Цели:
Задачи:
образовательные:
- обобщение и систематизация знаний учащихся о многогранниках;
- использование рабочей среды MS Power Point – как инструмента для создания презентации;
- актуализация знаний по теме “Многогранники”;
- защита проекта.
развивающие:
- развитие абстрактного, логического и образного мышления;
- развитие исследовательской, познавательной деятельности учащихся;
- формирование творческого подхода к поставленной задаче.
воспитательные:
- формирование целостного восприятия окружающего мира
- формирование целостной картины мира;
- воспитание эстетического восприятия;
- развитие коммуникативных способностей учащихся;
- ориентирование на совместный труд.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Учитель математики: Математика за 2500 лет своего существования накопила богатейший инструмент для исследования окружающего нас мира. Однако человек обращается к математике “не затем, чтобы любоваться неисчислимыми сокровищами. Ему, прежде всего, нужно ознакомиться со столетиями испытанными инструментами и научиться ими правильно и искусно управлять”
Сегодня мы с вами изучаем тему: “Симметрия в пространстве. Правильные многогранники”. “Правильных многогранников вызывающе мало, но этот весьма скромный по численности отряд сумел пробраться в самые глубины различных наук”.
Л. Кэрролл
Много веков назад люди восхищались красотой, созданной самой природой. Крылья бабочки, узор снежинки, листья клёна и многое другое являлось своеобразной подсказкой для открытия такого явления как симметрия. В переводе с греческого языка это слово означает “соразмерность”. Известный немецкий математик Герман Вейль писал: “Симметрия является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство”.
Симметрия очень тесно связана с понятием правильного многогранника. Свойства многогранников изучали ученые и священники, их модели можно увидеть в работах архитекторов и ювелиров, им приписывались магические и целебные свойства. Правильные многогранники занимают видное место в философской картине мира, разработанной великим мыслителем Древней Греции Платоном (ок. 428 – ок. 348 до н.э.).
Для того, чтобы убедиться в том, что в окружающем нас мире огромное многообразие объектов, состоящих из правильных многогранников и имеющих различные виды симметрии, вы обратились за помощью к ресурсам сети Интернет. Дома у Вас было задание найти и подготовить выступление по темам, связанным с симметрией в пространстве, правильными многогранниками.
Учитель информатики: И это задание вы выполняли, используя мультимедийные презентации. Для чего используются мультимедийные презентации? Для того, чтобы выступающий смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению. Работать с презентациями вы научились на уроках информатики, используя программу Microsoft Office PowerPoint. Вы научились грамотно составлять презентации: создавать, оформлять слайды, делать анимацию, импортировать объекты (картинки, диаграммы, таблицы и т.д.). И сегодня вы не только продемонстрируете результаты своего труда, но и оцените работу своих товарищей.
III. Актуализация знаний
Прежде чем мы начнем работу, давайте повторим основные сведения о многогранниках и правилах составления презентации.
Фронтальный опрос.
1) Дайте определение многогранника. (Поверхность, составленную из многоугольников и ограничивающую некоторое геометрическое тело, называют многогранной поверхностью или многогранником)
2) Какой многогранник называют выпуклым? (Многогранник называется выпуклым, если он расположен по одну сторону от плоскости каждой его грани)
3) Что называют гранью многогранника? (Многоугольники, из которых составлен многогранник, называют его гранями)
4) Что называют ребром многогранника? (Стороны граней , называют рёбрами)
5) Что называют вершиной многогранника? (Концы рёбер называют вершинами многогранника)
6) Что называют диагональю многогранника? (Отрезок, соединяющий две вершины, не принадлежащие одной грани, называется диагональю многогранника)
7) Назовите известные вам многогранники (карточка). Среди изображённых тел выберите те, которые являются многогранниками.
Какие из них являются призмами? Пирамидами?
Опрос учителя информатики по созданию и оформлению презентаций:
- Назовите общие требования к оформлению презентации.
- Назовите структуру презентации? (1 слайд - титульный лист, 2 – содержание, последний – список литературы).
- Какие цвета способствуют возбуждению и действуют как раздражители? (Теплые: красный, оранжевый, желтый)
- Какие цвета успокаивают, вызывают сонное состояние? (Холодные: фиолетовый, синий, голубой, сине-зеленый, зеленый).
- Назовите размеры шрифта для заголовков и текста? (Не менее 24 и не менее 18).
IV. Выполнение теста “Многогранники” и “Правила создания презентации в РР” (2:1) (Приложение 1)
А теперь давайте проверим свои знания в ходе выполнения теста.
