Местоимение как часть речи

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Класс: 6

Тип урока: закрепление изученного материала.

Цели урока:

Познавательные:

  • воспроизвести в памяти теоретические сведения о местоимении;
  • продолжить знакомство с группами местоимений (местоимение-существительное, местоимение-прилагательное, местоимение-наречие, местоимение-числительное);
  • продолжить изучение морфологических и синтаксических функций местоимений;

Развивающие:

  • развитие интеллектуального умения дифференцировать местоимения по 4 группам в зависимости от соотношения с другими частями речи;
  • продолжить формирование речевого умения целесообразного использования местоимений в собственной речи;

Воспитательная: воспитывать в школьниках трудолюбие.

Оборудование:

  1. Схема «Части речи».
  2. Учебник по русскому языку для 6 класса.
  3. Карточки с домашним заданием.
  4. Таблица «Группы местоимений».

План урока:

  1. Организационный момент - 1′
  2. Проверка домашнего задания - 2′
  3. Закрепление изученного материала - 25′
  4. Обобщение по теме - 7′
  5. Итоги урока:
    - задание на дом -3′
    - оценивание - 2′

Ход урока

1. Организационный момент

Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю – каждый в классе – гений.
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений,
Мы вместе сочиним урок!
Мои соавторы и судьи,
Оценкой вас не накажу.
За странный слог не обессудьте.
А дальше прозой я скажу.

2. Проверка домашнего задания

Сегодня на уроке мы продолжим изучение местоимения, познакомимся с группами местоимений и научимся их дифференцировать. Но сначала поработаем по схеме и воспроизведём в памяти теоретические сведения о местоимении.

а) Работа со схемой (слайд №2)

Вопросы учителя:

  1. На что указывает местоимение?
  2. Как изменяются местоимения?
  3. Какими членами предложения являются местоимения?

3. Закрепление изученного материала

а) Словарный диктант (слайд №3)

Цель работы: совершенствование орфографического умения написания непроверяемых гласных и согласных в слове.

Ход работы: обучающиеся по цепочке читают лексическое значение словарных слов. Определив словарное слово, записывают его в тетрадь.

Проверка диктанта (слайд №4)

Вопросы учителя:

  1. Какой частью речи являются записанные вами слова?
    (Существительными, т.к. обозначают предметность и отвечают на вопрос что?)
  2. Какими местоимениями их можно заменить?
    (Он, она, они)
  3. Правильно. Работаем с таблицей.

б) Работа с таблицей «Группы местоимений».

в) Работа с упражнениями.

Упражнение 1 (слайд №5)

Цель работы: совершенствование интеллектуального умения дифференцировать местоимения по 4 группам в зависимости от соотношения с другими частями речи.

Ход работы: каждый обучающийся выходит к доске и записывает по 3 слова, остальные работают на местах.

Упражнение №2 (слайд №6)

Цель работы: развитие речевого умения правильного употребления местоимений в речи.

Ход работы: обучающиеся самостоятельно записывают текст, вставляя подходящие по смыслу слова (местоимения), объясняя орфограммы.

Упражнение №3 (слайд№7)

Цель работы: развитие интеллектуального умения находить местоимение в тексте; развитие внимательности, сообразительности обучающихся.

Ход работы: слушая загадки, обучающиеся должны назвать отгадки и записать в тетради все услышанные местоимения.

  1. Хоть открыты настежь двери,
    Но ко мне не входят звери,
    Ты смотри меня не тронь,
    Я колючий шарик…
    (ёж)
  2. Меня бьют, колотят,
    Ворочают, режут.
    Я всё терплю
    И добром плачу.
    (Тесто)
  3. Он с ежом во многом схож,
    Но цветок он, а не ёж.
    (Кактус)
  4. Любим нос везде совать:
    И чертить, и рисовать.
    Всё раскрашиваем сами
    Разноцветными носами.
    (Карандаши)
  5. Без разгона ввысь взлетает
    Стрекозу напоминает,
    Отправляется в полёт
    Наш российский …
    (вертолёт)

Упражнение №4 (творческое)

Цель работы: совершенствование речевого умения использовать местоимения в письменной речи уместно, правильно; развитие связной речи и совершенствование орфографического навыка.

Ход работы: задача обучающихся создать сочинение-миниатюру на тему «Мои друзья» с использованием различных местоимений.

В качестве образца обучающиеся читают высказывание И.Гончарова о друзьях (слайд №8).

Чтение и оценивание 2-3 творческих работ.

4. Обобщение по теме

Вопросы учителя:

  1. О каких группах местоимений вы узнали на сегодняшнем уроке? Приведите примеры.
  2. Какова роль, функция местоимений в тексте?

Задание на дом: работа по карточкам

Оценивание.

Литература

  1. Программы образовательных учреждений: русский язык.5-9 кл./ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская. Н.М.Шанский. – М.:Просвещение, 2008.
  2. Русский язык. Учеб. Для 6 кл./М.Т.Баранов, Л.Т. Григорян, Т.А. Ладыженская. – М.:Просвещение, 1997.
  3. Шанский Н.М.,Тихонов А.Н.Современный русский язык. – Ч.2.- М.:Просвещение, 1981, - С.149.
  4. Дидактические материалы по рус.яз.:6кл./Т.М.Пахнова, Т.А.Костяева, А.Ю.Купалова. – М.:Прсвещение,1997.