В современном мире сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у большинства людей на планете. Особую тревогу испытываем за самых беззащитных граждан – детей. И сейчас все более важным становиться вопрос о получении нужных знаний, чтобы оберегать себя и своих детей. Подготовиться к встрече с разными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.
Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их безопасность, жизнь и здоровье. Подробно разъяснять и четко следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не только сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.
Каждую минуту каждый из нас может оказаться в неожиданной ситуации. Бывает, что даже известные вещи, предметы, ситуации могут стать опасными. Чтобы обезопасить себя, выжить, необходимо знать элементарные правила (правила поведения в обществе, дорожные правила, противопожарные, правила поведения на воде, правила общения с окружающей средой, животными).
С развитием социальной и экономической обстановки в мире с каждым годом все больше и больше прибавляется экстремальных и чрезвычайных ситуаций, требующих от нас, немедленных, но верных решений. Это и участившиеся взрывы наводнения, выбросы нефтегазовой промышленности, разнообразие новых видов мошенничества, заполонение разума людей сектантскими поверьями, и конечно, угроза терроризма.
Считая, что современный ребенок, развивающийся в веке компьютеризации, информатизированности, для своей безопасной жизнедеятельности обязан знать все необходимые правила, быть самостоятельным, ответственным. Задача взрослых – родителей и педагогов подготовить к встрече с различными ситуациями, вооружить необходимыми знаниями как можно раньше.
Но что делать, если ребенок с нарушением интеллекта? И для него очень трудно дается и обучение, и воспитание, и развитие, и тем более социализация. Нарушены не только различные важные виды деятельности, понимание окружающей действительности, и даже самоощущение себя, - нарушена детская жизнь. Такой ребенок похож на сломанный кубик-рубик. Который родители, учителя и воспитатели, врачи, дефектологи и другие многочисленные специалисты пытаются собрать заново.
Нередко, ребенок с нарушением интеллекта не может сам себя обслужить, одеться, причесаться, понять какое действие нужно выполнить в данный момент. Такой маленький гражданин подвержен ещё большей опасность со стороны окружающей среды и социума.
В недалекое время назад, ОБЖ в специальных (коррекционных) школах было введено как классные часы.
Считаю, что детям с нарушением интеллекта необходимо ещё больше давать знаний по безопасности жизнедеятельности, и еще большее требовать их знание и неукоснительное выполнение. Так как они подвержены наибольшему плохому внушению, повышенному травматизму. Для таких детей вся жизнь как чрезвычайное происшествие.
Поэтому необходимо введение полноценных уроков ОБЖ в специальных (коррекционных) школах. Предлагаю программу и тематическое планирование для экспериментально использования. Цель, которой – воспитание “личности безопасного типа”, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и деятельности человека, осознающего важность, стремящийся решить эти проблемы, разумно сочетать свои интересы с интересами общества. Так же развития самостоятельности и ответственности. Основанием для ее написания стала нехватка методической литературы по этой теме, пригодной для изучения в специальных учреждениях; систематизации нужных для изучения тем, тематического планирования.
Программа разделена на разделы в соответствии с разделами начального общеобразовательного звена: “Опасные ситуации на дороге”, “Противопожарная безопасность”, “Опасные ситуации и правила поведения на воде”, “Отравления и пути их предотвращения”, “Животные и опасности связанные с ними”, “Криминогенные ситуации”. Добавлены разделы, которые связанные с необходимыми предметами и знаниями в специальных учреждениях: “Здоровье”, “Окружающая среда”, “Личная гигиена”, “Основы медицинских знаний”.
Уделяется большое внимание на понимание и распознавание опасных ситуаций. Для ученика общеобразовательной школы необязательной напоминать самые элементарные знания или правила поведения, это он все впитал еще с младенчества и оперативно владеет ими. Для ученика специального учреждения необходимо постоянно напоминать, терпеливо разъяснять, добиваться автоматизации применений и осознанности в понимании даже самых элементарных правил поведения и знаний. Это для ученика специального упреждения очень трудно. Здесь ведется многолетняя работа всех учителей и воспитателей, и многих специалистов.
