Учебная игра как средство обобщения знаний в курсе изучения географии материков и океанов

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»


Уроки обобщающего повторения имеют большое значение в процессе обучения географии. Их проведение способствует закреплению, переосмыслению и систематизации полученных знаний, но зачастую вызывает затруднения. Эффективно решать данные задачи в курсе изучения географии материков и океанов позволяет использование учебных игр, занимательные вопросы, элементы соревнования и непринужденная атмосфера которых положительно сказываются на усвоении изучаемого материала и развитии личности ребенка. В играх дети проявляют сообразительность, находчивость, воображение, учатся логично рассуждать, быстро принимать необходимое решение.

Наиболее оптимальной формой подобных уроков в 7 классе, на наш взгляд, является рассматриваемый ниже аналог телевизионной игры «Своя игра». Данный урок можно провести также в качестве внеклассного мероприятия по географии.

К моменту завершения изучения Африки, Австралии, Океании, Антарктиды и Южной Америки учащиеся имеют значительный объем теоретических знаний о природе и населении южных материков, а также обладают необходимыми умениями работать с понятийным, картографическим и статистическим материалом, дополнительными источниками информации. Сгруппированные в 3 раунда и 15 тем вопросы позволяют максимально охватить изученный материал и одновременно проконтролировать знания. Проведение игры сопровождается мультимедийной презентацией, начальный ролик которой записан с канала НТВ. Интерфейс, правила, ход игры понятны и отображены в презентации, что делает ее достаточно легкой в применении (Презентация, приложение 1).

Тема урока: «Природа и население южных материков».

Цель урока: обобщение и проверка знаний о природе и населении южных материков.

Задачи урока:

Образовательные:

  • обобщение и проверка знаний учащихся особенностей природы и населения Африки, Австралии, Океании, Антарктиды и Южной Америки;
  • повторение и проверка знаний учащимися картографической номенклатуры;
  • повторение и проверка понимания учащимися причинно-следственных связей между различными компонентами природы материков, а также между особенностями природы, населением и его занятиями;

Развивающие:

  • развитие мышления, памяти и познавательного интереса к предмету;
  • отработка навыков и умений работать с понятийным аппаратом и картографическим материалом.

Воспитательные:

  • формирование эмоционально-ценностного отношения к природе, а также традициям и обычаям народов земного шара;
  • привитие учащимся навыков работы в группе

Тип урока: урок обобщающего повторения (или внеклассное мероприятие по географии).

Форма урока: аналог телевизионной игры «Своя игра».

Вид урока: сдвоенный.

Формы организации работы с учащимися: индивидуальная, фронтальная.

Оборудование урока: компьютер, экран, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, подготовленная в MS Power Point.

Предварительный этап: готовится презентация, класс делится на три команды, которые для участия в каждом раунде и финале выбирают по одному игроку, команды знакомятся с правилами проведения игры, определяется состав жюри, в классе устанавливаются три стола с табличками с названиями команд.

Ход игры. В роли жюри выступают учащиеся класса, учитель ведет игру. Ведущий задает вопросы игрокам, отвечает первым тот, кто знает ответ на поставленный вопрос, получая преимущественное право для ответа на последующий вопрос до возникновения первого затруднения. В этом случае право ответа на вопрос предоставляется следующему участнику раунда. При отсутствии ответа игроков на поставленный вопрос слово предоставляется командам или учителю (Приложение 2). Результаты ответов фиксируют в ведомости члены жюри и статисты команд.

ВОПРОСЫ

1 раунд. «Географическое положение. История открытий. Рельеф и горные породы»

Тема 1. «Как звать-величать?»

