Пояснительная записка
Обучение на основе компьютерных технологий создает условия для эффективного проявления фундаментальных закономерностей мышления, оптимизирует познавательный процесс.
Современное образование требует не просто получения учеником от учителя некоторой суммы знаний, а выработки умения самостоятельно мыслить и добывать необходимые знания. Это связано с тем, что условия существования индивида в современном обществе требуют от него готовности к обучению на протяжении всей его жизни. И в этом смысле задача учителя научить ученика учиться, психологически подготовить его к необходимости учиться и переучиваться в любом возрасте.
При решении проблемы интенсификации процесса обучения надо иметь ввиду: во-первых, современную тенденцию к интеграции наук; во-вторых, то, что интегрирующим началом во многом является информатизация, причем не только наук, но и всех сфер жизни и деятельности человека. Это означает, что методы информатики должны пронизывать весь процесс обучения, все предметы, изучаемые в школе.
Для жизни и деятельности в информационном обществе необходимо обладать информационной культурой, т.е. знаниями и умениями в области информационных технологий, а также быть знакомым с юридическими и этическими нормами в этой сфере.
Избираемые формы и методы обучения должны воздействовать на процесс освоения знаний обучающимися таким образом, чтобы в течение всего периода обучения актуализировать приобретаемые знания, умения и навыки, составляющие базовую основу предполагаемой компетенции, и провоцировать мотивацию учеников к самостоятельно инициируемому опережающему обучению.
Занятия в студии стимулируют воспитанников к творчеству, к расширению познавательного кругозора. На занятиях учащиеся обмениваются знаниями, умениями и навыками.
Программа студии “Компьютерная страна” рассчитана на 2 года. В студии занимаются 2 группы постоянного состава по 10 человек. Возраст детей от 7 до 10 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа в группе I-го года обучения и по 3 часа в группе II года обучения. Общее количество часов в год – 144 часа – для первого года обучения и 216 часов – для второго года обучения.
Цели и задачи программы
Основной целью программы является развитие мотивации к творчеству и познанию, а также адаптации учащихся к социуму через обучение их основам информатики и компьютерных технологий и навыкам пользования компьютером.
Предлагаемая программа обучения учащихся ставит перед собой следующие задачи:
- Сформировать представление о сущности информации и информационных процессов.
- Развить логическое и алгоритмическое мышление.
- Познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
- Привить навыки к творческому подходу в работе.
- Сформировать навыки использования компьютерной техники как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни.
- Развить первоначальные способности ориентироваться в информационных потоках окружающего мира и применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни.
- Воспитать интерес к информационной и коммуникационной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к техническим устройствам.
Формы и методы проведения занятий.
Занятия проводятся в виде устных объяснений и с применением компьютерных технологий, выполнения практических заданий в рабочих тетрадях и на компьютерах.
Прогнозируемые результаты и способы определения этих результатов
По окончании первого года обучения:
Учащиеся должны знать:
- Инструкцию по технике безопасности и правила работы в кабинете информатики.
- Некоторые устройства и возможности персональных компьютеров.
- Краткую историю вычислительной техники.
- Что такое информация, ее основные свойства.
- Понятия алгоритма и исполнителя.
- Виды и способы записей алгоритмов.
- Алоритмический язык стрелок.
Учащиеся должны уметь:
- Выделять существенные признаки предметов.
- Работать с множествами.
- Кодировать информацию
- Хранить и организовывать информацию.
- Обрабатывать, передавать, искать информацию
- Работать с базами данных.
- Находить логику в русском языке
- Находить логику в математике
- Составлять алгоритмы.
- Составлять программы на алгоритмическом языке стрелок.
По окончании второго года обучения:
Учащиеся должны знать:
- Инструкцию по технике безопасности и правила работы в кабинете информатики.
- Некоторые устройства и возможности персональных компьютеров.
- Краткую историю вычислительной техники.
- Что такое информация, ее основные свойства.
- Понятия алгоритма и исполнителя.
- Виды и способы записей алгоритмов.
- Понятия: отрезок, отрицательные и положительные числа.
- Понятие о координатной плоскости.
- Основные команды языка Лого.
- Правила записи команд и создания программы на языке Лого.
Учащиеся должны уметь:
- Решать логические задачи.
- Работать с информацией.
- Кодировать информацию.
- Хранить и организовывать информацию.
- Обрабатывать, передавать, искать информацию
- Работать с базами данных.
- Работать с линейкой и на координатной плоскости.
- Составлять алгоритмы.
