Психологическое обеспечение интеграции в дополнительном образовании детей

Разделы: Общепедагогические технологии, Школьная психологическая служба




Ни один воспитатель, как бы неусыпна ни была его
деятельность, не может руководить всей душевной
деятельностью даже немногих воспитанников,
поэтому он должен окружить их такой атмосферой,
в которой они легко могли бы сами найти себе деятельность.
К.Д. Ушинский

Интеграция (от лат. integrum — целое; лат. integratio — восстановление, восполнение) — в общем случае обозначает объединение, взаимопроникновение. Объединение каких-либо элементов (частей) в целое. Процесс взаимного сближения и образования взаимосвязей [1].

Интеграция в системе образования – это одно из наиболее актуальных сегодня направлений. Социально-экономические изменения в стране неизбежно влекут за собой и изменения в системе образования, так как общество предъявляет новые требования к качеству образования. В частности, качество образования должно удовлетворять потребности развивающейся личности, личности, способной творчески браться за решение поставленных задач.

Современная система общего образования складывается из совокупности образовательных учреждений, работа которых направлена на обучение, воспитание и гармоничное развитие личности каждого ребенка, на раскрытие его склонностей, способностей, талантов, проявление своей индивидуальности и т. д.  В связи с этим особую актуальность приобретает интеграция между основным и дополнительным образованием детей. Это явление объясняется  не только возросшими требованиями к образованию и образованности молодежи, но и потребностями самих учащихся. Поэтому сейчас во многих общеобразовательных учреждениях вводятся профильные классы, элективные и специальные курсы, факультативы по различным предметам, совершенствуется работа кружков, студий, секций. Все это является примером такой интеграции.

Так же интеграция происходит и внутри самого дополнительного образования. Более мелкие формы могут органично соединяться между собой, преобразовываться, становясь в итоге более совершенными. Примером может служить объединение нескольких клубов «по интересам» в детские и молодежные организации, объединения; соединение материала из некоторых учебных предметов, факультативов, творческих проектов в специальный курс и т д.

Необходимо учитывать, что дополнительное образование является, прежде всего, личностно-ориентированным, т. е. признается приоритет развития личности учащегося. Особая роль здесь отводится обеспечению психолого-педагогической поддержки детей, способствующей выявлению, проявлению и развитию склонностей, способностей, талантов, интересов, мотивов деятельности детей, самовыражению ребенка, проявлению его уникальности, индивидуальности и проч. Эта работа не эпизодическая, она требует непрерывности, целостности, системности, должна быть педагогически и психологически обоснована и необходима. 

Процесс интеграции можно наблюдать и в нашем учебном заведении, так как оно является общеобразовательным. Интеграция между общим и дополнительным образованием выражается в функционировании детского объединения, кружков, секций по различным направлениям (спортивные, эстетические, научно-исследовательские и проч.), введении ряда факультативных, элективных, специальных курсов, направленных не только на углубление знаний по предметам, но и на форсирование процесса профильного и  профессионального самоопределения. Психолого-педагогическая поддержка на разных ступенях образования ставит перед собой разные задачи.

На ступени начального образования необходимо способствовать процессу адаптации ребенка к условиям и специфике образовательного учреждения. Необходимо чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно и защищено в стенах школы, иначе о проявлении индивидуальности не может быть и речи. С помощью коррекционно-развивающих занятий с учетом индивидуальных особенностей и проблем детей мы стараемся добиться того, чтобы ребенок избавился от высокой тревожности, агрессивности, замкнутости и почувствовал себя полноценным членом коллектива. К этой работе нужно привлекать также родителей и по необходимости педагогов. Сразу заметим, что процесс адаптации ребенка к средней и старшей ступени образования также необходимо сопровождать, но уже с учетом изменяющихся условий и трудностей.

Следующим моментом в работе с младшими школьниками является помощь в выборе кружков, секций. С учетом возраста подбирается диагностический материал для выявления интересов, задатков и/или способностей детей. Можно применять анкетирование, бланковые методики (например, «Карту интересов для младших школьников» (модификация методики П. Голомшток) и, наконец, беседу.

На средней ступени образования, когда учащиеся входят в подростковый возраст, происходят значительные изменения во всех сферах личности. Меняется ведущий вид деятельности, снижается учебная мотивация, изменяется иерархия ценностей, и как следствие меняются увлечения, интересы. На этой ступени наблюдается наибольшая «текучесть» из одного кружка в другой, да и в общем в системе дополнительного образования занимается меньшее количество детей. Проблемы на данном этапе можно отметить следующие:

  • повышение уровня тревожности;
  • снижение учебной мотивации;
  • снижение контроля со стороны взрослых;
  • повышенная возбудимость;
  • переоценка ценностей и т. д.

На помощь могут прийти факультативные и специальные курсы, индивидуальные занятия, которые могут помочь восстановить пропущенный материал, расширить, углубить знания, а также объединения, секции и студии, соответствующие новым потребностям, интересам, способствующие проявлению своего «Я». Психологическая помощь здесь заключается в проведении диагностики, консультаций, занятий, которые бы помогли подростку в это нелегкое для него время, смогли бы показать его личностные особенности, отличающие его от других, помогли бы найти способы конструктивного общения и поведения со взрослыми и сверстниками и т. д.  Если человек будет чувствовать себя уверенно, он будет продолжать совершенствоваться во всех сферах. Активно ведется работа по профориентации. Для этого проводится диагностика интересов, склонностей, способностей, организуются консультации, тематические классные часы и т. д.

На самой старшей ступени образования наиболее актуальными является разноуровневые учебно-развивающие занятия (факультативы, элективы, спец. курсы, курс «Введение в профессию» и проч.). Актуальность этих занятий возрастает с каждым годом, связано это, прежде всего, с введением предпрофильной подготовки, профильного образования и ЕГЭ. Обучающимся необходимо уже в стенах школы сделать свой профессиональный выбор, и от этого выбора будет зависеть их дальнейшая жизнь. Психолого-педагогическое сопровождение на этом этапе заключается в оказании помощи при выборе будущей профессии, снижении тревожности, нервно-психического напряжения при итоговой аттестации, способствовании дальнейшему развитию молодежи.

Особая роль психолого-педагогической поддержки при интеграции общего и дополнительного образования отводится в случае наличия в школе специальных (коррекционных) классов VII и VIII видов. В нашей школе существуют три таких класса. Эти дети особенно нуждаются в психологической помощи, так как интеллектуальные, эмоционально-волевые и поведенческие нарушения мешают им успешно адаптироваться среди обычных детей. Для таких детей организованны занятия по факультативному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов», на которых мы стараемся по возможности  сформировать, скорректировать и развить основные приемы и навыки. Кроме того, для этих детей организуются индивидуальные занятия для более глубокого решения проблем каждого ребенка.

Немаловажным аспектом деятельности педагога-психолога в условиях интеграции является оказание необходимой консультационной помощи не только учащимся, но и педагогам, родителям.

Грамотное и целенаправленное управление процессом интеграции в образовательном учреждении позволяет нашим ученикам показывать высокие результаты при участии в районных и областных олимпиадах, конкурсах художественной самодеятельности, прикладного искусства, научно-исследовательских проектов (на основе работы в школьном мини-зоопарке), спортивных соревнованиях, фестивале «Детство без границ» и т. д.

Итак, интеграция основного и дополнительного образования способствует повышению качества образования, снижению нагрузки вследствие индивидуализации обучения, развитию детей в избранном направлении.

Источники:

  1. ru.wikipedia.org