Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми.
Задачи:
- Усиление способности родителей к пониманию и вчувствованию в эмоциональный мир своего ребенка, через установление визуального контакта, физического контакта, наблюдение и совместную деятельность;
- Изменение неадекватных родительских позиций;
- Оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе воспитания детей.
Элементы и приемы:
- Сказкотерапия (чтение и обсуждение сказки; работа с метафорой);
- Игровая терапия (игры и упражнения, психогимнастика, ролевые игры);
Материалы: мягкая игрушка – Мышонок, маски (мышка, мышонок, кошка, щука, свинка, утка, курица, лошадь, жаба), свеча, кукольная кроватка с постельными принадлежностями, памятки для родителей “Игры при проблемах в засыпании ребенка”, “звезды – оригами”, изготовленные детьми в кружковой работе.
Ход занятия
1. Ритуал приветствия
Психолог: Садимся все в полукруг, обмениваемся теплым пожатием рук друг другу.
2. Беседа “Что случилось с настроением?”
Психолог: Добрый вечер, ребята! Сегодня когда я спешила к вам в сад, поднимаюсь по ступенькам и смотрю, стоит Мышонок – ножками топает, капризничает и кричит: – “Не хочу в детский сад!”. Пришлось мне остановиться и спросить: – “Что же произошло?”, “Почему у тебя утром такое плаксивое настроение?”
– Ребята, как вы думаете, что он мне ответил? (внимательное выслушивание предположений детей)
– А, хотите, узнать, что же вчера вечером произошло с Мышонком? И что явилось причиной его утренних капризов?
Итак, мы все глазки закрываем, и мы с вами окажемся в детской комнатке, в уголке стоит кроватка, в кроватке лежит маленький мышонок, а рядом с ним мама – Мышка! А теперь открывайте свои глазки и послушаем, что же там произошло.
3. Игра-драматизация “Сказка о глупом мышонке”
Родители показывают сказку С.Я.Маршака “Сказка о глупом мышонке” (Приложение 1).
Конец сказки можно преобразовать, например:
А Мышонок с тетей Кошкой,
В соседней комнате немножко
В “Кошки – Мышки” поиграли,
Книжки разные читали…
Ну, и как тут ранним утром,
С настроением дружить?
В детский сад с улыбкой заходить?
Родители, после проигрывания своей роли, присаживаются на стульчики рядом с детьми.
4. Разговор “Что если...”
Ребята, теперь понятно, почему у мышонка такое настроение было утром? А у вас так бывает? Давайте представим, что вам предложили принять участие в эксперименте. Вам дали такую чудесную таблетку, выпив которую детям никогда не нужно было спать?
Вопросы:
- Как вы ребята провели бы ночь, когда все остальные спят?
- Как бы вы себя чувствовали, если весь дом был бы в вашем распоряжении?
- Чем занялись бы вы, соскучившись от такой массы свободного времени?
- А если бы вы устали, то, как бы расслабились?
- Как бы они объяснили, почему не видели снов?
- Как бы они объяснили другим людям, почему они не должны были спать?
После того как дети подумают о том, что это такое — никогда не спать, задайте им вопрос: согласились бы они принять участие в таком эксперименте, если бы им это предложили?
Конечно, сон человеку нужен и необходим, чтобы восстанавливать свои силы, для сохранения здоровья своего, и чтобы каждое утро можно было встречать с улыбкой и зарядом бодрости и энергии. А Мышонку, мы сейчас покажем несколько игр, которые помогут ему при засыпании.
5. Волшебник сна
Можно сделать вместе с ребенком волшебную палочку. При свете ночника этой палочкой ребенок касается всех предметов в комнате и говорит: “Вот и диван заснул...”, “Вот и стол уснул” и т.д. После того как все предметы “заснули”, “волшебник” сам ложится в кровать и прикасается к себе волшебной палочкой и говорит: “И я буду спать”. Выключается свет. Игра закончена.
6. Ритуал прощания
Посмотрите, наш Мышонок уснул. Сейчас мы его укроем одеялом, пожелаем ему спокойной ночи! (все подходят и тихо желают спокойной ночи).
Прощание при свече: “Я хочу, что бы пламя этой свечи уничтожило все ваши печали и невзгоды, тепло этой свечи согрело ваши сердца и души, её свет озарил ваши лица улыбкой и любовью. А теперь мысленно поблагодарим, друг друга за работу, вздохнем и дружно погасим свечу.
Свеча гаснет, и остаются звезды, которые будут освещать ваш дальнейший путь…. Спасибо, Вам! Звезды, изготовленные детьми, раздаются гостям и мамам.