Актуальность программы «Решение текстовых задач» обусловлена тем, что в настоящее время математика все шире проникает в повседневную жизнь. Новая жизнь потребовала новых знаний. Сегодня важно, чтобы люди, понимали, как распоряжаться своими деньгами, как оценить свои доходы, как считать свои налоги, т.е. умели применить знания по математике в повседневной жизни. Бытовая математика сегодня нужна практически всем, навыки устного счета необходимы любому человеку. Содержание программы актуально и с точки зрения задач подготовки учащихся к выпускным экзаменам. На ЕГЭ одним из важных проверяемых элементов содержания является умение решать практическую задачу, составляя математическую модель предложенной в ней ситуации.
Вот почему при обучении детей математике большое внимание необходимо уделять работе с числом, формированию у школьников вычислительных навыков и умения решать несложные практические задачи, требующие элементарных познаний в математике. Однако, как показывает практика, решение текстовых задач вызывает затруднения у многих учащихся. Как решать задачи, чтобы научиться этому?
Новизна программы «Решение текстовых задач» состоит в том, что она предполагает решать указанные проблемы не только в ходе решения известных в школьном курсе типов задач, но и в процессе обучения школьников составлению и решению задач на основе краеведческого материала. Ученик, составивший текст задачи самостоятельно, глубже вникает в ее математическую суть, анализирует и сравнивает известные ему типы задач и пополняет свой математический опыт.
Решение текстовых задач способствует развитию логического и образного мышления, повышает эффективность обучения математике и смежным дисциплинам.
Каждый раздел программы «Решение текстовых задач» предусматривает решение самых разнообразных задач. Все темы, рассматриваемые на занятиях, представляют большой интерес для учащихся и предназначены для формирования общеучебных умений, связанных с анализом текста, выделением главного в условии, составлением плана решения, проверкой полученного результата и, наконец, развитием речи учащегося. Важное место в программе уделяется оформлению задач в печатном виде с иллюстрациями или в виде мультимедийных презентаций.
Предполагается диалоговая форма обучения. Предусмотрено выполнение творческих работ.
Включенный в программу материал может применяться для разных групп школьников за счет его производности от базового уровня.
Программа ориентирована на практическое применение.
Курс рассчитан на 35 часов в год, в объеме 1 час в неделю, для учащихся 7-8 классов.
Цели: помочь учащимся осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы, развивать у школьников математический кругозор, логическое мышление и исследовательские умения.
Задачи:
- обучение учащихся решению текстовых задач;
- формирование умения строить математические модели;
- усиление взаимосвязи математики с другими дисциплинами, прежде всего с историей;
- демонстрация значимости математических знаний в практической деятельности;
Формы и методы работы:
- словесные: рассказ, беседа, лекция, сообщения учащихся.
- словесно-наглядно-практические: практикумы по решению задач, обсуждение разнообразных творческих работ.
Основные знания и умения: В результате изучения курса учащиеся должны:
- знать основные типы текстовых задач, способы и методы их решения;
- уметь определять тип задач, применять различные способы решения задач, в том числе к задачам практического содержания, участвовать в дискуссии при решении задач, составлять задачи на краеведческом материале, оформлять задачи в виде презентаций.
Ожидаемый результат:
- повышение качества знаний учащихся;
- подготовка учащихся к экзамену в новой форме в 9 классе и к ЕГЭ в 11 классе;
- создание мультимедийного сборника задач, составленных на основе краеведческого материала;
- повышение мотивации учения.
Формой итоговой отчетности учащихся являются проекты «Задачи на основе материала по истории родного края» и зачетная работа.
Примерное содержание программы
О поиске решения текстовых задач. Текстовая задача. Виды текстовых задач. История использования текстовых задач в России. Этапы решения текстовой задачи. Наглядные образы как средство решения математических задач. Рисунки, схемы, таблицы, чертежи при решении задач. Арифметический и алгебраический способы решения текстовой задачи. Понятие о математическом моделировании.
Ознакомление с памяткой «Как составить задачи на историческом материале». Сбор фактических данных. Историческая справка. Выбор математического содержания и типа задачи. Установление зависимости между числами. Составление условия задачи, ее решение и оформление.
Решение готовых задач, составленных на историческом материале. Решение задач из нетрадиционных сборников.
Составление задач на историческом материале. Составление задач и оформление задач в печатном виде с иллюстрациями или в виде мультимедийных презентаций.
Задачи на проценты. Вводные задачи на доли. Задачи на дроби. Задачи на пропорции.Проценты и процентное отношение. Нахождение процентов числа. Нахождение числа по его процентам. Примеры решения задач. Процентные расчеты на ЕГЭ. Задачи на изменение величин. Простой и сложный процентный рост. Задачи, связанные с изменением цены. Задачи о вкладах и займах.
