Ни один воспитатель, как бы неусыпна ни была его
деятельность, не может руководить всей душевной
деятельностью даже немногих воспитанников,
поэтому он должен окружить их такой атмосферой,
в которой они легко могли бы сами найти себе деятельность.
К.Д. Ушинский
Интеграция (от лат. integrum — целое; лат. integratio — восстановление, восполнение) — в общем случае обозначает объединение, взаимопроникновение. Объединение каких-либо элементов (частей) в целое. Процесс взаимного сближения и образования взаимосвязей [1].
Интеграция в системе образования – это одно из наиболее актуальных сегодня направлений. Социально-экономические изменения в стране неизбежно влекут за собой и изменения в системе образования, так как общество предъявляет новые требования к качеству образования. В частности, качество образования должно удовлетворять потребности развивающейся личности, личности, способной творчески браться за решение поставленных задач.
Современная система общего образования складывается из совокупности образовательных учреждений, работа которых направлена на обучение, воспитание и гармоничное развитие личности каждого ребенка, на раскрытие его склонностей, способностей, талантов, проявление своей индивидуальности и т. д. В связи с этим особую актуальность приобретает интеграция между основным и дополнительным образованием детей. Это явление объясняется не только возросшими требованиями к образованию и образованности молодежи, но и потребностями самих учащихся. Поэтому сейчас во многих общеобразовательных учреждениях вводятся профильные классы, элективные и специальные курсы, факультативы по различным предметам, совершенствуется работа кружков, студий, секций. Все это является примером такой интеграции.
Так же интеграция происходит и внутри самого дополнительного образования. Более мелкие формы могут органично соединяться между собой, преобразовываться, становясь в итоге более совершенными. Примером может служить объединение нескольких клубов «по интересам» в детские и молодежные организации, объединения; соединение материала из некоторых учебных предметов, факультативов, творческих проектов в специальный курс и т д.
Необходимо учитывать, что дополнительное образование является, прежде всего, личностно-ориентированным, т. е. признается приоритет развития личности учащегося. Особая роль здесь отводится обеспечению психолого-педагогической поддержки детей, способствующей выявлению, проявлению и развитию склонностей, способностей, талантов, интересов, мотивов деятельности детей, самовыражению ребенка, проявлению его уникальности, индивидуальности и проч. Эта работа не эпизодическая, она требует непрерывности, целостности, системности, должна быть педагогически и психологически обоснована и необходима.
Процесс интеграции можно наблюдать и в нашем учебном заведении, так как оно является общеобразовательным. Интеграция между общим и дополнительным образованием выражается в функционировании детского объединения, кружков, секций по различным направлениям (спортивные, эстетические, научно-исследовательские и проч.), введении ряда факультативных, элективных, специальных курсов, направленных не только на углубление знаний по предметам, но и на форсирование процесса профильного и профессионального самоопределения. Психолого-педагогическая поддержка на разных ступенях образования ставит перед собой разные задачи.
На ступени начального образования необходимо способствовать процессу адаптации ребенка к условиям и специфике образовательного учреждения. Необходимо чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно и защищено в стенах школы, иначе о проявлении индивидуальности не может быть и речи. С помощью коррекционно-развивающих занятий с учетом индивидуальных особенностей и проблем детей мы стараемся добиться того, чтобы ребенок избавился от высокой тревожности, агрессивности, замкнутости и почувствовал себя полноценным членом коллектива. К этой работе нужно привлекать также родителей и по необходимости педагогов. Сразу заметим, что процесс адаптации ребенка к средней и старшей ступени образования также необходимо сопровождать, но уже с учетом изменяющихся условий и трудностей.
Следующим моментом в работе с младшими школьниками является помощь в выборе кружков, секций. С учетом возраста подбирается диагностический материал для выявления интересов, задатков и/или способностей детей. Можно применять анкетирование, бланковые методики (например, «Карту интересов для младших школьников» (модификация методики П. Голомшток) и, наконец, беседу.
На средней ступени образования, когда учащиеся входят в подростковый возраст, происходят значительные изменения во всех сферах личности. Меняется ведущий вид деятельности, снижается учебная мотивация, изменяется иерархия ценностей, и как следствие меняются увлечения, интересы. На этой ступени наблюдается наибольшая «текучесть» из одного кружка в другой, да и в общем в системе дополнительного образования занимается меньшее количество детей. Проблемы на данном этапе можно отметить следующие:
- повышение уровня тревожности;
- снижение учебной мотивации;
- снижение контроля со стороны взрослых;
- повышенная возбудимость;
- переоценка ценностей и т. д.
На помощь могут прийти факультативные и специальные курсы, индивидуальные занятия, которые могут помочь восстановить пропущенный материал, расширить, углубить знания, а также объединения, секции и студии, соответствующие новым потребностям, интересам, способствующие проявлению своего «Я». Психологическая помощь здесь заключается в проведении диагностики, консультаций, занятий, которые бы помогли подростку в это нелегкое для него время, смогли бы показать его личностные особенности, отличающие его от других, помогли бы найти способы конструктивного общения и поведения со взрослыми и сверстниками и т. д. Если человек будет чувствовать себя уверенно, он будет продолжать совершенствоваться во всех сферах. Активно ведется работа по профориентации. Для этого проводится диагностика интересов, склонностей, способностей, организуются консультации, тематические классные часы и т. д.
На самой старшей ступени образования наиболее актуальными является разноуровневые учебно-развивающие занятия (факультативы, элективы, спец. курсы, курс «Введение в профессию» и проч.). Актуальность этих занятий возрастает с каждым годом, связано это, прежде всего, с введением предпрофильной подготовки, профильного образования и ЕГЭ. Обучающимся необходимо уже в стенах школы сделать свой профессиональный выбор, и от этого выбора будет зависеть их дальнейшая жизнь. Психолого-педагогическое сопровождение на этом этапе заключается в оказании помощи при выборе будущей профессии, снижении тревожности, нервно-психического напряжения при итоговой аттестации, способствовании дальнейшему развитию молодежи.
Особая роль психолого-педагогической поддержки при интеграции общего и дополнительного образования отводится в случае наличия в школе специальных (коррекционных) классов VII и VIII видов. В нашей школе существуют три таких класса. Эти дети особенно нуждаются в психологической помощи, так как интеллектуальные, эмоционально-волевые и поведенческие нарушения мешают им успешно адаптироваться среди обычных детей. Для таких детей организованны занятия по факультативному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов», на которых мы стараемся по возможности сформировать, скорректировать и развить основные приемы и навыки. Кроме того, для этих детей организуются индивидуальные занятия для более глубокого решения проблем каждого ребенка.
Немаловажным аспектом деятельности педагога-психолога в условиях интеграции является оказание необходимой консультационной помощи не только учащимся, но и педагогам, родителям.
Грамотное и целенаправленное управление процессом интеграции в образовательном учреждении позволяет нашим ученикам показывать высокие результаты при участии в районных и областных олимпиадах, конкурсах художественной самодеятельности, прикладного искусства, научно-исследовательских проектов (на основе работы в школьном мини-зоопарке), спортивных соревнованиях, фестивале «Детство без границ» и т. д.
Итак, интеграция основного и дополнительного образования способствует повышению качества образования, снижению нагрузки вследствие индивидуализации обучения, развитию детей в избранном направлении.
Источники: