Тип урока: изучение нового.
Формы работы на уроке: парная, коллективная, индивидуальная.
Цели:
- Учить обозначению мягкости согласных в слове с помощью мягкого знака.
- Развивать мышление, речь, память, умение доказывать, рассуждать. Совершенствовать интеллектуальные умения, учебные навыки.
- Воспитывать активность, самостоятельность, взаимопомощь, любовь и интерес к родному языку.
Оборудование: карточки со словами, картинки с изображением словарных слов, карта путешествия.
Ход урока
1. ОРГМОМЕНТ
Мобилизующий этап. Эмоциональный настрой.
-Встаньте красиво. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Тихонько садитесь.
-Сегодня мы продолжаем наше путешествие по стране русского языка. Как вы думаете, какие приключения могут нас ожидать в этом путешествии!
-Ну, что же? В путь!!!! Закройте глазки. Досчитайте до 10.
2. МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ
-Откройте глазки. Где мы очутились? (На горе Чистописания)
-Как думаете, чему мы будем учиться здесь?
-А какую букву будем тренироваться красиво писать, попробуйте отгадать:
5 |
3 |
1 |
Д |
В |
? |
(Запись можно расшифровать следующим образом. Д в алфавите пятая по счёту, буква В – третья, значит, первая буква – А. сегодня мы будем писать букву А)
-Определите последовательность букв в каждом ряду:
Ааб Аав Ааг …
(Заглавная А , строчная а чередуются с согласными по алфавиту.)
-Напишите этот ряд до конца строки, соблюдая указанную последовательность.
-Молодцы, вы хорошо справились.
Отправляемся в путешествие дальше. Подняли руки над головой. Закрыли глазки. Считаем до 10. на каждый счёт хлопая в ладошки.
3. СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА
-Открыли глазки. Где мы находимся сейчас? (На озере Словарном)
-Чему мы будем учиться здесь?
-Попробуйте отгадать, какие слова будем повторять сегодня.
Посмотрите на доску:
-Какой предмет здесь лишний? Почему? (Карандаш, он несъедобный.)
-Уберём его.
Отгадайте слово по первым буквам оставшихся предметов. (САПОГ)
-Что такое сапог?
-Какие ещё словарные слова обозначают то, что люди могут надевать зимой? (КОНЬКИ, ПАЛЬТО, ОДЕЖДА)
Запишите эти слова, подчеркните буквы, которые нужно запомнить.
-Отправляемся дальше.
4. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
-На поляне правил мы повторяем правила или знакомимся с новыми правилами.
На доске: карась. яблонька, декабрь, лошадь. альбом. пальцы.
-Прочитайте написанные слова. (Хоровое чтение)
-Что в них общего? (Все слова имеют мягкий знак)
-На какие 2 группы можно разделить эти слова?
-Разделите слова на группы в зависимости от нахождения мягкого знака.
Запишите их столбиком.
Сообщение темы урока
- Кто догадался, чем мы будем заниматься на уроке?
-Какова роль мягкого знака в слове? (Мягкий знак показывает, что согласный перед ним произносится мягко)
-Какие ещё буквы помогают обозначать мягкость согласных? (Гласные е, ё, и, ю, я)
-В каких, записанных вами словарных словах есть мягкий знак?
Подчеркните мягкий знак в словарных словах.
5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
-Теперь немного отдохнём в лесу Здоровье.
Я буду произносить слова.
Если звучит слово с мягким знаком в конце слова – вы хлопаете в ладоши.
Если в середине слова – приседаете.
Если произношу слово без мягкого знака – топаете ногами.
Тень. Школьник. Палка. Боль. Пилка. Борьба. Мель. Зверьки. Угольки. Плыть. Уголки. Мальчик. Зорька. Окунь. Жильцы. Учить. Кустик.
6. ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Работа в парах
-Дальше наш путь лежит в село Предложений.
-На каждом столе лежит карточка, где в 2 столбика записаны слова. Прочитайте их.
-Чем похожи все слова в первом столбике?
-Во втором? (Предмет. Признак)
- Найдите пару каждому слову из первого столбика во втором столбике. Соедините их стрелочками, посовещавшись в парах..
-Составьте красивые предложения с двумя наиболее понравившимися словосочетаниями.
стальная |
ветер |
-Прочитайте предложения, которые у вас получились. (Конкурс на самое красивое предложение)
Словарная работа. Обучение приёмам запоминания
-Теперь отправляемся в город Слов
-Прочитайте написанные пары слов.(На обратной стороне доски)
-Постарайтесь их запомнить. (Через 1-2 мин вторые слова стираются).
Ориентируясь на первое слово, напишите по памяти в строчку вторые слова каждой пары. Подчеркните мягкий знак в середине слова.
Рисунок – альбом
Конверт – письмо
Пуговица –пальто
Нога – коньки
Поляна – пеньки
Река Списывание
(работа по карточкам)
7. ИТОГ УРОКА
-Чему учились?
Мягкий знак – хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
В словах жизнь, кольцо, жильцы
Мягкий знак всегда пиши!
-В каких словах ещё нужно писать мягкий знак?
-Что наиболее запомнилось на уроке?
Оценка деятельности каждого
Домашнее задание