Предмет ОБЖ, как никакой другой имеет множественные межпредметные связи (чтение, русский язык, развитие речи, знакомство с окружающим миром, рисованием, трудом). На уроке это комплекс обучения не только безопасной жизни, но и развитие, закрепление, систематизация и коррекция всего пройденного материала.
Уроки ОБЖ позволят решать основные задачи как: - развитие речи, чтения, письма, орфографии, грамматики, развитие словарного запаса, понимание речи, закрепление практической стороны математики, привитие навыков самообслуживания, воспитание культуры в общении с окружающими, воспитание чувства патриотизма, привитие любви к своей Родине, знакомство с русской и чувашской культурой;
- многие коррекционные задачи: - развитие всех психических процессов; игротерапия; пропедевтика страхов, тревожных состояний; снижение агрессии; воспитание адекватности поведения; работа над правильным произношением.
На уроках применяются как традиционные так и нетрадиционные формы обучения и проведения занятий (индивидуальная, парная, групповая, коллективная работа, моделирование ситуаций), уделяя больше внимания организацию различных видов деятельности и приобретению детьми жизненно важного опыта.
Сущность программы в том, что по сравнению с общеобразовательными учреждениями, в специальных учреждениях необходимо комплексное решение всех педагогических и коррекционных задач на всех уроках и всех видах детской деятельности.
В программе старалась отразить принципы общей и коррекционной педагогики. Тематическое планирование рассчитано на четырехлетнее обучение, посторенние по четвертям, в каждой из них отражены все необходимые, выделенные мною для изучения разделы. Материал имеет концентричность, поэтапность. Цикличность, что немаловажно для специальных учреждений (в зависимости от психических процессов детей с нарушениями интеллекта).
На данный момент программа апробирована 2,5 года и дает неплохие результаты. Можно сказать: о высокой активности детей во время занятий и принятие участия во всех предлагаемых им акциях, внеклассных и общешкольных мероприятиях; вовлечение в работу всех ребят.
Ребята усваивают понятия, за счет их многократной четко подачи, систематического повторения в каждой четверти, на каждом году обучения. Разнообразие форм и методов, которые можно использовать на данных уроках, стимулируют к получению знаний. Учащиеся могут рассказать о полученных знаниях на уроках, поделиться своим опытом по данной теме, что уже говорит о рефлексии и усвоении пройденного материала.
Учащиеся различать типы опасных ситуаций (на воде, дороге, опасные ситуации на улице, криминогенные ситуации), и выбрать типы правильных решений. Могут устно проследить цепочку последствий в той или иной ситуации.
За время обучения дети особенно хорошо усвоили темы такие как:
- личная гигиена;
- пожар и его причины;
- опасные ситуации на дороге;
- опасные ситуации на воде;
- животные и опасности связанные с ними;
- некоторые правила поведения в криминогенных, чрезвычайных, экстренных ситуациях.
Так же на уроках ОБЖ можно использовать элементы сюжетно-ролевой игры, примеры из жизненных ситуаций, отрывки художественных произведений, информацию из средств массовой информации, наглядные схемы и адаптированные изображения по теме, стихи, аудио и видео материалы, компьютерные технологии, что особенно важно для приобретения необходимого практического опыта в общении. Урок ОБЖ является большой базой для проведения коррекционной работы.
Цели:
- формирование “личности безопасного типа”, знающей основы защиты человека и общества от современного комплекта опасных факторов и умеющих применять эти знания на практике;
- воспитании гражданственности, патриотизма, ответственности перед обществом и природой.
Основные задачи:
- изучение и освоение основ здорового образа жизни, обеспечивающее полноценное безопасное существование;
- ознакомление с опасностями, угрожающими человеку в современной повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях, изучение методов и приемов защиты;
- изучение и освоение медицинских знаний и правил оказания первой медицинской помощи в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- развивать умения и навыки планирования и организации деятельности, самостоятельности.
