Совместный урок обучения грамоте и письма

Разделы: Начальная школа


Тема: Буквы Т, т, обозначающие согласные звуки [т] [т’]. Письмо буквы т.

Цели урока:

  • учить выделять звуки из слов, давать им характеристику, узнавать изученные буквы, формировать навык чтения: сочетания букв, слов, предложений;
  • работать над развитием речи, памяти, фонематического слуха, воспитывать интерес к чтению;
  • научить писать строчную букву т, слоги? слова и предложения с этой буквой;
  • закрепить знания о правописании заглавной буквы.

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Тихо сядут девочки,
Еще тише мальчики.
Тихо сели, спинки прямо,
Вижу класс наш хоть куда.

Мы начнем урок обучения грамоте и письма.

2. Повторение.

Немного повторим.

1) Чтение алфавита.

2) Игра “Угадай букву”

(Зачитываю про буквы а, о, у, ы, и, н, к, с. Буквы выставляю на доску.)

Чтение букв хором, индивидуально.

На какие 2 группы можно разделить эти буквы?

(на гласные и согласные; большие и маленькие)

3) Чтение слогов, слов.

К нам в гости шли слова, но подул ветер, и они рассыпались. Наша с вами задача составить их, но сначала прочитаем слоги.

Составьте слова.

Прочитаем их.

Чем похожи эти слова? (Эти слова обозначают предмет, они состоят из двух слогов.)

На какие две группы можно разделить? (Одушевленные и неодушевленные)

Какое слово лишнее? Почему?

4) Работа с предложением.

Прочитаем на доске запись. Это предложение? Красивое оно?

осины    у   Нина.

Переставьте местами слова, чтобы предложение получилось красивым.

Нина у осины.

Прочитайте предложение. Прочитайте 1 слово. Как оно написано? Почему? Прочитайте 2, 3?

Как пишутся слова в предложении? Что ставится в конце предложения? Прочитайте еще раз.

3. Физминутка.

4. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми звуками и новыми буквами, будьте внимательны.

5. Новый материал

1) Выделение звуков.

а) Как тикают часы? (Тик-так, тик-так)
б) картинка

А за двойкой посмотри, выступает цифра … .
Тройка третий из значков
Состоит из двух крючков.
Какая это цифра?

Поработаем со словом три. Определим сколько слогов, произнесем хором. Сколько слогов? Почему?

Назовите слияние. Какой согласный звук твердый или мягкий? Как на схеме обозначим?

Назовите звук вне слияния, какой он гласный или согласный, твердый или мягкий?

Как обозначим на схеме? Прочитаем слово по схеме.

Послушайте, я произнесу это слово, а вы скажете, какой звук вы слышите в начале слова. Т-т-три

Какой звук вы услышали? Вот вы и узнали новый звук [т] Научимся его произносить: хором, по рядам, индивидуально.

Какой это звук, гласный или согласный? Почему? Звонкий или глухой, твердый или мягкий?

Итак, мы с вами познакомились с новым звуком [т]. Он согласный, твердый, глухой.

в) аналогично работать со словом пять

Итак, мы с вами познакомились со звуками:

[т] – он согласный, глухой, твердый

[т’] – он согласный, глухой, мягкий

г )Сегодня к нам в гости пришли Том и Тим.

Как вы думаете, с каким звуком дружит Том? Тим?

1 ряд и 1 вариант 2 ряда будут друзья Тима, а 3 ряд и 2 вариант 2 ряда – друзья Тома.

Ели вы услышите мягкий звук, то топаете, а если услышите твердый звук– хлопаете.

Приготовились.

Кнут, гнуть, тихо, тени, Таня, тигр, тюк. Ты, тянут.

Молодцы. Том и Тим вами довольны.

д) а сейчас сами придумайте слова, где новые звуки в начале слова, в середине слова, в конце слова.

2) знакомство с буквой

а) Как вы думаете, какой буквой обозначаются звуки [т], [т’]? (Стук)

Кто это? Да это к нам в гости пришли большая буква “Т” со своей маленькой сестренкой буквой “т”.

Научимся их читать. Хором, по рядам, индивидуально.

б) Где будем писать большую букву “Т”? Где встретится маленькая буква “т”?

в) касса букв

г) лента букв

д) На что похожа буква “т”?

“Молоток тук-тук

Он ребятам верный друг”.

е) Сравнение печатных букв и письменных.

Здесь мы с вами видим печатные и письменные буквы. Прочитаем их.

Сегодня мы научимся писать строчную букву “т”. Посмотрите на маленькую букву “т” печатную и строчную букву “т” письменную. Сравните их. Что вы можете о них сказать? (Они не похожи. Есть одинаковый элемент – короткая прямая.)

ж) Посмотрите на строчную букву “т”, из скольких элементов она состоит? (из 3)

Какие это элементы?

з) игра “Конструктор”

Вот эти элементы, составьте букву “т”. Прочитайте.

Сейчас мы научимся ее писать. Но для этого повторим правила.

6. Повторение правил посадки.

7. Повторение правил письма.

8. Подготовка рук к письму.

  1. Игра на пианино.
  2. Курочки клюют.
  3. Красим забор.
  4. На парте листочки, где нарисован молоток, дети штрихуют элементами буквы “т”.

9. Письмо в прописи.

  1. Я тетрадь свою открою и наклонно положу.
  2. Я друзья от вас не скрою, ручку я вот так держу.
    Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.

  3. Чтение букв.
  4. Рассматривание рисунка.
  5. Обвели элементы.
  6. Письмо элементов.
  7. Письмо буквы.
  8. Анализ.

10. Чтение слогов.

  1. С карточек.
  2. С доски.

  1.  
сти нти кти
сту нту кту
сто нто кто
сты нты кты
ста нта кта

10. Письмо слогов.

  1. Чтение.
  2. Объяснение.
  3. Письмо.

11.Чтение слов.

    1. Тот, тут, так, нота.
    Какое слово лишнее? Почему?
    Ната, Никита, Нина, Инна
    Что заметили? Какое слово лишнее? Почему?

    2. Игра “Буква потерялась”
    ка.ок с.ук аис. ко. кус.ы ни.ки кана. кис.и
    На какие две группы можно разделить слова?

    3.Найди слово в слове.
    Тигр, тумбочка, уточки.

12. Письмо слов в прописи.

  1. Чтение слов.
  2. Объяснение.
  3. Письмо.

13. Чтение предложений по букварю (с. 57).

Прочитайте 1 предложение.

Что знаем о правописании предложения?

Почему слово Тани написано с большой буквы?

Найдите ударный слог в слове Тани, карандашом поставьте ударение. Подчеркните точку в конце предложения.

Аналогично со всеми предложениями.

В слове КОТОК слабая позиция буква о. Слышим звук а, но пишем букву о, как в проверочном слове кот или котик.

Еще раз прочитаем этот текст хором, по предложениям.

14. Письмо предложений.

Прочитайте предложение в прописи. Какое это предложение? Впишите букву т. Прочитайте его выразительно.

Ниже рассмотрите рисунки и схемы. Каждому рисунку соотнесите схему. Прочитайте слова, впишите букву т.

15. Итог урока.

Что интересного было на уроке? Что осталось не понятным?