Урок окружающего мира по теме "Планеты"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: формировать целостное восприятие окружающего мира

Задачи урока:

– рассказать о планетах Солнечной системы;
– создать на уроке атмосферу сотворчества и взаимодействия; – способствовать расширению кругозора детей.

Оборудование: учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы, компьютер, слайды к уроку, модели планет Солнечной системы, плакат с изображением и расположением планет, листы с рисунками планет.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Повторение пройденного.

У. На доске написаны предложения, но в этих предложениях пропущены слова. Вам нужно прочитать и вставить пропущенные слова:

Звёзды – это светящиеся раскалённые газовые _________. Звёзды сами излучают ______ и тепло. Самые горячие звёзды светят голубым и белым _________. Группы звёзд на небе люди объединили в __________. Солнце – одна из звёзд космоса. Солнце не самая горячая _______. Это самая ______ к Земле звезда. Солнце находится очень _________ от _________.

3. Изучение нового материала.

У. Сегодня на уроке мы с вами будем изучать тему, а какую вы узнаете, когда разгадаете кроссворд, который находится на странице 11 в вашей тетради для самостоятельной работы. (После того, как ребята разгадают кроссворд, по вертикали прочитают слово ПЛАНЕТЫ).

Да действительно, сегодня мы будем изучать тему “Планеты”. (Сообщение темы и цели урока. Слайд №1)

У. Ребята, как называется планета, на которой мы с вами живём?

Д. Планета Земля.

У. Земля, это единственная планета в Солнечной системе?

Д. Нет. Планет в Солнечной системе 9. Это Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Посмотрите пожалуйста на плакат с изображением и расположением планет.

У. Для того, чтобы было легче запомнить названия планет, придумали такую считалку. Послушайте.

Считалка.

Раз Меркурий. Два – Венера. Три – Земля. Четыре – Марс.

Пять – Юпитер. Шесть – Сатурн. А еще – Уран, Нептун, И, конечно же, Плутон. Наше Солнце чемпион!

Вступительная беседа.

У. Все девять планет Солнечной системы образовались примерно в одно и тоже время, однако они во многом отличаются друг от друга. Это связано с различиями в расстоянии планет от Солнца и в силе солнечной гравитации в период формирования Солнечной системы. Меркурий, Венера, Земля и Марс–это относительно небольшие, так называемые внутренние планеты, состоят в основном из горных пород и металлов. Меркурий – самая близкая к солнцу планета, и у неё самая большая орбитальная скорость. Венера – самая яркая планета, так как её окружают облака, хорошо отражающие солнечный свет. Планета, на которой есть вода и существует жизнь – это? Конечно это Земля. Марс – планета, которая кажется красной, т.к. покрыта оксидом железа (ржавчиной). Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун – “газовые гиганты” – гораздо крупнее и находятся дальше от Солнца. У них есть небольшое твёрдое ядро, окружённое плотными слоями из жидкостей и газов. Вокруг “газовых гигантов” обращаются многочисленные спутники. Самая далёкая от Солнца – маленькая обледенелая планета Плутон. Некоторые учёные полагают, что это даже не планета, а комета.

Юпитер – самая большая планета Солнечной системы. По объёму она в 1300 раз больше Земли. Хотелось ещё отметить, что планеты сами не излучают света. Но поскольку они освещаются Солнцем, мы, земляне их видим. Планеты, в отличие от звёзд, блуждают по небу. Почему?

Д. Потому что все они вращаются вокруг Солнца.

У. Почему земляне видят планеты не мерцающими точками, а светящимися кружочками?

Д. Планеты много ближе к Земле, чем звёзды. Даже самый маленький кружочек больше точки. Физминутка “Мы проверили осанку”

Мы проверили осанку
И свели лопатки,
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдём мягко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька-трусишка,
И как серый волк-волчишко.
Вот свернулся ёж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик сладко потянулся.

4. Работа с учебником.

Стр.29-32.

У. Ребята, давайте прочитаем текст учебника по “цепочке”, параллельно отвечая на вопросы.

5. Закрепление изученного.

Работа в парах.

У. Ребята, откройте тетрадь для самостоятельной работы на стр. 12 и 13. Выполните задания 17 и 18.

У. Давайте проверим. Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга. Каковы результаты? У всех правильно? Давайте поможем тем, у кого не всё верно.

Физминутка. (Дети сидят за партами и выполняют массаж пальчиков).

По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс.
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
За ним – Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.

6. Игра “Угадай планету”

У. Чтобы выяснить, как вы поняли тему, мы сыграем в игру “Угадай планету”

Игра “Угадай планету”. Слайд № 2.

Ребята, я вам заранее раздала модели планет. У меня эмблема Солнца. Я прошу выйти к доске с моделями, как только вы услышите вопрос о своей планете.

– Самая ближайшая планета к Солнцу? (Меркурий)

– Какая единственная планета, где есть вода и кислород. (Земля)

– Назовите красную планету. (Марс)

– Самая крупная планета. (Юпитер)

– Самая жаркая планета, где день длится дольше, чем год? (Венера)

– Какую планету можно назвать “голубой гигант”? (Нептун)

– Какая планета самая маленькая? (Плутон)

– Самая холодная и ветреная планета из газовых планет-гигантов? (Уран)

– Как называется “окольцованная” планета? (Сатурн)

Хорошо. А теперь прошу детей, вышедших к доске, встать так, чтобы получилась модель Солнечной системы. Слайд № 3.

У. Молодцы. Вы сегодня замечательно работали на уроке, особенно хочу отметить…….

У. И в заключение: на листах, которые лежат у вас на столе, изображены рисунки планет. Поработайте художниками и раскрасьте их. Слайд №4

7. Итог урока и домашнее задание.

У. Ребята, скажите, пожалуйста, над какой темой мы с вами на уроке работали? Что нового узнали?

А теперь послушайте домашнее задание.

1) Прочитайте хрестоматию на стр. 21-26.
2) Нарисуйте рисунок на тему “Космос”.
3) Придумайте четверостишие о планетах.
4) У каждого на столе лежит карточка с вопросами, и к каждому вопросу есть три варианта ответа. Вам нужно будет выбрать правильный ответ. Слайд №5

1) Сколько колец у Юпитера?
а) 1 б) 16 в) Ни одного

2) Какая планета самая маленькая?
а) Плутон б) Меркурий в) Нептун

3) У какой планеты есть ледяная шапка?
а) У Марса б) У Юпитера в) У Урана

4) У какой планеты нет спутников?
а) У Венеры б) У Меркурия в) У Сатурна

5) Какая планета вращается вокруг своей оси по часовой стрелке?
а) Земля б) Нептун в) Венера

У. Отдыхайте. Спасибо за урок.

Презентация