Коррекционные задачи:
- развитие всех психических функций;
- формирование навыка самоконтроля;
- воспитание эмоциональной адекватности поведения;
- воспитание мотивации к обучению и общению;
- воспитание базовых эмоций личности.
Примерные разделы программы
1. Здоровье.
2. Окружающая среда.
3. Личная гигиена.
4. Опасные ситуации на дороге.
5. Противопожарная безопасность.
6. Опасные ситуации и правила поведения на воде.
7. Отравления и пути их предотвращения.
8. Животные и опасности связанные с ними.
9. Криминогенные ситуации.
10. Основы медицинских знаний.
Тематическое планирование. 1 класс
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
1. Введение в предмет. Что такое ОБЖ. | 1. Здоровый образ жизни. Закаливание. Проветривание. | 1. Вредные привычки. | 1. Полезные привычки. |
2. Что такое здоровье? Режим дня. Поведение в школе, столовой. | 2. Береги глаз как алмаз. | 2. Скользкая дорога. | 2. Здоровый организм. Витамины. |
3. Здоровье. Режим дня. Поведение в спальном корпусе, бане. | 3. Безопасность при общении с животными, насекомыми. | 3. Профилактика детского травматизма. | 3. Наш город и его транспорт. |
4. Личная гигиена. Чистота – залог здоровья. | 4. Ядовитые растения, плоды, грибы. | 4. Растения вокруг нас. Как ухаживать за растениями? | 4. Опасности на дороге. |
5. Уход за зубами, волосами. | 5. Здоровая пища. | 5. Животные вокруг нас. Меры безопасности при общении с домашними животными. | 5. Опасные ситуации на воде. |
6. Уход за обувью. | 6. Не боимся простуды. | 6. Меры безопасности при общении с домашними животными. | 6. Безопасность на воде летом. Спасательные средства. |
7. Уход за одеждой. | 7. Что такое безопасность и чрезвычайная ситуация. | 7. Как ухаживать за кошкой и собакой. | 7. Лекарственные травы. |
8. Классный час: “Будьте вежливы!” | 8. Как могут стать опасными домашние вещи? | 8. Безопасность на льду зимой и весной. | 8. Опасность на дороге. |
9. Игры на коррекцию поведения. | 9. Ролевые игры: “Один дома” |
9. КВН: “Не зная броду, не суйся в воду!” | 9. Урок-игра “Кто хочет быть здоровым?” |
Тематическое планирование. 2 класс
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
1. Что такое здоровье? Здоровый образ жизни. | 1. Режим дня. Питание, сон. | 1. Части тела человека. | 1. Пищеварительные органы. Гигиена. Пищеварительные отравления. |
2. Личная гигиена. Режим дня (учебы, отдых) | 2. Чистота – залог здоровья. | 2. Профилактика школьного травматизма. | 2. Органы дыхания. Гигиена. Профилактика отравления. |
3. Правила поведения (школа, корпус, улица, столовая). | 3. Вредные и полезные привычки. | 3. Опасные игры. | 3. Если заблудился в лесу. |
4. Как рождаются опасные ситуации на дороге. | 4. Поведение человека при разных погодных условиях: дождь. | 4. Собака: друг или враг? | 4. Криминогенные ситуации: как вести себя со злоумышленниками. |
5. Правила поведения на дороге. Переход. Светофор. | 5. Пожар. Меры безопасности. Экскурсия по школе. | 5. Поведение человека при разных погодных условиях: снег. | 5. Дорожные знаки – наши верные друзья. |
6. Пожар. Его причины. Меры безопасности. | 6. От маленькой искры большой пожар бывает. | 6. Зимняя река. Хрупкий лед. | 6. Опасность на улице. Как распознать и правильно среагировать. |
7. Основные правила поведения и действия при пожаре. | 7. Правила общения с людьми. | 7. Пожарная безопасность (беседа с инспектором пожарной службы). | 7. Опасные ситуации на дороге. |
8. Наш город и его транспорт. | 8. Классный час: “Красивый город – чистый город!” | 8. Криминогенные ситуации. Понятие. Правила. | 8. Знай правила дорожного движения как таблицу умножения. |
9. Повторение. Деловая игра: “Буратино на дороге” | 9. | 9. Ролевые игры: пожарная, дорожная, криминогенные ситуации. | 9. Клуб “Внимательный пешеход” |
Тематическое планирование. 3 класс
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
1. Личная гигиена. Медицинская помощь при ушибах. | 1. Факторы разрушающие здоровья. | 1. Гигиена органов дыхания. Профилактика отравлений. | 1. Животные – переносчики инфекционных заболеваний. |
