Урок русского языка по теме "Мягкий знак в середине слова"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: изучение нового.

Формы работы на уроке: парная, коллективная, индивидуальная.

Цели:

  1. Учить обозначению мягкости согласных в слове с помощью мягкого знака.
  2. Развивать мышление, речь, память, умение доказывать, рассуждать. Совершенствовать интеллектуальные умения, учебные навыки.
  3. Воспитывать активность, самостоятельность, взаимопомощь, любовь и интерес к родному языку.

Оборудование: карточки со словами, картинки с изображением словарных слов, карта путешествия.

Ход урока

1. ОРГМОМЕНТ

Мобилизующий этап. Эмоциональный настрой.

-Встаньте красиво. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Тихонько садитесь.
-Сегодня мы продолжаем наше путешествие по стране русского языка.  Как вы думаете, какие приключения могут нас ожидать в этом путешествии!
-Ну, что же? В путь!!!! Закройте глазки. Досчитайте до 10.

2. МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ
-Откройте глазки. Где мы очутились? (На горе Чистописания)
-Как думаете, чему мы будем учиться здесь?

-А какую букву будем тренироваться красиво писать, попробуйте отгадать:

5

3

1

Д

В

?

 (Запись можно расшифровать следующим образом.  Д в алфавите пятая по счёту, буква В – третья, значит, первая буква А. сегодня мы будем писать букву А)

-Определите последовательность букв в каждом ряду:

Ааб   Аав   Ааг

(Заглавная А , строчная а чередуются с согласными по алфавиту.)

-Напишите этот ряд до конца строки, соблюдая указанную последовательность.
-Молодцы, вы хорошо справились.

Отправляемся в путешествие дальше. Подняли руки над головой. Закрыли глазки. Считаем до 10. на каждый счёт хлопая в ладошки.

3. СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА

-Открыли глазки. Где мы находимся сейчас? (На озере Словарном)
-Чему мы будем учиться здесь?
-Попробуйте отгадать, какие слова будем повторять сегодня.

Посмотрите на доску:

-Какой предмет здесь лишний? Почему? (Карандаш, он несъедобный.)
-Уберём его.

Отгадайте слово по первым буквам оставшихся предметов. (САПОГ)
-Что такое сапог?

-Какие ещё словарные слова обозначают то, что люди могут надевать зимой? (КОНЬКИ, ПАЛЬТО, ОДЕЖДА)

Запишите эти слова, подчеркните буквы, которые нужно запомнить.
-Отправляемся дальше.

4. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

-На поляне правил мы повторяем правила или знакомимся с новыми правилами.

На доске:  карась. яблонька, декабрь, лошадь. альбом. пальцы.

-Прочитайте написанные слова. (Хоровое чтение)
-Что в них общего? (Все слова имеют мягкий знак)
-На какие 2 группы можно разделить эти слова?
-Разделите слова на группы в зависимости от нахождения мягкого знака.
Запишите их столбиком.

Сообщение темы урока

- Кто догадался, чем мы будем заниматься на уроке?
-Какова роль мягкого знака в слове? (Мягкий знак показывает, что согласный перед ним произносится мягко)
-Какие ещё буквы помогают обозначать мягкость согласных? (Гласные е, ё, и, ю, я)
-В каких, записанных вами словарных словах есть мягкий знак?
Подчеркните мягкий знак в словарных словах.

5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

-Теперь немного отдохнём в лесу Здоровье.
Я буду произносить слова.
Если звучит слово с мягким знаком в конце слова – вы хлопаете в ладоши.
Если в середине слова – приседаете.
Если произношу слово без мягкого знака – топаете ногами.
Тень. Школьник. Палка. Боль. Пилка. Борьба. Мель. Зверьки. Угольки. Плыть. Уголки. Мальчик. Зорька. Окунь. Жильцы. Учить. Кустик.

6. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Работа в парах

-Дальше наш путь лежит в село Предложений.
-На каждом столе лежит карточка, где в 2 столбика записаны слова. Прочитайте их.
-Чем похожи все слова в первом столбике?
-Во втором? (Предмет. Признак)
- Найдите пару каждому слову из первого столбика во втором столбике. Соедините их стрелочками, посовещавшись в парах..
-Составьте красивые предложения с двумя наиболее понравившимися словосочетаниями.

стальная
старенький
ясная
большое
морская
яркие
сильный

ветер
огоньки
портфель

село
зорька
игла
галька

-Прочитайте предложения, которые у вас получились. (Конкурс на самое красивое предложение)

Словарная работа. Обучение приёмам запоминания

-Теперь отправляемся в город Слов
-Прочитайте написанные пары слов.(На обратной стороне доски)
-Постарайтесь их запомнить. (Через 1-2 мин вторые слова стираются).

Ориентируясь на первое слово, напишите по памяти в строчку вторые слова каждой пары. Подчеркните мягкий знак в середине слова.

Рисунок – альбом
Конверт – письмо
Пуговица –пальто
Нога – коньки
Поляна – пеньки

Река Списывание
(работа по карточкам)

7. ИТОГ УРОКА

-Чему учились?

Мягкий знак – хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
В словах жизнь, кольцо, жильцы
Мягкий знак всегда пиши!

-В каких словах ещё нужно писать мягкий знак?

-Что наиболее запомнилось на уроке?

Оценка деятельности каждого

Домашнее задание