Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Цели урока:
- Обобщить знания учащихся по предмету
- Развивать представления учащихся об искусстве
- Способствовать развитию творческого мышления
Задачи урока:
- Расширить кругозор учащихся
- Уметь четко и правильно формулировать ответы, развивать умения быстро выстраивать логические цепочки, быстро находить верные решения
- Воспитывать доброжелательность, умение сотрудничать
Техническое оснащение: компьютер, проектор, интерактивная доска.
Ход урока
I. Организация класса.
II. Викторина «Что я знаю об искусстве?»
Рекомендации по проведению.
В классе можно организовать выставку творческих работ за год.
Класс делится на две команды, придумывают себе названия, девизы, эмблемы. Учитель знакомит учащихся с правилами урока-викторины, которая состоит из 5 конкурсов.
Урок сопровождается презентацией Microsoft PowerPoint, что поможет преподнести материал интересно и повысит степень восприятия представляемой информации. (Приложение 1)
Конкурс № 1
«Узнай картину»
Сюжет какой картины здесь описан, кто автор?
- «На мокром побуревшем снегу следы птичьих лапок; грач, держа в клюве прутик, приготовился взлететь к вершинам берез, где стая его собратьев наводит порядок в пустовавших всю зиму гнездах. За забором серые домишки, церковь с колокольней…» (Саврасов А . «Грачи прилетели»)
- «Широкие, неоглядные дали открываются перед нами; в хлебах, стеной стоящих до горизонта, теряется дорога. А в прозрачную синеву неба торжественно поднялись могучие, богатырские сосны…» (Шишкин И. «Рожь»)
- «Суровые тучи, снежные дали, а на крутом утесе могучая, величественная сосна, которую озаряет холодным светом луна» (Шишкин И. «Рожь»)
- «На картине изображена самая глубина елового леса с его сумраком, тишиной. На переднем плане – темная гладь поверхности омута, с неподвижно лежащими на ней осенними листьями. Рядом с омутом – белый камень, на котором сидит девочка.» (Васнецов В. «Аленушка»)
Конкурс № 2
«Логика в искусстве»
По данным определениям отгадайте многозначные слова из области изобразительного искусства.
- Живая, немая, известная, старинная, заключительная, многосерийная (картина)
- Стеклянная, картинная, национальная, Третьяковская (галерея)
- Светлый, дурной, теплый, высокий, надменный, холодный (тон)
- Простой, красный, тупой, мягкий, косметический, сломанный (карандаш)
- Яркая, эмалевая, засохшая, грунтовая, акварельная, автомобильная (краска)
- Парадный, вылитый, поясной, групповой, психологический, словесный (портрет)
Конкурс № 3
«Шутим вместе»
- Какой материал для рисования заливает лицо от стыда?
- Что художник «вгоняет в краску»?
- Что, по мнению художников, маслом не испортишь?
- Какая школьная отметка «проживает» в Третьяковской галерее?
Конкурс №4
«Русская живопись»
- Как называется известная картина Шишкина?
- «Утро в сосновом лесу»
- «Вечер в березовой роще»
- «Полдень в джунглях»
- «Ночь в тайге»
- При просмотре какой известной картины Куинджи, зрители пытались найти спрятанный за картиной фонарь?
- «Закат в степи»
- «Облако»
- «Березовая роща»
- «Лунная ночь на Днепре»
- Как называется картина Репина, на которой он запечатлел свою юную дочь Веру?
- «Бабочка»
- «Козочка»
- «Стрекоза»
- «Сорока»
- Как называется картина Серова «Девочка с …» ?
- Бананами
- Апельсинами
- Яблоками
- Персиками
- Как называется знаменитая картина Саврасова?
- Грач – птица весенняя
- Молодой весны гонцы
- Грачи прилетели
- Грачиная семейка
- Где можно полюбоваться картиной Айвазовского «Девятый вал»?
- В Эрмитаже
- В Третьяковской галерее
- В Русском музее
- В ГМИИ им. А.С. Пушкина
Конкурс №5
Какого фрагмента не хватает на картине?
В предложенных произведениях искусства определить недостающий фрагмент.
III. Итоги урока – викторины
В конце игры подводятся результаты. Выявляется команда, набравшая наибольшее количество очков. Вместе с проведением результатов командной игры можно подвести итоги года, поздравить тех, кто особенно успешно занимался весь год, отметить их учебу.
Список использованной литературы:
- Искусство вокруг нас. Ломоносова М.Т., Неменская Л.А. – М.: Просвещение, 1998.
- Занимательные материалы по изобразительному искусству. Методическое пособие. Агеева И.Д. – М.: ТЦ Сфера, 2006
- Изобразительное искусство в начальной школе: обучение приемам художественно-творческой деятельности. Павлова О.В. – Волгоград: Учитель, 2008