Цель: обобщить и систематизировать знания о наречии как о части речи.
Задачи:
- Образовательная: определять наречие в тексте, пользуясь комплексом грамматических признаков: вопрос, значение, особенности изменения.
- Развивающая: развивать навыки грамотного письма, умение аргументировать свой ответ.
- Воспитывающая: воспитывать любовь к языку, культуру устной и письменной речи.
Оборудование: мультимедийная система, презентация к уроку, раздаточный материал, песня «Крылатые качели» (ст. Ю. Энтина, муз. В.Шаинского) для проведения зрительной гимнастики.
Примечание: в презентации работают гиперссылки – на 3 слайде их роль выполняют все картинки, для возврата на этот слайд гиперссылками работают картинки «наречие», а в физминутке само слово. Но если придерживаться плана урока, можно не обращать внимания на гиперссылки.
Ход урока
1. Организационный момент (Слайд 1)
2. Тема урока (Слайд 2)
Жило-было в стране Частей Речи Наречие. Узнало оно, что в городе Мурманске в гимназии № 4 ученики 4 Б класса стали изучать тему «Наречие». Решило оно заглянуть к нам. И предложило поиграть в свои любимые игры. (Слайд 3)
Больше всего любит Наречие игру «Прятки». Само прячется да до того ловко, что не всегда найдешь в тексте или перепутаешь его с другими частями речи. Сыграем в предложенную игру? (Слайд 4)
- Тогда вспомним, что такое наречие. Дополните правило.
Ответы учащихся. (Слайд 4)
- Каким членом предложения будет являться наречие?
- Найдите и подчеркните в тексте наречия. Помните, что оно хорошо прячется!
(Работа с карточками.)
Карточка.
Осенью в лесу земля покрыта разноцветными листьями. Утром там на лужайке весело резвились листопаднички. Очень интересную игру они придумали – прятки в листве. Вдруг сзади среди кустов показался чей-то серый хвост! Страшно! Быстро прыгнули зайчата вперёд и побежали домой.
Проверка: по предложению. (Слайд 5).
Если не будет ошибок, вопрос-ловушка:
- Подчеркнем «в лесу», «среди»?
- Молодцы! Вы хорошие игроки!
- А на какие группы по значению делятся наречия?
- Подпишите сверху над наречиями их значение.
Работа с карточками. Проверка. (Слайд 5)
- Приведите свои примеры на каждое значение.
(Работа в тетради)
3. Физминутка для глаз. (Слайд 6)
4. Работа над понятиями «форма слова» и «однокоренные слова»
Нас ждет следующая игра «Лепка» (Слайд 7)
- «Слепите» из наречия другую форму. (Невозможно, т.к. это неизменяемая часть речи.)
- Тогда образуйте из этих слов однокоренные наречия и запишите в тетрадь эти пары.
Проверка. (Слайд 8).
- Какие части слова помогли образовать наречие?
- Какие словообразовательные суффиксы вы знаете?
- Запишите свои примеры наречий с этими суффиксами.
5. Орфографическая работа и работа по развитию речи
- «Пазлы» любите складывать? (Слайд 9)
- Надо подобрать для наречий вторую половинку - синонимы.
- Но сначала запишите слова правильно.
Проверка (Слайд 9) с комментированием.
- Допишите синонимы.
- Теперь подберем антонимы.
- Сначала запишите слова правильно.
Проверка (Слайд 9) с комментированием.
- Допишите антонимы.
- Я проверю, когда соберу тетради.
6. Динамическая пауза.
7. Работа со словосочетаниями
- Пазлы сложили. Замечательно поиграли. А кто догадается, что за игра «Командир»? (Слайд 10) Составление словосочетаний.
- Как называется такой вид связи?
- Какие части речи могут быть главными словами в словосочетании с наречиями? Выберите из предложенного списка. (Слайд 10)
- Выпишите из текста по одному словосочетанию для каждого случая, обозначьте главное и зависимое слово, подпишите вопрос.
8. Работа над лексическим значением
- Мы играли в игры наречия, а теперь давайте и мы доставим ему радость - сделаем подарок. Напишите ответы, используя наречия на -о. (Слайд 11)
- Составьте предложение с одним из этих наречий.
9. Домашнее задание
- Придумайте свои игры с наречием.
10. Рефлексия
- Нарисуйте ваше настроение. (Слайд 12)
11. Итог урока. (Слайд 13)