2. Опасные ситуации на дорогах. Пешеход. | 2. Факторы укрепляющие наше здоровье. | 2. Использование индивидуальных средств защиты. | 2. Опасные животные средней полосы. |
3. Опасные ситуации на дорогах. Велосипедист. | 3. Опасные ситуации в общественном транспорте. | 3. Пожарная безопасность. Возможные причины пожара в школе. | 3. Основные причины пожара в спальном корпусе, столовой. |
4. Опасные ситуации на дорогах. Предупреждающие знаки | 4. Опасные ситуации на дорогах. Транспортный терроризм. | 4. Пожарная безопасность. Правила поведения при пожаре в школе. | 4. Практика. Правила поведения при пожаре. Пробная эвакуация из спального корпуса, столовой. |
5. Основные правила пользования бытовыми приборами. | 5. Криминогенные ситуации: как вести себя в местах скопления большого количества людей? | 5. Основы медицинских знаний. Ватно-марлевая повязка. | 5. Первая медицинская помощь при ожогах. |
6. Основные правила пользования бытовыми инструментами. | 6. ЧС социального характера. Правила поведения. | 6. Практика. Правила поведения при пожаре. Пробная эвакуация из школы. | 6. Криминогенные ситуации: Вы заложник. Правила поведения. |
7. Экстремальная ситуация для человека в природной среде. | 7. Как научиться отдыхать. Опасный отдых. | 7. Пожарная безопасность (беседа с инспектором пожарной службы). | 7. Использование средств индивидуальной защиты. Мед. помощь: ушибы, ссадины. |
8. Правила поведения при ЧС природного характера. | 8. Игры на эмоциональную разгрузку. | 8. Криминогенные ситуации: не дай себя обмануть. | 8. Повторение. Беседа с сотрудником ГИБДД |
9. Классные час: “Профилактика курения” | 9. Труд полезный для здоровья | 9. Классные час: “Профилактика вредных привычек” | 9. |
Тематическое планирование. 4 класс
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
1. Конечности. Функции, развитие. Профилактика заболеваний. | 1. Сердце человека. Профилактика заболеваний. | 1. Мозг человека. ЗОЖ. Профилактика заболеваний. | 1. Гигиена и закаливание. Части тела человека. |
2. Первая помощь при ушибах, переломах. Наложение шины, повязки. | 2. Животные. Профилактика инфекционных заболеваний. | 2. Мозг человека. ЗОЖ. Профилактика заболеваний. | 2. Профилактика отравлений органов пищеварения. |
3. Основные правила использования бытовых приборов. | 3. Предотвращение травматизма. Понятие ссадина, рана. | 3. Поведение человека при разных погодных условиях: наводнение. | 3. Правила пользования респиратором, ВМП, домашней аптечкой, наложение повязок. |
4. ЧС техногенного характера. Правила поведения. | 4. Домашняя мед. аптечка. Средства индивидуальной защиты. | 4. Спасение утопающего. Оказание первой помощи. | 4. Криминогенные ситуации: повторение правил поведения при различных ситуациях. |
5. Использование средств пожаротушения. | 5. Кровотечение. Оказание первой медицинской помощи. (Беседа с врачом) | 5. Опасные ситуации на воде: “Осторожно, лёд!” | 5. Правила поведения на дорогах. Пешеход, велосипедист. |
6. Поведение человека при разных погодных условиях: ветер, ураган. | 6. Не боимся простуды! | 6. Пожарная безопасность. Первая мед. помощь при ожогах. | 6. Повторение. Что такое ОБЖ? ЗОЖ? |
7. Профилактика хищений. (Беседа с инспектором по делам несовершеннолетних). | 7. Средства бытовой химии. Правила использования. Профилактика отравлений. | 7. Пожарная безопасность. (Беседа с инспектором пожарной службы). | 7. Повторение. Игровые ситуации на применение ЗУН. |
8. Деловая игра: “Учусь принимать решения. Опасные и безопасные ситуации”. | 8. Криминогенные ситуации: меры предосторожности при террористическом акте. | 8. Деловая игра: “Действия при ЧС. Службы экстренной помощи”. | 8. Повторение. Игры на эмоциональную разгрузку. |
9. Классный час: “Нет никотину!”. | 9. Мы и алкоголь. | 9. Профилактика вредных привычек. | 9. |
Ожидаемые результаты
Методика отслеживания результатов освоения материала заключается в оценивании результативности работы на занятиях.
