Цели:
- Учить оплетать рогозом твердую основу, закреплять умения выполнять переплетение стеблей, веревочку в два прута, загибку.
- Развивать мелкую мускулатуру рук в процессе переплетения стеблей между собой, глазомер в ходе подбора стеблей по толщине.
- Воспитывать бережное отношение к материалам плетения, учить экономно их использовать, воспитывать эстетический вкус.
Оборудование: Выставка изделий, образец изделия, инструменты, рогоз, твердая основа, салфетки.
Ход урока
Организационный момент. Приветствие, настрой учащихся на работу: - Давайте поприветствуем друг друга, улыбнемся друг другу, я рада вас видеть.
Работа с выставкой изделий. Обратите внимание на выставку изделий. Что вы видите? Какие изделия представлены? (дети перечисляют) Для чего эти изделия нужны? Из каких материалов изготовлены вазы? В какие из ваз можно поставить живые цветы, почему? В какие вазы можно поставить только сухие цветы? Как вы думаете, для чего люди ставят в своем доме цветы в вазах?
Сообщение темы урока: Сегодня мы с вами продолжаем знакомство с материалом для плетения - рогозом и будем изготавливать вот такую вазу для цветов, которую будем использовать, чтобы украсить интерьер нашей школы. (использование выполненных изделий)
Актуализация знаний учащихся. Какие изделия мы уже изготовляли из рогоза? (тарелочку, подставку для посуды) Как рогоз готовят к работе? (Замачивают воде и в мокрой ткани) Сколько минут стебли должны лежать в воде? (30 минут)
- Сколько минут во влажной ткани? (15 минут)
- Какие техники использовали при изготовлении изделий из рогоза? (Сшивание, плетение веревочкой в 2 прута)
С чего начинается плетение подставки для посуды? Затем какой прием плетения используют для плетения подставки? Верно, такие же приемы мы будем использовать при изготовлении вазы.
Анализ образца. Из чего сделана ваза? Что послужило основой для вазы? Твердая основа может быть из любого материала, дерева, пластика, но лучше стеклянная, она более устойчива, чем пластик, в нее можно налить воду, поставить цветок или букет. Такая основа может быть любой формы (показ разных ваз), любого размера. Для изготовления такого изделия может быть использована в качестве твердой основы старая ваза, бутылка из-под кетчупа, бутылка из-под вина, интересной формы стеклянная банка и другие. Если вы научитесь оплетать твердую основу, то сможете сделать вазу из любой бутылки или стеклянной банки. (показ полезности темы)
- Какие виды плетения из рогоза можно увидеть на такой вазе? (Дети рассматривают вазы и определяют виды плетения)
- Как вы думаете, каков будет план работы по изготовлению такой вазы? Вывешиваются пункты плана. Какие нужны будут инструменты? Вывешиваются иллюстрации с инструментами.
Повторение правил техники безопасности. Кто желает рассказать правила работы ножницами? Кто желает рассказать правила работы шилом с ушком? Как нужно передавать ножницы? А шило? Вывешиваются иллюстрации правил ТБ.
Физкультминутка. - А сейчас чтобы настроиться на долгую работу, как делают все мастера, мы немного подвигаемся. Упражнения для развития двигательной активности: (подключается презентация) Пальчиковая гимнастика - подготовим руки к работе, пусть наши пальцы будут подвижными и ловкими. Зарядка в положении сидя. Такую зарядку вы можете делать и во время работы, когда вам это нужно. А вот эти кадры вам покажут, как можно использовать вазу, которую мы будем делать. - Начнем работу.
Самостоятельная работа учащихся. Проверка организованности начала работы учащихся, проверка организации рабочих мест учащихся, соблюдение правил техники безопасности, санитарии, гигиены труда. - Проверим, у вас на столе лежат ножницы и шило, салфетка, стеклянная основа, стебли рогоза, разверните их. Наденьте спецодежду.
Проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации, инструктирование по выполнению задания в соответствии с технологической документацией. - При выполнении работы сверяйтесь с планом работы, при использовании инструментов соблюдайте правила безопасной работы.
Текущий инструктаж учителя. - Для выполнения переплетения, нужно выбрать толстые стебли основы 6Х6, прогладить их салфеткой, выровнять по комлям, обрезать стебли основы по длине 70 см, выполнить переплетение.
Начать плетение веревочкой в 2 прута, сплести по диаметру донышка вазы, поставить на изнанку твердую основу, поднять стояки и привязать к твердой основе, плести далее веревочкой в 2 прута до верха вазы, затем выполнить загибку.
Индивидуальная работа - помощь учащимся и показ действий тем, кто затрудняется. Помощь учащимся при замене стеблей. (обучение этому индивидуально)
Заключительный инструктаж учителя: анализ выполнения самостоятельной работы, определение причин допущенных учащимися ошибок, объяснение учителем способов устранения ошибок. - Проверьте себя - плетение без ошибок - это сплошное плетение без пробелов, чтобы стекла не было видно. Если у вас нет ошибок, то работа сделана качественно, если их незначительное количество, то это недочеты в работе, если пробелов очень много, работа неаккуратна, то это брак в работе и такая работа не будет украшать интерьер дома.
Подведение итогов урока учителем. Сообщение о достижении целей урока: - кто успел закончить вазу? Какая она у вас получилась? Выставить вазы.
Какие приемы плетения используют при изготовлении вазы?
Как вы оцениваете свою работу, выберите цвет кружка (пять - красный, четыре - зеленый, три - синий) оценка результатов труда учащихся, выставление оценок в журнал и дневники учащихся.
Уборка в мастерской. Убираем инвентарь, материалы, дежурный моет доску, подметает, выносит мусор.