, в основе которой лежит интерес детей к предмету. Чем же живёт ребёнок? В чём реализуется его личность? Конечно в игре. Моя педагогическая концепция – воспитание жизнелюбивых, честных, добрых и активных в своей жизни людей через игру.
Что же включает в себя понятие «игра»? Игровой подход в обучении это создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик готовится к решению жизненно важных проблем и реальных затруднений.
Модель организации учебного процесса с использованием игры мы называем игровым подходом в обучении. Она строится на применении принципа имитации реальной трудовой деятельности с использованием проблемной ситуации.
Для создания проблемной ситуации в своей практике я использую такие технологические приёмы организации учебного процесса как:
- Создание жизненно важной проблемной ситуации, взятой из жизни (такие игры способствуют активизации мыслительной деятельности, развивают интерес к предмету.)
- Распределение ролей, функций, характер взаимодействия учеников и учителя для решения этой проблемы (во время игры дети становятся «артистами», «туристами», «пешеходами», «пассажирами».)
- Формулировка поисковых задач, которые способствуют разрешению проблемной ситуации. Проблемная ситуация способствует формированию умений анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделяя характерные особенности предметов, событий, а это влияет на развитие внимания, наблюдательности, памяти и воображения.
Результативность можно оценивать с помощью критерий:
- Это наличие у ученика положительного мотива к разрешению кризисной ситуации. Каждая выполненная работа поощряется «словом», фишками, баллами, что способствует повышению активности.
- Наличие у учащихся положительных изменений в эмоционально – волевой сфере.
Необходимо, чтобы ученик испытал радость, удовольствие от деятельности, чтобы ему стало интересно дойти до конца.
- Осознание учеником полученного нового знания. Ученик должен понять, что полученные знания ему будут нужны в жизни.
Таким образом, для использования игрового подхода в обучении необходима проблемная ситуация, разделение на роли и определение правила взаимодействия.
Игра является основным источником знаний для ребёнка. Ведь через игру ребёнок познаёт мир и развивает умственные способности. А так же во время игры находят выход энергия и эмоция ребёнка.
Развивающие игры для детей младшего школьного способствуют самоутверждению и развитию настойчивости, развивает у малышей стремление к цели и успеху, разного рода мотивационных качеств.
В ходе игры ребёнок совершенствует свои действия по прогнозированию, планированию, учится взвешивать свои шансы на успех и выбирать альтернативные пути решения задач. Вся учебная деятельность в начальной школе даёт стимул, прежде всего, к развитию психологических процессов, познанию всего окружающего мира – ощущений и восприятий ребёнка.
Значение игры для развития ребёнка неоспоримо. В игре развивается внимание, память, воображение, мышление, речь, воля и чувства. Игра развивает такие качества личности, как самоконтроль, самообладание, самосознание. Игра способствует формированию и становлению личности.
В процессе обучения детское мышление претерпевает огромные изменения. Перестраивается все мировосприятие и память – это способствует развитие творческого мышления. Очень важно грамотно влиять на этот процесс развития. Хорошо организованные игры имеют большой воспитывающий потенциал. Они помогают вырабатывать определённые качества личности: усидчивость, терпение, взаимоуважение, взаимопомощь, аккуратность. Всё это вместе взятое и позволяет активизировать мышление, формировать устойчивый интерес к организованности. Лишь учитель, хорошо владеющий игровой методикой, может извлечь из игры её огромный воспитательный потенциал. Этот вид деятельности за многовековую историю впитал в себя лучшие традиции педагогики, психологии, филологии. Использование этого вида в процессе обучения в конечном итоге помогает детям вести активный, здоровый образ жизни.