Цель: формирование представления о многообразии приемов, с помощью которых поэты передают свои чувства, ощущения.
Задачи:
- Показать, как в разных поэтических образах раскрывается такое чувство как одиночество.
- Выявить, какими средствами передают поэты это сложное, многогранное, разнообразное чувство, которое может быть проникнуто грустью, связано с ожиданием, с мечтами.
- Воспитывать бережное отношение к людям.
Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова, мелодия дождя, рисунки с изображением сосны, пальмы, хризантемы, пиона, сакуры, клена.
Ход урока
1. Введение в тему
– Как вы думаете, что объединяет эти понятия?
Хризантема, пион, сакура, клен – символы Японии.
– Сегодня я предлагаю вам познакомиться с новым произведением.
(Читаю наизусть хокку о дожде (Ранран)).
– Что это за произведение? (Хокку)
– Какую картину представили?
Ассоциации: осенний – увядание природы, грусть, дождь осенний – тоскливое настроение, во мгле да дождь – тягостное, тревожное настроение.
Самостоятельное чтение.
– Как понимаете?
Каждое слово в первой строке подчеркивает печальное, безрадостное настроение героя.
Во 2-3 строках – лирический герой явно напряженно всматривается в окно: он находится в состоянии ожидания, а вдруг кто-нибудь придет, мечты о визите друга. Ему хочется пообщаться, разделить свое одиночество и тоску. Восклицание «Осенний дождь во мгле!» - это словно крик отчаяния.
– Какое чувство осталось после прочитанного?
2. Работа по теме урока
(Читаю наизусть стихотворение М.Ю. Лермонтова «На севере диком…»).
– Какие мысли появились?
3. Словарная работа
Риза – облачение, одежда священника, просторная и широкая.
4. Работа по теме урока
Самостоятельное чтение стихотворения с.135.
– От имени кого ведется повествование?
– Каким вы себе представили лирического героя? Какие чувства он испытывает?
– Посмотрите на портрет М. Лермонтова. Что можете сказать?
Рассказ об авторе.
– М.Ю. Лермонтов – грустный поэт. А знаете ли вы, почему грустил поэт?
(Читает ученик наизусть).
Вот что Лермонтов писал о себе:
Он не имел ни брата, ни сестры.
И тайных мук его никто не ведал.
До времени отвыкнув от игры,
Он жадному сомненью сердце предал.
И, презрев детства милые дары,
Он начал думать, строить мир воздушный
И в нем терялся мыслию послушной.
– Вот так Лермонтов и начал писать о своей грусти, одиночестве и печали.
– Прочитаем первую строфу.
– Какие слова подбирает поэт, чтобы подчеркнуть обособленность и сосны?
Чувство одиночества. На севере диком (там, где холодно безлюдно). Подберем синонимы: безлюдный, пустой, холодный, жестокий. (Слова записаны на доске).
На голой вершине (на вершине, на которой нет признаков жизни). Подберем синонимы: пустой, скользкой, гладкой.
Стоит одиноко (в пустом неуютном, обдуваемом со всех сторон ветрами, незащищенном месте).
– Какой смысл вкладывает поэт в эти слова?
– Прочитаем вторую строфу.
– Какие слова использует автор, чтобы показать одиночество пальмы?
В пустыне (малообитаемом пустынном месте) далекой (подчеркивает).
Одна и грустна на утесе горючем (в месте, где горестно, грустно, печально).
– Слышали ли вы такое выражение «горючие слезы»?
Ученик объясняет.
Горючие слезы – это горькие слезы. Родственные слова – пригорюниться, горюниться (от слова горе) – горевать, печалиться. Отсюда, видимо, «на утесе горючем» – это «на утесе печальном».
– Какое впечатление оставляют картины природы?
На доске слова – безлюдности, заброшенности, сказочности, красоты, величия.
Созданные поэтом пейзажные картины, «героями» которых являются сосна и пальма, – не только величественны, но и прекрасны.
Картины природы, созданные поэтом, оставляют – наряду с впечатлением безлюдности и заброшенности – ощущение сказочности, величия и красоты; сосна гордои величественно стоит на вершине, она одета снегом, как ризой, т.е выглядит нарядно и торжественно.
Пальма растет в краю, где восходит солнце, что само по себе зрелище величественное и красивое, и саму пальму называет прекрасной.
5. Словесное рисование.
Работа в группах.
– А как вы представили себе картину, описанную поэтом? Попробуйте нарисовать словами.
– Какой прием лежит в основе созданных поэтом образов?
– Важно ли для смысла стихотворения то, что поэт одухотворяет и сосну, и пальму?
Для того, чтобы острее и ярче передать в стихотворении чувства одиночества, поэт наделяет сосну и пальму способностью чувствовать, переживать, мечтать.
– Это стихотворение о природе?
Речь идет о тоске сильного, красивого, мощного, но очень одинокого создания по общению с таким же красивым, достойным и таким же одиноким созданием. Проблема в том, что если такое создание и существует, но только на краю земли – мечта несбыточна.
– Так о чем же это стихотворение?
– Какое настроение несет в себе стихотворение? (Это сложное настроение, в котором есть и печаль, и торжественность, и мечтательность, и безысходность)
6. Итог
– Чувство одиночества – сложное чувство? Это риторический вопрос.
– Кому адресовано стихотворение? (Природе, человеку, мысли вслух.) Обоснуйте.
7. Д/З
С.135 – наизусть.