Ресурсное обеспечение
Доска, (магнитная, интерактивная) наглядные материалы, плакаты, муляжи, макеты, подборка материала из газет, вырезки из журналов, создание накопительных папок по отдельным темам, различные энциклопедии, медицинская аптечка, бытовые приборы, игрушки, ручки, карандаши, пластилин, ватманы, фломастеры, цветные карандаши, материалы для творчества, компьютерные развивающие игры и задания на электронном носителе, рисунки детей.
Литература
- “Поурочные разработки по окружающему миру. 1 класс”. 2-изд. Е.П. Федилова, Е.А. Поторочина, “ВАКО” М. 2005 г.
- “Основы безопасности жизнедеятельности 1 класс” Шевченко Н.Г. – Волгоград: “Учитель”, 2005 г.
- “Основы безопасности жизнедеятельности 2 класс” Шевченко Н.Г. – Волгоград: “Учитель”, 2007 г.
- “Основы безопасности жизнедеятельности 3 класс” Шевченко Н.Г. – Волгоград: “Учитель”, 2007 г.
- “Правила дорожного движения” Н.А. Извекова. “Просвещение”, М. 1984 г.
- “Я бегу (?) через дорогу?” А.В.Петров, Г. Д. Дмитров. ИД “Карапуз”, М. 2003 г.
- “Бытовые травмы” Т.Н. Рузякова, М.1979 г.
- “В школе - без травм”. И. Ф. Кононев, “Просвещение”, М. 1980 г.
- “Предупреждайте грипп” Г.Ф. Крутова
- “Пробудитесь! Защитите себя от мошенничества!”, М.2004 г.
- “Пробудитесь! В чем задача родителей?”. М.2004 г.
- “Сторожевая башня”. С-П, 2001 г.
- “Птичья азбука”
- “Сборник сценариев по ОБЖ”. Е.М. Миткалёва, “Айрис-пресс”, М. 2006 г.
- Пособие Макеевой А.Г. и Лысенко И.А. “Долго ли до беды?” 2000 г. приложение к журналу “Обруч”.
- “Ваши права и обязанности дети”
- Книги по народной медицине.
- Справочники по лекарственным травам.
Альбомы.
- “Альбом ребусы”. Иванова О.Д. 2006 г.
- “Слова-карточки по ОБЖ” 2 кл., 3 кл., 4 кл. Иванова О.Д.
Учебно-методические пособия.
- Папка: “Азбука природы”. Иванова О.Д. 2006 г.
- Папка: “Методическая копилка по ОБЖ”. Иванова О.Д. 2006 г.
- Папка: “Подбор картинок и иллюстраций по ОБЖ”.
Плакаты.
- “Предупреждающие дорожные знаки”.
- “Терроризм”.
- “Пищеварительные органы”.
- “Курильщик”.
Компьютерные развивающие игры.
- “Искатель”.
- “Искатель в школе”.
- “Арифметика малышка”.
- “География малышка” (исп. Бонусы “Хорошее поведение”).
- Развивающие задания на электронном носителе.