Цели:
- формировать навык чтения слогов, слов и предложений с изученными буквами;
- учить группировать буквы по обозначению ими разных звуков;
- закрепить умение сокращать предложения до основы;
- развивать речь, мышление, внимание;
- воспитывать доброе отношение к родному краю, интерес к поисковой работе.
Тип урока: урок актуализации знаний.
Оборудование: презентация, пословица «Собирай по ягодке – наберешь кузовок», карточки для индивидуальной работы.
Ход урока
I. Оргмомент
Приложение (у автора) (Слайд 2)
«Собирай по ягодке, наберется кузовок».
– Как вы понимаете слово «кузовок» – короб из лыка или бересты для сбора и переноса ягод, грибов?..
– О чем пословица? (Ответы детей.)
– Сегодня на уроке мы подведем итог нашей первой поисковой работе: весь месяц мы собирали материал о ягодах нашего края, повторим изученные буквы, продолжим учиться читать.
– У нас в гостях кукла в национальном хантыйском костюме. Она знаем все о ягодах нашего края, а вы выполните ее задания и расскажите, чему научились в школе. За каждое выполненное задание в наш кузовок будем собирать ягоды.
II. Актуализация знаний о буквах и звуках
(Слайд 3)
– Откройте тетрадь для печатания. (Один ученик для проверки на отвороте доски.) Я буду называть буквы, а вы записывайте только согласные:
И Н А У К О Ы С И К А О Н И Т
– Проверим.
– В чем состоит отличие гласного звука от согласного? (Отсутствие или присутствие преграды.)
– Не все буквы мы знаем, но постарайтесь отгадать название ягоды: …ника (черника).
– В нашем кузовке появилась первая ягода.
III. Формирование навыка чтения
– У каждого на столе карточка для чтения. Прочитайте внимательно и приготовьтесь ответить на вопросы, а мы с «гостьею» послушаем.
1-й уровень | 2-й уровень | 3-й уровень |
слоги, слова | предложения | короткие рассказы |
– Подведем итоги. О чем прочитали? Что узнали?
Физминутка
Прогулка по лесу (пение птиц).
IV. Выразительное чтение
Рассказ «Кислые шарики»
– Почему клюкву называют «чудо-ягодой»?
V. Чтение стихотворения о морошке
Он нам читает стихотворение о морошке.
Он нам читает стихотворение.
Он нам читает.
Он читает.
VI. Сокращение предложения до основы
– Сколько слов в предложении? (6 слов.)
– Какие слова выражают основную мысль предложения?
– Сколько теперь слов?
– Что изменилось? (Уменьшилось количество слов, но смысл остался прежним.)
– Почему остались именно эти слова? (Если их убрать, то сразу станет непонятным смысл предложения.)
– Эти слова составляют основу или его главную мысль.
VII. Упражнение на развитие внимания
– Выполните следующее задание:
Б | ||
К | У | |
Н | И | |
Р | С | |
А |
(брусника)
VIII. Составление рассказа о рябине (работа в группах)
– Что изображено на рисунке?
– Чем примечательно это дерево?
Многозначность слова «кисть».
IX. Подведем итоги нашего урока
(Слайд 4)
Отгадайте загадки.
– Давайте вернемся к началу урока. Что помогло нам собрать столько ягод в наш кузовок? (Наши знания.)
– Понравилась вам поисковая работа?
– Какой еще смысл у этой пословицы? (Знания тоже можно собирать по крупице и стать умным, образованным человеком.)