  1. Это море у берегов Антарктиды носит имя норвежского полярного путешественника и исследователя, который первым достиг Южного полюса 14 декабря 1911 года.
  2. На одной из испанских карт в 1529 году этот знаменитый архипелаг назывался «Земля Дымов». 3. В 1488 году португальский мореплаватель Бартоломео Диаш дал название открытому им мысу – Мыс Бурь, однако вскоре он был переименован в мыс …
  3. Название этого нагорья связано с этнонимом айтопи«обожженнолицые», т.е. имеющие смуглое лицо.
  4. Французский мореплаватель Дюмон-Дюрвиль в 1832 году предложил деление Океании на три большие части. Одна из них занимает центральную часть акватории Тихого океана и называется благодаря большому количеству островов…

Тема 2. «Имена и события»

  1. Местное население называло этого английского путешественника «ищущий реки». Его останки верные африканцы на носилках перенесли до моря, пройдя 1200 км.
  2. Этот английский «джентльмен удачи», исполнявший в свободное от пиратских набегов время обязанности мэра Плимута, увековечил свое имя на карте, дав название проливу.
  3. Этот знаменитый английский мореплаватель, проплыв в 1770 году вдоль Восточного побережья Австралии, объявил его британским владением и назвал вновь открытые земли Новым Южным Уэльсом, положив начало европейской колонизации материка.
  4. Необычная партия из 850 человек была отправлена Англией к берегам новой колонии в 1787 году. Она состояла из …
  5. Эта надпись начертана на кресте, воздвигнутом на антарктической станции США Мак-Мердо в память о трагической экспедиции Роберта Скотта.

Тема 3. «Немая карта» (на 5 слайдах с помощью стрелок обозначены море, пролив, перешеек, острова, залив).

Тема 4. «Недра и горные породы»

  1. По одной из версий название этой горной системе дал «меденосный пояс» простирающийся почти на 4 тыс. км.
  2. Около 200 млн. лет назад единый континент Пангея раскололся на две части, одна из которых включала территорию современных южных материков …
  3. В Калифорнии (Северная Америка) по суше проходит разлом Сан-Андреас, продолжающийся в Тихом океане. На каком из южных материков есть зона глубинных разломов?
  4. Между размещением крупных форм рельефа на материке Южная Америка и строением земной коры существует взаимосвязь - …
  5. Коренные месторождения алмазов в Южной Африке разрабатываются в местах прорыва горных пород к поверхности Земли, напоминающих взрыв. Эти древние вулканы называются…

Тема 5. «Горы и вершины»

  1. Этот вулканический массив самый высокий в Африке. Его покрытая снегом вершина располагается на высоте 5895 метров над уровнем моря.
  2. Один из крупнейших в мире останцовый массив Айрес-Рок высотой 348 метров – все, что осталось от подводного хребта, существовавшего 500 млн. лет назад. Он расположен в самом центре материка …
  3. В Австралии можно увидеть снег только на этом участке Большого Водораздельного хребта, где он лежит почти всю зиму выше 1700 метров.
  4. Этот вулкан высотой 3794 метра – одна из загадок природы. Трудно объяснить его постоянную активность, наличие лавового озера и положения на самом «краю земли».
  5. Вулкан Мауна-Кеа – самая высокая в мире, хотя ее высота над уровнем моря всего 4205 метров. Если считать от подножия, то есть от океанского дна, то она составит 10 205 метров. Этот вулкан расположен …

2 раунд. «Климат. Внутренние воды»

Тема 1. «Загадочные явления»

  1. Поверхность тропической пустыни часто покрыта песками, почти полностью лишенными растительности, но иногда на короткий срок пустыня расцветает. Это явление связано с …
  2. В пустыне иногда можно увидеть предметы, скрытые за линией горизонта. Это явление возникает при сильном нагреве приземного слоя воздуха, в результате которого происходит искривление лучей света.
  3. Пара финиковых пальм причудливо смотрится в окружении песков Сахары, указывая на то место, где …
  4. Знаменитая поророкапредставляет собой вал воды, который катится вверх по течению реки, разрушая все на своем пути. Это явление вызывают на Амазонке …
  5. Время от времени на многие коралловые острова Тихого океана приплывают на парусных лодках жители соседних островов, чтобы собрать урожай с кокосовых пальм. Эти острова необитаемы по причине …

