Урок МХК и истории "Главная идея искусства Древнего Египта"

Разделы: История и обществознание, МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Цель: Определить главную идею искусства Древнего Египта.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с культурой Древнего Египта: архитектурой, скульптурой, живописью; показать ее своеобразие.

2. Формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе заданного плана; давать художественный анализ памятников архитектуры, скульптуры; развивать речь и коммуникативные способности.

3. Воспитывать чувство прекрасного, бережного отношения к памятникам истории.

Тип урока: Урок изучения новой темы

Материал к уроку: презентация, иллюстрации памятников художественной культуры Древнего Египта, схема-конспект, музыка М. Мусоргского “Римская гробница” из цикла “Картинки с выставки”, народная арабская музыка.

Информационный материал составлен с использованием уч. пособия О.Б. Лисичкина Мировая художественная культура-СПб: “Специальная литература”, 1997 .

Кн. для преподавателей Мировая художественная культура. 8 класс: поурочные планы/авт.-сост. Ю.Е. Галушкина.-Волгоград: Учитель, 2007.

История искусства. Первые цивилизации. – Пер. с исп.- ЗАО “Бета-Сервис”, 1998.

Ход урока

Мотивация.

Учитель: Я хочу рассказать о своей мечте. Я мечтала побывать в стране, которая является колыбелью культуры человечества. В стране, в которой несколько тысячелетий назад, когда многие населявшие территорию современной Европы племена выходили из каменного века, здесь уже была зрелая цивилизация.

Незабываемая встреча с сохранившимися до наших дней памятниками древнего Египта состоялась. Наш самолет приземлился в удивительном городе, про который говорят “ Тот, кто не видел Каира, тот не видел мира”.

А потом было обожженное солнцем плато Гизы и увлекательное путешествие по Нилу.

Пирамиды, саркофаги, богатейшие коллекции скульптур, папирусов, фрагменты росписей храмов и пирамид. “Что, что хотели сказать египтяне”. Все мелькало у меня в глазах, рассыпаясь на мелкие частицы.

Давайте соберем эти частицы и ответим на вопрос: Что не отпускало мысли египтян?

Учитель: Соберите изображение древнеегипетского произведения искусства (Приложение 1).

(Деление класса на три группы: архитектура, скульптура, росписи и рельефы)

Задание для групп

1. Познакомтесь с одним из видов произведения искусств Древнего Египта.

2. Расскажите о нем, выполнив задание. (Приложение 2)

3. Заполните соответствующую графу в таблице-конспекте. (Приложение 3)

Операционно-познавательная часть.

Работа в группах (выполнение задания, заполнение соответствующей графы в таблице-конспекте).

Учитель: Давайте познакомимся с культурными памятниками Древнего Египта. (Сообщение групп, заполнение соответствующих граф в таблице-конспекте)

Учитель: Какие общие черты присущи всем древнеегипетским произведениям искусств? (Монументальность, статичность,симметричность, геометризм форм, упорядочность, ритмичность, величественность, застылость,торжественность)

Рефлексия

Учитель: Выберите любое изображение и примите его позу. (Звучит музыка)

Учитель:

- Что произошло с вашим телом? (Окаменело, застыло, занемело)

- Что хотели сказать древние египтяне, возводя громадные пирамиды, создавая величественные статуи, расписывая гробницы и храмы?

- На пирамиде-таблице найдите и отметьте расположение вечности.

- Почему эта сказочная загадочная страна притягивает миллионы туристов?

Существует нечто, перед чем отступают
И безразличие созвездий,
И вечный шепот волн, -
Деяния человека,

Отнимающие у смерти ее добычу. (Из древнеегипетского трактата)

Главная идея искусства Древнего Египта-идея Вечности. Смерть для египтянина была уходом “в вечную жизнь”. Заупокойный культ красной нитью прошел через всю культуру загадочной страны Та-Кемет.