Цели урока:
- воспитательная: воспитание любви к природе, к животному миру и растениям Африки; воспитание экологической культуры у младших школьников;
- oбразовательная: познакомить учащихся с понятием «пустыня», с природными условиями Сахары, её растительным и животным миром, показать приспособленность организмов к условиям жизни в пустыне и их взаимосвязи; показать влияние климата на органический мир, людей; обучение умению пользоваться картами и применять полученные знания.
- pазвивающая: развивать экологическую культуру детей, речь; умение общаться во время дискуссии, познакомить с занятиями населения Сахары.
Оборудование: физическая карта Африки; плакат-таблица «Африканская пустыня», «Арктическая пустыня Севера»; магнитная доска; картинки растений из Африки на магнитах; флешка с презентацией об Африке; учебник “Окружающий мир” 4 класс, часть 1. Авторы Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов; выписка из энциклопедии для детей «4000 очень важных фактов», «Животный мир Африки» Росмэн, «Азбука природы» Ридерз Дайжест, (Страны. Народы. Цивилизации).
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей урока. (Включается презентация к уроку).
Учитель: У нас сегодня необычный урок. Мы отправляемся с вами в путешествие по материкам. Мы сегодня узнаем о самом жарком материке Африке. А что бы нам было нескучно путешествовать, я предлагаю взять с нами «корабля» пустыни верблюда и его гостя северного оленя, который хочет познакомиться с жизнью верблюда. Я думаю, что ему очень понравится, и он с удовольствием поселится там. Правда, ребята? (картина верблюда и северного оленя)
3. Обобщение изученного материала. Работа с картой. (на доске висит карта материков).
Учитель: Чтобы начать путешествие, освежим свои полученные знания. Мы знаем, что такое материки. - Сколько их?(6)
-Покажите (на карте).
-На каком материке мы живем? Евразия (покажите).
-Для начала повторим, в каком полушарии находится Африка? (восточном полушарии).
-Какие моря, океаны омывают Африку? (Индийский океан, Атлантический океан, Аравийское, Красное, Средиземное моря).
-Что такое Сахара? (пустыня)
-А кто знает, где Сахара находится? Покажите на карте. Мы начнем наше путешествие со столицы страны Москвы.
-Где находится Москва? (показать на карте)
Вылетаем в Каир город на севере Африки.
Каир – самый большой город в Африке в нем живут около 11,5 млн человек. Рядом проплывает самая длинная в мире река Нил длиной 6695 км. Славится также египетскими пирамидами. (показать пирамиды) о них мы поговорим потом отдельно. (слайд Каир, пирамиды)
Кто подготовил сообщение об Африке и конкретно о Сахаре? (Сообщение, заранее подготовленных учеников). Слушаем сообщения одноклассника.
Учитель демонстрирует слайд, используя компьютер.
Что же такое пустыня? Пустыня – это местность, где выпадает 250 мм осадков в год, в действительности же во многих пустынях этот показатель намного ниже для сравнения в тропических лесах Амазонки выпадает 5000 мм в год. В пустыне бывает очень жарко 13 сентября 1922 года в пустыне Сахара на западе Ливии, температура воздуха поднялась до 58 градусов в тени, поставив абсолютный мировой рекорд. Почва прогревается ещё сильнее – в Долине Смерти её температура достигала отметки +87,8 градусов по Цельсию. Металлические предметы настолько раскаляются, что прикосновение к ним может вызвать ожог. По определению, пустыня – это голое бесплодное место, мало приспособленное для жизни. Тем не менее, животный и растительный мир пустыни удивительно разнообразен.
Там растут растения не прихотливые к воде, (слайд о растениях пустыни) такие, как верблюжья колючка, солянка, полынь и т.д. Растения в пустынях выживают за счёт очень длинных корней, с помощью которых достают воду спрятанных глубоко под землей. Мескитовые кусты имеют корни до 30 м в длину, чтобы достать подземные воды, которые накапливаются после сезона дождей. Некоторые выживают за счет накапливания воды в листьях, кактус, а другие наоборот в сухое время их сбрасывают, как например: фоукерия. (слайд о растениях).
А как вы думаете, какие ещё растут растения в пустынях? С помощью кого? Да действительно люди создают райские уголки. Бывают оазисы в пустыне. Оазис - это островок зелени жизни среди безжизненной пустыни. В Сахаре и на Среднем Востоке в оазисах веками селились люди, использовавшие их небольшие ресурсы воды, чтобы выращивать финиковые пальмы, бананы и другие культуры. Под землей есть вода как и термальные воды, как родниковая вода. (слайд оазис)
Учитель: Какой климат в пустыне? Какое самое благоприятное время года в пустыне? Почему? А что можно сказать о почвах пустынь? (По мере ответов детей, на 3 слайде появляется информация:
- климат жаркий, сухой, мало влаги, сухие «дожди», когда ураганный ветер поднимает в воздух массы пыли и песка. Такие бури могут, продолжатся, несколько дней подряд.