Тема 2. «Термины и понятия»

  1. При откалывании края движущегося материкового льда в Антарктиде образуются плавающие ледяные горы различной формы. Они опасны для судов, так как их подводная часть гораздо больше надводной.
  2. Постоянный ветер в Сахаре переносит песок в одном направлении, насыпает его вокруг мелких препятствий, образуя песчаные холмы серповидной формы с рогами в направлении ветра и крутым подветренным склоном.
  3. В июле 1982 года на станции Восток была отмечена рекордно низкая температура воздуха, составившая -89,20 С. Данное место носит название …
  4. Важной составляющей частью природы южных материков являются пересыхающиереки. Их русла в Африке называются вади, а в Австралии - …
  5. Длина Нила с Кагерой составляет 6671 км, а Амазонки с Мараньоном 6473 км. Однако Нил называют транзитной рекой, а Амазонку – нет. Почему?

Тема 3. «Самое-самое»

  1. Самое жаркое место на Земле расположено в Северной Африке. Им является Эль-Азизия близ Триполи (Ливия). Здесь была зафиксирована температура воздуха …
  2. Этот африканский водопад – один из самых красивых в мире. Местное племя калоло называет его «дым, который гремит» за облако водяной пыли, видимое в радиусе 20 км.
  3. Это озеро на границе Боливии и Перу – самое большое высокогорное озеро в мире. Оно расположено на высоте 3800м над уровнем моря.
  4. Самый высокий водопад в мире был случайно обнаружен в Венесуэле 1937 году американским летчиком Джеймсом Эйнджелом, совершившим вынужденную посадку на одну из гор
  5. Особенности климата каждых из южных материков можно выразить одной фразой: Африка – самый жаркий, Австралия – самый сухой, Южная Америка – самый «мокрый», а Антарктида – самый холодный и …

Тема 4. «Причины и следствия»

  1. Дважды в год Амазонка вздувается от дождей, и вода заливает огромные пространства амазонских лесов на 100км по обе стороны от реки. Это вызвано…
  2. По этой причине Африку часто называют «континентом коротких теней», где также коротки сумерки, и быстро наступает ночь…
  3. Антарктида – самый высокий материк Земли. Средняя высота ее поверхности над уровнем моря составляет 1830 м. Это объясняется …
  4. Внутренняя часть Австралии выглядит выжженной землей под раскаленным синим небом. Эти пустынные районы называют «аутбэком», т.е. задворками. Какую роль сыграл в их образовании Большой Водораздельный хребет?
  5. Наличие холодного течения у юго-западного побережья Африки привело к образованию пустыни Намиб. Ее климат отличается обильными росами и частыми туманами. Какая пустыня Южной Америки имеет подобный механизм образования?

Тема 5. «Контуры и очертания» (на 5 слайдах с помощью стрелок обозначены реки и озера)

3 раунд. «Органический мир. Население»

Тема 1. «Гиганты и карлики»

  1. Эта крупнейшая из современных змей обычно достигает в длину десяти метров и обитает по берегам рек и озер в тропической зоне Южной Америки. Она хорошо плавает и может подолгу оставаться под водой.
  2. Ствол «сторожа африканской саванны» скорее напоминает торчащую в небо корневую систему, достигающую в диаметре 10 метров. Его мелкие листья позволяют уменьшить испарение, а мягкая древесина содержит много воды.
  3. Во влажном экваториальном лесу южной Америки почти нет крупных животных. Здесь обитает самая маленькая птица на земном шаре массой всего 2-3 грамма.
  4. В экваториальных лесах Африки в бассейне реки Конго небольшими группами живут самые низкорослые представители человечества. Название этого народа в переводе на русский означает «люди величиной с кулак».
  5. В заводях Амазонки и других рек экваториальной области Южной Америки можно увидеть эту гигантскую кувшинку, листья которой достигают двух метров в диаметре и могут удержать на воде даже ребенка.