Задачи на движение. Движение: план и реальность. Совместное движение.Движения навстречу друг другу. Движение в одном направлении. Движение в противоположных направлениях из одной точки. Движение по реке. Движение по кольцевым дорогам. Чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач.
Задачи на смеси и сплавы. Основные допущения при решении задач на смеси и сплавы. Задачи, связанные с понятием «концентрация», «процентное содержание». Правило «квадрата». Старинный способ решения задач на смеси. Задачи о трех сплавах (алгебраические и арифметические способы решения).
Задачи на совместную работу. Опорные задачи. Система задач, подводящих к составной задаче. Понятие производительности труда. Зависимость объема выполненной работы от производительности и времени ее выполнения.
Нестандартные способы решения текстовых задач. Задачи, которые решаются при помощи неравенств. Переформулировка задачи. Задачи с альтернативным условием.
Учебно-тематическое планирование. 7 класс
№п/п | тема | Кол-во часов | Из них | Формы занятий | |
теория | практика | ||||
1 | О поиске решения текстовых задач | 5 | 2 | 3 | Лекция. Беседа. Практикум. |
2 | Ознакомление с памяткой «Как составить задачи на историческом материале» | 2 | 2 | - | Беседа. |
3 | Решение готовых задач, составленных на историческом материале | 5 | - | 5 | Практикум по решению задач, составленных на историческом материале |
4 | Составление задач на историческом материале. | 5 | - | 5 | Самостоятельное составление задач. Обсуждение творческих работ. |
5 | Задачи на части. | 6 | 2 | 4 | Лекция. Практикум по решению задач. |
6 | Задачи на проценты. | 8 | 2 | 6 | Лекция. Практикум по решению задач. |
7 | Итоговое занятие. Презентация творческих работ | 4 | - | 4 | Защита проектов. |
Итого: | 35 | 8 | 27 |
Учебно - тематическое планирование. 8 класс
№№ п/п | тема | Кол-во часов | Из них | Формы занятий | |
теория | практика | ||||
1 | История использования текстовых задач в России. | 2 | - | 2 | Беседа. Викторина. |
2 | Задачи на движение | 10 | 3 | 7 | Лекция. Практикум по решению задач. |
3 | Задачи на смеси и сплавы. | 8 | 2 | 6 | Лекция. Практикум по решению задач. |
4 | Задачи на совместную работу. | 8 | 2 | 6 | Лекция. Практикум по решению задач. |
5 | Нестандартные способы решения текстовых задач. | 5 | 2 | 3 | Лекция. Решение задач. |
6 | Итоговое занятие. | 2 | - | 2 | Итоговая зачетная работа. |
Итого: | 35 | 9 | 26 |
Предлагаемые темы для творческих работ.
- Задачи на материале истории и культуры родного села;
- Задачи на материале истории родной школы;
Литература для учащихся.
- Фридман Л.М., Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи. - М., 1984г.
- Калягин Ю.М., Оганесян В.А. Учись решать задачи. - М., 1980г.
- Олекник С.Н. и др. Старинные занимательные задачи. – М., Наука, 1988.
- Воробьева И.А. История Великого Новгорода в задачах. Нетрадиционный задачник по математике для учащихся 3-6 классов. Великий Новгород: МОУ ПКС «Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов», 2007г.
- Пойа Д. Как решать задачу. – М., 1961г.
- Финкельштейн В.М. Что делать, когда решить задачу не удается. – М.,2008г.
- Кострикина Н.П. Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7-9 классов. – М., 1991г.
- Кравчук Д.Н. и др. Сборник задач по математике. – Донецк,1997г.
- Глейзер Г.И. «История математики в школе» 7-8 классы, Москва, «Просвещение», 1982год.
- Пичугин Л.Ф. «За страницами учебника алгебры», Москва, «Просвещение», 1990год.
Литература для учителя.
- Тоом А. Как я учу решать текстовые задачи. - Еженедельная учебно-методическая газета «Математика», №46, №47, 2004г.
- Епишева О.Б., Крупич В.И. Учить школьников учиться математике. – М., 1990г.
- Захарова А.Е. Учимся решать задачи на проценты. Научно-практический журнал «Математика для школьников», №2, 2006г.
- Захарова А.Е. Учимся решать задачи на смеси и сплавы. Научно-практический журнал «Математика для школьников», №3, 2006г.
- Карпушина Н.М. Задачи о трех сплавах. Научно-практический журнал «Математика для школьников», №3, 2006г.
- Ерина Т.М. Задачи на движение. Научно-практический журнал «Математика для школьников», №3, 2005г.
- Варшавский И.К. и др. Текстовые задачи на ЕГЭ. Научно-практический журнал «Математика для школьников», №3, 2005г.