Звуки [з], [з']. Буква З, з. Письмо строчной буквы "з". Составление и запись слов

Разделы: Начальная школа


Аннотация:

Урок разработан по программе “Школа России” к методическому комплекту В.Г. Горецкого “Русская азбука”, “Прописи к русской азбуке” № 3. Урок является первым при изучении данной темы. На уроке используются методы и приёмы, направленные на формирование навыков сознательного, плавного, правильного чтения; умения дифференцировать согласные звуки по глухости-звонкости. На уроке проводится подготовительная работа к введению тем: “Основа и окончание слова”, “Части речи”.

В урок обучения грамоте включена тема по курсу “Мир вокруг нас” (автор А.А.Плешаков) “В зоопарке”. В ходе урока ребята совершают виртуальное путешествие по зоопарку, знакомятся с его обитателями, учатся читать названия животных.

Кроме этого, в урок включены игры со словами, направленные на развитие внимания, мышления, памяти.

Цели и задачи:

  • познакомить со звуками [з'] и [з], буквой з;
  • закрепить навык звукового анализа слов;
  • обучать умению читать слоги, слова с изученными буквами;
  • развивать фонематический слух,
  • формировать графические умения, научить писать строчную букву з;
  • развивать навык каллиграфического письма;
  • развивать мелкую моторику мышц руки;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • развивать наглядно-образное мышление;
  • познакомить с зоопарком и его функциями;
  • познакомить с обитателями зоопарка;
  • воспитывать любовь к живому миру;
  • обогащать словарный запас;
  • развивать речь, мышление, память;
  • формировать учебную деятельность.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, экран, учебник “Русская азбука”, “Прописи” № 3, магниты красного, синего и зеленого цветов.

Ход урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников
1. Орг. момент - Здравствуйте, ребята. Давайте, как всегда, начнем наш день с улыбки. Возьмитесь за руки, пожелайте друг другу успехов и хорошего настроения.  
2. Фонетическая разминка - Сделаем звуковую разминку.

- Что просит сказать врач, когда осматривает горло?

- Как воет волк?

- Как плачет младенец?

- Что говорит бабушка, когда устанет?

- А мама, когда огорчена?

- А папа, когда ругает?

- Как звенит комар?

А-а-а

У-у-у

Уа-уа-уа

Ох-ох-ох

Эх-эх-эх

Ай-ай-ай

З-з-з

3. Проблемная ситуация Отгадайте загадку:

Что за коняшка
Носит тельняшку?

- Зажгите цветные “фонарики”.

- Сколько гласных в слове? (2)

- Сколько слогов? (2)

- Разделите на слоги.

- Поставьте ударение.

- Сделайте звуковую схему.

Крупный дикий лесной бык, самое крупное наземное млекопитающее России, сохранившееся только в заповедниках.

- Зажгите цветные “фонарики”.

- Сколько гласных в слове? (1)

- Сколько слогов? (1)

- Будем делить на слоги? (нет)

- Надо ставить ударение? (нет)

- Почему? (Один гласный)

- Сделайте звуковую схему.

Слайд № 1

4. Постановка учебной задачи - Я произнесу слова, послушайте их внимательно и найдите одинаковый звук в словах: коза, глаза, роза, заяц, зонт, гнездо. (Звук [ з]).

- Кто запомнил слова, которые я произносила? Где в слове спрятался звук?

- Найдите одинаковый звук в словах: Зина, резина, мазила.

- Вы догадались, о каких звуках мы будем говорить сегодня на уроке? (О звуке [з], [з’] ).

- Кто знает, как называется буква, которой мы запишем эти звуки? (Буква “зэ”).

- Кто скажет тему нашего урока?

Слайд № 2
5. Характеристика звуков [з'] и [з] - Посмотрите ещё раз на схемы.

- С каких звуков начинаются слова?

- Сравните эти звуки.

- Произнесите звук, закрыв уши.

- Какой он?

Слайд № 3

[з'] и [з]

Оба согласные, звонкие. Но один твердый, другой мягкий.

6. Знакомство с буквой З Какой буквой мы запишем эти звуки?

- Чтобы буква З осталась у нас “жить”, поселим ее в наш звуковой паровозик. В какой вагончик ее поселим? Может, в первый?

- Тогда во второй?

- В какой ряд – верхний или нижний?

- Какие гласные могут стоять после [з]?

- А после [з']?

Работа по “ленте букв”.

Буквой З.

Нет, там только гласные.

Да, там парные согласные звонкие и глухие.

В верхний. Там все звонкие согласные.

а, о, у, ы, э – гласные первого ряда.

я, ё, ю, и, е – гласные второго ряда.

7. Чтение слогов - Посмотрите на экран. Сейчас там появятся слоги. Некоторые дети будут читать вслух, а остальных прошу внимательно слушать, читать про себя и, если будет нужно, помочь детям, которые будут читать. Читайте слоги правильно, громко.

- Придумайте слова с этими слогами. Скажите, где спрятался слог.

Слайд № 4
8. Упражнение в чтении слов со слогом ЗА - Посмотрите на экран. Сейчас там появятся слова. Будем читать их вслух “цепочкой” Слайд № 5
9. Чтение слов - Посмотрите на экран. Сейчас там появятся слова. Будем читать их вслух “цепочкой” Слайд № 6
10. Работа со звуковой моделью Прочитайте слова.

- Что вы заметили?