Тема 2. «Традиции и обычаи»

  1. Орудие охоты австралийских аборигенов представляет собой крепкую изогнутую деревяшку с острым краем. Брошенный, он вертится в полете, и по широкой дуге возвращается к хозяину.
  2. С этой целью лесные жители Новой Гвинеи разукрашивают лица глиной и растительностью…
  3. Крышу своей хижины (тикуля) жители африканской саванны покрывают просяной соломой, а круглые стены делают, накладывая слой за слоем …
  4. Древние обитатели этой южно-американской страны создавали на горных склонах искусственные ступени (террасы) от 1 до 5 метров в высоту и до 20 метров в глубину, где выращивали кукурузу, ячмень, фасоль и картофель.
  5. Первым в 1769 году увидел несмываемые узоры на теле туземцев капитан Кук. Краску получали, смешивая пепел сосны каури с акульим жиром. В маорийской культуре татуировка была признаком…

Тема 3. «Символы и рекорды»

  1. Какие из этих животных являются лишними и почему?
  2. Этот африканский хищник охотится преимущественно на копытных, развивая на коротких дистанциях скорость до 110 км/ч.
  3. Эта «королева пустыни» – главный источник существования населения африканских оазисов. Одно дерево дает до 40 кг плодов. «Она всегда держит голову в огне, а ноги в воде»…
  4. По всей Австралии от холодных снежных гор до выжженных солнцем равнин центра растут разные виды этого высочайшего в мире цветкового растения. Некоторые деревья достигают в высоту 100 метров.
  5. В африканской пустыне Намиб встречается одно из самых удивительных деревьев на Земле, называемое «осьминог пустыни». Его ствол достигает в длину всего 30см., а два рваных листа придают сходство с кучей мусора.

Тема 4. «Хищники и жертвы»

  1. Самые известные и опасные рыбы Южной Америки обитают в бассейне Амазонки. Они агрессивны, молниеносно двигаются и всегда нападают стаей. Мощные челюсти и острые зубы позволяют им, как бритвой, срезать куски мяса.
  2. Эти желтые псы – самые крупные хищники Австралии. Они прибыли из юго-восточной Азии не ранее 5 тыс. лет назад с группой аборигенов.
  3. В отличие от других хищников львы живут группами (прайдами), состоящими из 7-10 особей, в которых главными охотниками, приносящими добычу, являются подвижные и ловкие …
  4. Трехпалый обитатель Южной Америки так медлителен, что на нем поселяются микроскопические водоросли и даже бабочки, гусеницы которых спокойно развиваются в его косматой зеленой шубе.
  5. В Новой Зеландии обитает бескрылая птица, которая только ночью выходит из густых зарослей на поиски червей и опавших ягод. Ее почти истребили ради перьев, из которых делали искусственных мушек для ловли форели.

Тема 5. «Природные комплексы»

  1. Пейзаж этой природной зоны в Африке украшен акациями, а в Австралии – эвкалиптами и бумажными деревьями.
  2. Многоярусный экваториальный лес Южной Америки носит название сельва(от португальского selva – лес). Подобные леса реки Конго называются …
  3. В Антарктиде вблизи побережья есть небольшие участки скал, свободные от снега и льда с синими чашами озер между которыми бегут небольшие ручьи. Что общего у них с территорией, изображенной на фотографии.
  4. Перуанцы говорят, что даже сама природа разделила их страну на «три Перу» - …
  5. После нападения стада голодных слонов на деревья в поисках пищи саванна может быстро превратиться в пустошь. Однако слоны играют важную роль в поддержании равновесия, поскольку …

Финал

Вопрос: Ископаемые остатки свидетельствуют о том, что на территории Сахары 75-55 млн. лет назад рос тропический дождевой лес. Почему на его месте сегодня находится пустыня, практически полностью лишенная растительности?

В конце урока подводятся итоги, выявляется победители среди команд и отдельных учеников, выставляются оценки, отмечаются самые интересные ответы.