- Составлять программы на языке Лого.
- Работать с программным обеспечением ЛогоМиры
Методы контроля за этапами освоения программы
В процессе изучения программы для оценки текущей работы используются следующие методы: педагогическое наблюдение, выполнение самостоятельных и контрольных работ в тетрадях и на компьютерах, выполнение проектных заданий по определенной теме и защита своих работ перед группой, участие в конкурсах.
Методическое обеспечение
В ходе обучения информатике по данной программе используется следующий программно-методический комплект:
- 3 учебника-тетради для учащихся (2, 3, 4 классов);
- методические рекомендации для учителя;
- электронное пособие, содержащее учебные программы для уроков со 2 по 4 классы “Страна Фантазия”
- Программное обеспечение: “Лого Миры”
Для занятий необходимы компьютеры, сканер, принтер, микрофоны, колонки или наушники, дидактический и раздаточный материал.
Условия реализации программы
Занятия проводятся в компьютерном классе. Помещение, отводимое для занятий должно отвечать санитарно-гигиеническим требованиям; должно быть сухим, светлым с естественным доступом воздуха для проветривания, с хорошо налаженной вентиляцией, по площади, достаточной для проветривания занятий с группой 6 человек (т.е. 2,5 м2 на 1 человека).
За каждым учащимся закрепляется определенное место. Кабинет должен хорошо освещаться естественным светом. В темное время суток общее освещение кабинета лучше обеспечивать люминесцентными лампами. На окнах должны быть занавески для защиты глаз от воздействия прямых солнечных лучей.
Занавески рекомендуются светлые, в тон стен. В оформлении кабинета большое значение имеет окрас стен. Стены рекомендуется окрашивать в светлые тона. Это благоприятно действует на зрительный аппарат и, кроме того, способствует увеличению общей освещенности помещения. Столы с компьютерной техникой должны располагаться такими образом, чтобы корпуса мониторов были направлены от детей.
Постоянное внимание необходимо уделять знанию и соблюдению учащимися правил техники безопасности.
Методика проведения занятий
Занятия в студии проводятся успешно в том случае, если дети заинтересованы, увлечены работой. А это возможно при хорошей организации работы и продуманной методике проведения занятий.
В организации занятий можно выделить следующие этапы работы:
- Организационная часть.
- Повторение пройденного материала.
- Изложение нового материала.
- Подготовка к практической работе. Работа в тетрадях.
- Физкультминутка
- Практическая работа.
- Подведение итогов.
- Уборка рабочих мест.
На каждом занятии обязательно организуется физкультминутка и после нее практическая работа на компьютере.
Используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические и их сочетания). Рассказ сопровождается демонстрацией плакатов, схем, рисунков.
Содержание разделов и тем первого года обучения. (Приложение 1)
Учебно-тематический план. (Приложение 2)
Список литературы
Для преподавателя:
- Тур С.Н., Бокучава Т.П. Методическое пособие для учителей 2-4 классов – СПб: БХВ-петербург, 2005. С компакт-диском с пакетом педагогических программных средств “Страна Фантазия”.
- Тур С.Н., Бокучава Т.П. Методическое пособие для учителей 5-6 классов – СПб: БХВ-петербург, 2007. С пакетом педагогических программных средств “Страна Фантазия”.
- Макарова Н.В. Информатика. Начальный курс – СПб: Питер, 2002.
- Макарова Н.В. Методическое пособие для учителей 5-6 классов – СПб: Питер, 2002.
- Угринович Н.Д. Gреподавание курса “информатика и ИКТ” в основной и старшей школе. Методическое пособие и компакт-диск с программным обеспечением. БИНОМ. 2005.
Для учащихся:
- Тур С.Н., Бокучава Т.П. Учебник-тетрадь по информатике для 2 класса – СПб: БХВ-Петербург, 2005.
- Тур С.Н., Бокучава Т.П. Учебник-тетрадь по информатике для 3 класса – СПб: БХВ-Петербург, 2005.
- Тур С.Н., Бокучава Т.П. Учебник-тетрадь по информатике для 4 класса – СПб: БХВ-Петербург, 2005.
- Макарова Н.В. Информатика. Начальный курс – СПб: Питер, 2002.
- Тур С.Н., Бокучава Т.П. Первые шаги в мире информатики. Программирование в среде Logo. Факультативный курс. СПб: БХВ-Петербург, 2004.
- Угринович Н. Д. Информатика. Базовый курс. Бином. Лаборатория знаний, 2006/