- Посмотрите, все ли слова соответствуют звуковой модели?

- Напечатайте схему в тетради для печатания.

- Напечатайте под ней подходящие слова.

- Давайте проверим вашу работу.

Слайд № 7-8 звуковую схему

Дети печатают слова, подходящие к схеме, в тетради.

11.Чтение слов - Посмотрите на экран. Сейчас там появятся слова. Будем читать их вслух “цепочкой” Слайд № 9
12. Физминутка Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил,
Паучков на землю смыл.
Солнце стало пригревать,
Паучок ползет опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять по ветке.
 
13. Письмо буквы з, слов и предложений в “Прописи” - Сделаем разминку для кистей рук и пальчиков. Возьмите в каждую руку по карандашу или ручке. Поставьте руки на локотки. “Рисуем” в воздухе облака, вращая кистью руки:

Облако, облако, шкурка в колечках,

Очень ты, облако, схоже с овечкой.

А теперь вращаем карандаши между пальчиков, стараясь не уронить их. … и в другую сторону.

- Откройте тетрадь на с. 9. Рассмотрите буквы, написанные на верхней строке.

- Из каких элементов состоят буквы? Откуда начнем писать буквы?

Учитель показывает написание букв. Дети обводят буквы, написанные пунктиром и пишут з.

Затем учащиеся пишут слоги, слово зима, предложение. Делают разбор. (Зажигают “фонарики”, ставят ударение, делят на слоги, дочерчивают схему)

Слайд № 10-11

)

14. Работа над темой “В зоопарке” 1. Словарная работа:

Посмотрите на слайд, прочитайте слова.

- зоопарк

- зоосад

места, где содержат животных.

- зоотехник

- зоолог

- зоология

профессии, связанные с изучением, уходом за животными, наука о животных

- Какая одинаковая часть в этих словах?

- Что обозначает часть ЗОО?

Общая часть этих слов ЗОО – обозначает животных.

Составьте предложения с этими словами.

2. Чтение слов и рассматривание иллюстраций

3. Словарная работа:

- аквариум

Аквариум (Aquarium) - прозрачная, чаще прямоугольной формы, емкость для содержания водных животных и растений в искусственных условиях. Чаще всего в аквариумах содержатся аквариумные рыбки и аквариумные растения.

- террариум

Террариум, террарий (от лат. terra - земля) - ёмкость где созданы необходимые условия, в отличие от аквариума, именно для содержания различных сухопутных животных и растений

4. Чтение текста.

В зоопарке.

В зоопарке разные звери. Вот в клетке лев. Там за забором - слон. Енот стоит возле воды. Антилопа ест траву. Около кустов - лиса. А тут степные волки. На ветке осины спит коала.

В террариуме – змеи. Они зимовали в норе.

В аквариуме усатые сомы, налимы, караси, карпы и лини.

Зоолог кормит зверей.

- Вопросы после прочтения текста:

- Где лев?

- Где находится слон?

- Где стоит енот?

- Кто ест траву?

- Где стоит лиса?

- Где спит коала?

- Где змеи?

- Где зимовали змеи?

- Какие рыбы в аквариуме?

- Кто кормит зверей?

Слайд № 12

 

 

 

 

ЗОО

 

 

 

Слайд № 13-15

Слайд № 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 16

 

 

 

 

 

 

 

 

В клетке.

За забором

Возле воды.

Антилопа

Около кустов.

На ветке осины.

В террариуме.

В норах.

Сомы, налимы, караси, карпы и лини.

Зоолог.

15. Игры со словами 1. Кто сидит в шестой клетке?

2.Слоги рассыпались

3. Названия каких животных зашифрованы?

Слайд № 17

Зебра

Слайд № 18

Слайд № 19

Зубр, заяц

Зебра

Заяц

16. Физминутка Экскурсия в Зоопарк.

- Подходим к клетке с птицами.

- Мы видим крокодила.

- А сейчас перед нами зайцы.

- А теперь косолапый мишка.

В Зоопарке две подружки, две зеленые лягушки
Утром рано умывались, полотенцем растирались.
Ножками топали, ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям физкультпривет!

Дети машут крыльями.

Изображают зубастую пасть.

Прыгают.

Изображают мишку.

17. Упражнения в преобразовании слова. Знакомство с окончанием и основой слова. Введение понятий “основа”, “окончание” Чтение слова лиса с разными окончаниями.

- Понаблюдайте, что изменяется, слово или только часть?

- Какая часть слова не изменяется? (Лис)

- Это основа слова.

- Какая часть слова изменялась?

- Изменяемая часть слова – это окончание.

Слайд № 20

Изменяется часть слова, его форма. Е, а, и, у

18. Работа в “Прописи” Запись предложений.

Вот зоопарк.

В зоопарке змеи.

После записи делают разбор. (Зажигают “фонарики”, ставят ударение, делят на слоги)

Слайд № 21
19. Упражнения в соотнесении вопросов и слов - Соедините вопрос с тем словом, которое отвечает на него. Слайд № 22
20. Домашнее задание - Посмотрите на слайд.

- Какое задание вы должны сделать дома?

Слайд № 23

Прочитать с.94-95

21. Итог урока - Что новое вы узнали на уроке?

- Что было интересно?

- Что было трудно?

Вы – молодцы! Хорошо потрудились!

Слайд № 24

Таблица (авторском варианте)

Приложение