Обучение предполагает деятельность учителя и деятельность учащихся. Необходимым условием успешности обучения является активность учащегося, которая реализуется через его деятельность. Как бы ни старался учитель, если ученики не работают, не трудятся – процесса познания нет. Задача учителя приучить детей к самостоятельно работать, выработать у них навыки, привычки и любовь к учебному труду.
Самостоятельная работа может принимать различные формы. Одной из таких форм является метод проектов, который дает возможность ученику проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, проявить творчество при выполнении учебных заданий. Целесообразно начинать использовать данный метод в начальной школе. Например, при изучении темы “Компьютерная графика” можно провести такой урок.
Цели: повторить тему компьютерная графика, закрепить умение работать с инструментами графического редактора: “Карандаш”, “Кисть”, “Линия”, “Прямоугольник”, “Окружность”, “Ластик”, “Лупа”, “Заливка”.
Развивать память, внимание, логическое мышление. Установить межпредметные связи “информатика - изобразительное искусство”, “информатика - родная речь”.
Воспитывать информационную культуру, интерес к предмету, ответственность за выполненную работу, свое рабочие место.
Зрительный ряд: рисунки, выполненные на компьютере.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
а) устный опрос - приём светофор;
б) разминка – задания на логическое мышление.
3. Тест по теме “Компьютерная графика”.
4. Повторение инструментов графического редактора (подготовка к проекту).
5. Физическая минутка.
6. Выполнение рисунков на ПК.
7. Защита проекта.
8. Рефлексия. Итог урока.
9. Домашнее задание.
1. Ребята вы изучили тему компьютерная графика. Сегодня на уроке мы повторим эту тему, закрепим навыки работы в графическом редакторе Paint с такими инструментами как прямоугольник, кривая линия, вспомним инструменты, которые были изучены вами ранее. Приложение 1.
2. А сейчас приготовьте “светофоры”. Если вы согласны с утверждением, то поднимайте “светофор” зеленой стороной, если нет то красной.
1. Верно, что ПК может работать с числами, текстами, изображениями.
2. Изображения хранятся в компьютере в числовой форме.
3. Картинки можно рисовать с помощью мыши или специального пера.
4. Графические данные нельзя переносить между компьютерами.
5. На дискете поместятся все рисунки нашего учебника.
6. А на диске?
7. Во время рисования мышь перемещают при нажатой основной кнопке.
Молодцы хорошо справились с вопросами.
А теперь задание составить слова из перемешанных букв.
Л И В Т К А А Р У А
М Н О Т О И Р
Р Н Е П И Т Р
И С Е Т К А Д
Ы Ш Ь М
Как связаны эти слова? (Это составные части компьютера)
Задание: для каждого слова найдите пару.
Графический | Блок |
Системный | Сеть |
Внутренняя | Редактор |
Программная | Технологии |
Компьютерная | Обеспечение |
Информационные | Память |
3. Приготовьте листочки для проведения теоретического опроса по теме “Компьютерная графика”. Приложение 2.
Читаете утверждение и выбираете продолжение из вариантов а), б), в).
Тест по теме “Компьютерная графика”
(по вариантам)
1. Графическими данными называют:
а) числа;
б) текст;
в) изображение.
2. Растром называется:
а) узор, образованный точками разных цветов;
б) изображение, состоящее из линий.
3. Для создания изображений используют программу:
а) ред. графический;
б) текстовый редактор;
в) калькулятор.
4. Для закрашивания рисунка используют инструменты рисования:
а) заливка;
б) распылитель;
в) карандаш.
5. Анимация – это то же самое, что и:
а) аппликация;
б) мультипликация.
6. Художник-аниматор рисует отдельные кадры, которые называют:
а) ключевыми;
б) промежуточными.
7. Виртуальными моделями
а) можно управлять;
б) нельзя управлять.
Поставьте себе оценку.
“5” за 7 правильных ответов;
“4” за 5-6 правильных ответов;
“3” за 4-3 правильных ответа.
4. Мы переходим к практической части нашего урока. Тема нашего урока интересная. А для того, чтобы узнать тему вам нужно расшифровать сообщение – телеграмму, которая записана с помощью азбуки Морзе.
._ _ . ._. _ _ _ . _._ _ _ _ _ _ _ ._ _ _ _.. _ _ _ _ _
Ответ: Проект Мой дом
Сегодня нашей мастерской будет компьютерный зал, а рабочей плоскостью экран монитора, а вы будете юными архитекторами.
Стихотворение С. Михалкова “Рисунок”.
Я карандаш с бумагой взял,
Нарисовал дорогу,
На ней быка нарисовал,
А рядом с ним корову.
Направо дождь, налево сад,
В саду пятнадцать точек,
Хотя он плохо вышел.
И дождик их не мочит.
Я сделал розовым быка,
Оранжевой дорогу,
Потом над ними облака
Подрисовал немного.
И эти тучи я потом
Проткнул стрелой. Так надо,
Чтоб на рисунке вышел гром
И молния над садом.
Я чёрным точки зачеркнул,
И означало это,
Как будто ветер вдруг подул -
И яблок больше нету.
Ещё я дождик удлинил -
Он сразу в сад ворвался.
Но не хватило мне чернил,
А карандаш сломался.
И я поставил стул на стол,
Залез как можно выше
И там рисунок приколол,
Хотя он плохо вышел.
Давайте повторим, какие инструменты графического редактора Paint нам будут нужны для реализации нашего проекта.
Я буду показывать, а вы называть инструмент. Какие геометрические фигуры можно нарисовать, используя инструменты эллипс, прямоугольник, многоугольник.
5. А сейчас физминутка. Упражнения для глаз.
6. Вы дома подготовили эскиз своего проекта на бумаге. Попробуем реализовать ваш проект на ПК в графическом редакторе Paint. Занимайте свои рабочие места и приступайте к работе.
7. Защита проекта.
Каждый из вас выполнил рисунок на компьютере, а теперь расскажите о своей работе над проектом. Каждый ученик защищает свою работу.
8. Ребята сегодня на уроке вы поработали хорошо: повторили теоретический материал, реализовали свои проекты на ПК. Приложение 3.
А теперь оцените свою работу на уроке, используя смайлики.
: – ) – те, кто считает, что хорошо понял тему и поработал на уроке.
: – ? – те, кто считает, что недостаточно хорошо понял тему, поработал на уроке.
: – ( – те, кто считает, что ему еще много нужно работать над данной темой.
9. Домашнее задание. Урок 16, с.66-68, раб. тетр. с.66.
Итог урока. Объявление оценок за урок.
План организации работы по проекту “Мой дом”
Основная идея проекта – дать детям необходимые навыки и умения для творческой работы: сбор и обработка данных, систематизация материала, дизайн и композиция листа.
I этап. Выбор темы.
II этап. Составление эскиза. Распределение фрагментов рисунка. Элементы рисунка – геометрические фигуры.
III этап. Составление плана работы. Детализация рисунка. Какие инструменты понадобятся для создания фрагментов рисунка на ПК.
IV этап. Реализация проекта на ПК. Защита работы.