- самое благоприятное время года – редкие обильные дожди не продолжительные.
- почвы песок, камни.
В пустынях водится довольно много хищников, ящерицы, змеи, шакалы, лисицы, ястребы и т.д. Но преобладают выносливые растительноядные животные. Такие как верблюд, которые питаются колючками и могут долгое время обходится без воды, но если они добираются до них, то за 10 минут могут выпить 123 л воды. (краткие сообщения о животном мире параллельно показ слайда). Почему наш олень не может жить в пустыне? А верблюд как выживает?
Работа с учебником. с. 113 Чтение текста по учебнику.
Учитель: А какие ещё растения пустынь вы знаете? Как они приспособились к жизни в жарком и засушливом климате?
Учитель: А как животные приспособились к жаркому климату пустыни?
Учитель: Обратите внимание сюда на иллюстрации с животными пустыни. (Скорпион, ушастый еж, фенек, верблюд, кобра.) А кто лишний? Почему? (Верблюд.) Давайте составим из них цепь питания, используя иллюстрации.
Дети восстанавливают цепь питания. Скорпион, ушастый еж, фенек, кобра.
Работа с рабочей тетрадью.
Мы ещё не поговорили о занятиях людей в пустыне Сахара? Чем они занимаются?
Об этом узнайте самостоятельно и на следующем уроке расскажете о них.
Итог урока.
Учитель: Что нового узнали на уроке? Мы с вами многое рассказали нашему гостю о пустыне. А теперь, как вы думаете, захочет северный олень жить в пустыне? Подходят ли данные условия для него? К какой среде обитания привык северный олень?
Вывод: Почему не сможет?
Ученик читает сообщение о северном олене.
Сравнение арктической пустыни и пустыни африканской? Что общего между ними, а в чем разница? Дети сравнивают и делают вывод. (на доске висят таблицы «Арктическая пустыня Севера» и «Пустыня Африки»).
Учитель: Вы все правы. Действительно в природе всё гармонично. Это как бусы. Нельзя вырвать одну бусинку и на её место поставить совершенно другую. Такие бусы потеряют вид. Нельзя по нашему желанию взять одно животное и поселить его, куда нам захочется. Хотя иногда человек так делает.
Так к нам в Кольский залив был выпущен камчатский краб. Ученые хотели его оклиматизировать. Краб действительно прижился. Это хорошо. Но теперь он настолько размножился, что представляет угрозу для жизни рыб в нашем заливе, так как съедает криль, которым они питаются. В частности особо страдают мальки трески. Теперь мы видим новую экологическую проблему.
Переселенцы в Австралию никогда не думали, что безобидные кролики станут настоящим бедствием для континента. Они очень плодовиты. Теперь стоит проблема в их уничтожении.
Природа – это хрупкий взаимосвязанный организм. И нельзя в нем пытаться перестроить всё на свой лад. Вы вырастите и должны это помнить.
Посмотрите. У нас на выставке есть много книг, в которых вы можете найти много информаций о пустыне. (подбор выставки книг о животном и растительном мире Африки и других континентов).
Домашнее задание:
Я предлагаю вам дома придумать свои вопросы для викторины о пустыне, написать сообщение о животном мире.
А теперь решим небольшой тест о пустыне для контроля полученных знаний (слайд тест).
Тест по теме «Пустыня».
- Выбери верное утверждение. Пустыня – это….
а) бескрайнее поле; б) небольшая равнина, покрытая лесом; в) сухая территория, покрытая песком. - Зона пустыни Сахара расположена:
а) в тропическом поясе; б) арктическом поясе; в) экваториальном поясе. - Климат в пустыни:
а) жаркий и влажный; б) жаркий и сухой; в) холодный и сухой. - Почвы в пустыне:
а) глинозем; б) песчаные; в) чернозём. - Растения в пустыне бывают:
а) раннецветущие; б) многолетние; в) влаголюбивые; г) засухоустойчивые. - Выбери только животных пустыни:
а) пингвин; б) сайгак; в) антилопа; г) кобра; д) верблюд; е) ушан; ж) тушканчик.
Взаимопроверка ответов теста.
Поменялись тетрадями и проверили свои ответы, на полях ставим оценку. После этого на экране размещаются ответы теста.
Ответы:
1. в; 2. в; 3. б; 4. б; 5. г; 6. г, д, ж.
Оценки за урок.