Урок биологии "Обмен веществ и энергии в клетке"

Разделы: Биология


Цели урока:

1. На уроке учащиеся смогут дать определение понятиям «обмен веществ», «диссимиляция», «ассимиляция».
2. Ученики примут участие в работе малых групп и в минидискуссии.
3. В ходе занятия учащиеся предложат решение проблемы избыточного веса, связанной с нарушением обмена веществ.
4. Учащиеся смогут задуматься о значении правильного питания для здоровья человека.

Подготовка к уроку:

На столы для учащихся учитель ставит таблички «Пища» «питательные вещества», кладёт листы с перечнем терминов для двух команд, рабочие листы, оценочные листы.

На доске учитель пишет число, тему урока, домашнее задание. Предварительно на доске вывешена «ПОПС-формула» и начерчена заготовка для «Дерева решений».

Методы и приёмы работы на уроке:

Работа в малых группах, минидискуссия, «Дерево решений», «ПОПС – формула», работа с текстом учебника, составление вопросов по тексту.

Методическая литература:

учебник А.В. Теремова, Р.А. Петросовой, А.И.Никишова. «Биология с основами экологии».

План урока:

Этап урока

Содержание \ цели

Время

1.

Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

1 мин.

2.

Мотивация.

Деление класса на две группы. Активизация знаний учащихся в ходе минидискуссии.

3 мин.

3.

Целеполагание.

Цели урока для учащихся.

2 мин

4.

Изучение нового материала.

Работа с текстом учебника.
Составление вопросов по тексту.
Решение проблемы, оформление «Дерева решений»

5 мин
10 мин
10 мин

5.

Закрепление изученного материала.

Выполнение заданий на рабочих листах.

10 мин

6.

Рефлексия.

Самооценивание работы. Выставление отметок.

3 мин

7.

Домашнее задание.

§36.

1 мин.

Ход урока.

1. Организационный момент. (до 1 мин.)

2. Мотивация.(до 3 минут)

В биологии существуют два понятия «пища» и «питательные вещества». Давайте вспомним, что они обозначают. Для этого возьмите каждый по листу, на котором написан термин, и сядьте за соответствующий стол.
(Два стола подготовлены заранее, на одном табличка «Пища», на другом «Питательные вещества».
Надписи на листочках: рагу, картофельное пюре, суп, котлета, кисель, белки, жиры, углеводы, минеральные соли, вода.)
Опрос учащихся: почему ты сел именно за этот стол?
Предполагаемые ответы: Потому, что рагу, пюре, суп котлета – это блюда или пища.
Потому, что белки, жиры и углеводы – это питательные вещества.
Фронтальный опрос.
Вопросы:
1. Для чего нужна пища?
2. Для чего нужны питательные вещества?
3. Где идет процесс обмена веществ?
4. Куда поступают питательные вещества?
5. Какова же тема нашего урока?
- Правильно. Тема нашего урока сегодня «Обмен веществ и превращение энергии в клетке».

3. Целеполагание (до 2 минут)

В конце урока вы сможете:
1. Дать определения понятиям «обмен веществ», «диссимиляция», «ассимиляция».
2.Научитесь определять типы питания у различных организмов.
3. Предложите решения проблемы избыточного веса, связанной с нарушением обмена веществ.

4. Изучение нового материала. (до 25 минут)

 Работа с текстом параграфа. (до 5 минут)

Сейчас открываем учебник на стр. 184 , § 36 .
Прочтите текст параграфа, найдите и выпишите в тетрадь определения «обмен веществ», «диссимиляция», «ассимиляция».

 К тексту параграфа составляем вопросы (по 3 вопроса от каждой группы) (до 10 минут)

1-й вопрос: Вопрос по параграфу, ответ на который есть в прочитанном тексте. Вопрос должен начинаться со слов «кто, что».
2-й вопрос: Вопрос должен начинаться со слова «Почему…»
3-й вопрос: «Какие примеры можно привести …..».
Молодцы, хорошо поработали с текстом, теперь выполним такую работу:

 Интерактивная работа в группах по методике «Дерево решений» (до 10 минут)

Учитель зачитывает следующий текст:
«Нарушения обмена веществ часто приводят к избыточному весу. Диеты по снижению веса очень популярны среди женщин и девушек. Установлено, что резкая смена типа питания на небольшой срок дает кратковременный эффект, замедляя обмен веществ и усиливая аппетит. Обычно после диет масса тела быстро восстанавливается, а порой даже превышает исходную».
1. Как вы думаете, действительно ли эта проблема так важна, и надо ли ее решать?
2. Какие способы решения этой проблемы можете предложить вы?
У каждой группы есть распечатки проблемы. В этих листах ученики должны записать не менее трех решений данной проблемы, затем у каждого решения найти положительные и отрицательные стороны, выявить самое оптимальное, правильное на ваш взгляд решение и выступить по плану:
1.Озвучить проблему.
2. Перечислить все написанные решения этой проблемы.
3. Огласить лучшее, на ваш взгляд решение.
4. Объяснить свой выбор, пользуясь ПОПС-формулой. ПОПС-формула – это 4 предложения, доказывающие правильность принятого решения.
1-е предложение     позиция.
2-е предложение   Объяснение «Потому, что…»
3-е предложение   Примеры.
4-е предложение   Следствие   «Следовательно, решение (верно или неверно).
Заслушивается выступление  1 ученика из каждой группы, задаются вопросы:
1. В чем же причина избыточного веса?
2. Можно ли придти к единому решению этой проблемы, или проблеме решается комплексно? Почему?

5. Закрепление изученного материала. (до 10 минут)

Выполнение заданий на рабочих листах. (См. приложение 1.)

6. Рефлексия. (до 3 минут)

Заполнение таблицы самооценивания. (См. приложение 2.)
Итак, наш урок подходит к завершению. На уроке мы узнали много нового, достигли поставленных в начале урока целей, и полученные на уроке знания могут применяться в вашей повседневной жизни.
Оценки себе за урок вы выставили сами (Озвучить)

7. Домашнее задание (до 1 минуты) записано на доске §36.