Инструктаж: Перед вами компьютерный тест, выполненный в программе MS Power Point. Он состоит из 2 частей: 1 – по математике (состоит из 7 вопросов), 2 – по информатике (5 вопросов). Тест открытый, т.е. с вариантами ответов. Вам нужно только нажать на правильный, как вам кажется, ответ и компьютер отправит вас к другому вопросу и, в конечном счете, вы получите результат (количество баллов и оценка). Оценок у вас будет 2 – по математике и информатике отдельно. Желаю удачи!
Вопросы по математике:
1. Многоугольники, из которых составлен многогранник, называются:
а) сторонами многогранника; б) ребрами многогранника; в) гранями многогранника.
2. Какое наименьшее число граней может иметь многогранник?
а) 3; б) 4; в) 6.
3. Диагональ многогранника - это отрезок, соединяющий:
а) две вершины многогранника, б) две вершины многогранника, не принадлежащие одной грани; в) две вершины грани многогранника.
4. Площадь боковой поверхности призмы вычисляется как:
а) произведение периметра основания на высоту; б) произведение периметра основания на боковое ребро; в) сумма площадей ее боковых граней.
5. В основании правильной треугольной призмы лежит треугольник:
а) прямоугольный; б) остроугольный; в) тупоугольный.
6. Площадь боковой поверхности куба с ребром 10 см равна:
а) 40 см2; б) 400 см; в) 400 см2.
7. В основании правильной четырехугольной пирамиды лежит:
а) квадрат; б) прямоугольник; в) ромб.
Ответы: 1 – в, 2 – б, 3 – б, 4 – в, 5 – б, 6 – в, 7 – а.
Вопросы по информатике:
1. Презентация не должна быть меньше:
а) 5 слайдов; б) 10 слайдов; в) 13 слайдов.
2. Для заголовков используется шрифт:
а) не менее 18 пт; б) не менее 24 пт; в) не более 32 пт.
3. При выбора стиля оформления слайда:
а) нужно соблюдать единый стиль оформления; б) задать каждому слайду свой стиль оформления; в) вспомогательная информация должна преобладать над основной информацией.
4. Какие цвета успокаивают, вызывают сонное состояние?
а) нейтральные тона; б) теплые тона; в) холодные тона.
5. Наиболее хорошо воспринимаемые сочетания цветов шрифта и фона:
а) белый на темно-синем, черный на белом, желтый на синем; б) красный, оранжевый, желтый; в) светло-розовый на белом, фиолетовый на сером, бежевый на зеленом.
Ответы: 1 – б, 2 – б, 3 – а, 4 – в, 5 – а.
Оценки, полученные за выполнение теста, занесите в рабочую карту урока.
Рабочая карта урока.
Урок _________________________________ Класс __________ Дата ____________
Тема __________________________________________________________________
Ф. И. ученика ___________________________________________________________
Опрос по теории | Тест по геометрии |
Тест по информатике |
Оценка за выступление |
Физкультминутка (3 мин.)
V. Итак, сегодня на уроке мы с вами постараемся оценить выступления, представленные вашими товарищами. Слушая выступление ребят, вы должны будете заполнить протокол.
После презентации 2-3 минуты даётся на обсуждение. Форма обсуждения – “черно-белое” оппонирование. Под “черно-белым” оппонированием подразумевается выступление, в котором выполняется несколько условий:
- перечислить три наиболее сильные стороны представленной презентации;
- перечислить два момента, требующих доработки.
Творческие группы: (приложение 2)
Ф.И. участника | Тема выступления |
Лифанова А., Ильницкая К. | “Симметрия в мировой архитектуре” |
Мулгачев С., Науман М. | “Симметрия в архитектуре Древнего мира” |
Сарварова А., Алескерова А. | “Симметрия в природе” |
Мусихин А., Пасюта А. | “Правильные многогранники и их применение” |
Кочегарова Ю., Огородник И. | “Платоновы тела” |
Сидоров Е., Николаев И. | “Звездчатые многогранники” |
Шарафутдинова А., Асетянова Е. | “Кристаллы - природные многогранники” |
Фомина Е., Паламарь М., Распопов Н. | “Развертки многогранников” |
VI. Подведение итогов урока.
Отметить ошибки, если они есть. Обратить внимание на содержание выступления и структуру презентации, дизайн-эргономические требования, на вид презентации на экране монитора и выдвижном экране, на то как представлена информация (содержание, расположение на странице, шрифты, способы выделения, объем информации и виды слайдов).
Сегодня на уроке мы рассмотрели различные проявления симметрии. Мы увидели, что узоры симметрии живут полнокровной жизнью в музыке, в стилях архитектуры и в предметах домашнего обихода. Модели симметричных форм доставляют нам истинное удовольствие. Ведь они говорят о красоте и гармонии. Мы желаем вам огромных успехов и гармонии в отношениях с родными и близкими. Будьте здоровы и счастливы.