Конспект комплексного занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования с детьми подготовительной группы

Разделы: Работа с дошкольниками


Ход занятия

Занятие проводится в музыкальном зале детского сада, где оформлена выставка репродукций картин русских художников и детских работ о зиме.

Входят дети.

Воспитатель: Ребята, оглядитесь по сторонам. У нас сегодня выставка.

Детям дается время осмотреться.

Воспитатель: Какое время года изображено? (Это зима.) В каком жанре живописи созданы эти картины? (Это зимние пейзажи.) Давайте поговорим о зиме. Вам нравится зима? Почему? (Ответы детей.) Назовите зимние месяцы. (Ответы детей.) Все ли зимние дни похожи один на другой? (Ответы детей.) Даже в течение одной недели часто меняется погода. Какая погода бывает зимой? (Ответы детей.) Поэты, художники, композиторы передают настроение зимы в красках, в музыке, в стихах.

Давайте рассмотрим картину «На Севере диком…» (рисунок 1), которую написал художник И. Шишкин.

Рисунок 1.
И. Шишкин «На Севере диком...»

Дети подходят к картине.

Воспитатель: Что изображено на картине?

Дети: Зимний лес.

Воспитатель: Много ли цветовых тонов использовал художник?

Дети: Мало.

Воспитатель: Какая картина по настроению?

Дети: Тихая, спокойная.

Воспитатель: Какого цвета снег? Холодные или теплые тона и оттенки?

Дети: Художник использовал холодные: голубой, зеленый.

Воспитатель: От чего зависит цвет снега?

Дети: От окружающих предметов, от времени суток.

Воспитатель: Снег может создавать ощущение спокойствия, тишины, неподвижности. Красив укрытый снегом зимний лес, хотя нет в нем ничего яркого, броского. Послушайте стихотворение, которое передает настроение этой картины.

Тишина! – шепнула белая поляна.
Тишина! – вздохнула, вея снегом, ель.
За стволами зыбь молочного тумана
Окаймила пухлую постель...

(С. Черный)

Музыкальный руководитель: А какие вам знакомы музыкальные произведения, изображающие спокойную картину зимы?

Дети: Произведения А. Вивальди, С. Прокофьева, П. Чайковского, Г. Свиридова.

Музыкальный руководитель: Послушайте фрагмент музыкального произведения и назовите композитора.

Звучит 2-я часть концерта «Зима» А. Вивальди. Дети называют композитора.

- Какую зиму вы представляете, слушая эту музыку?

Дети: Я представила красивую, блестящую, сверкающую. Падает мягкий снег, сверкают, кружатся снежинки.

Музыкальный руководитель: А какая музыка по характеру?

Дети: Нежная, светлая, мягкая.

Музыкальный руководитель: Да. Музыка звучит отрывисто, легко. Кажется, что падают легкие снежинки, которые сверкают, переливаются, блестят. Вы слышите, как нежно звучат скрипки?

Послушайте фрагмент другого произведения. Постарайтесь вспомнить, как оно называется и кто композитор.

Звучит фрагмент «Фея Зимы» из балета С. Прокофьева «Золушка».

Музыкальный руководитель: Какая музыка по характеру?

Дети: Нежная, спокойная, убаюкивающая.

Музыкальный руководитель: Посмотрим по телевизору фрагмент из балета «Золушка», где балерины изображают снежинок, а вместе с ними танцует Волшебница-Зима.

Дети смотрят по телевизору фрагмент из балета С. Прокофьева в видеозаписи.

Обратите внимание: балерины, стараясь выразить в танце светлый, нежный характер музыки, танцуют грациозно, мягко, очень пластично, изящно.

Воспитатель: А теперь посмотрите на эту картину.

Дети подходят к репродукции картины И. Грабаря «Февральская лазурь» (рисунок 2). Музыкальный руководитель включает аудиозапись пьесы «Февраль. Масленица» П. Чайковского или «Масленица» И. Стравинского.

Рисунок 2.
И. Грабарь. «Февральская лазурь»

Разукрасилась Зима...
На уборе бахрома
Из прозрачных льдинок,
Звездочек-снежинок.
Вся в алмазах, жемчугах,
В разноцветных огоньках.

(М. Пожарова)

Воспитатель: Вы узнали эту картину? Почему художник так ее назвал – «Февральская лазурь»?

Дети: Потому что небо яркое, голубое.

Воспитатель: Какого цвета снег на солнце? А в тени? (Дети перечисляют разные оттенки цвета.)

- Какие оттенки цвета использовал художник, когда писал ствол и ветки березы? (Ответы детей.)

- Что вы чувствуете, глядя на картину? (Ответы детей.)

- А какое стихотворение соответствует этому настроению?

Дети: «Береза» С. Есенина.

Дети по желанию читают стихотворение.

Музыкальный руководитель: Когда вы смотрели картину, звучала яркая, радостная музыка. Как вы думаете, она передает характер этой картины? (Ответы детей.) Это «Масленица» П. Чайковского. Музыка веселья, удали, праздника. Вам доставило радость это произведение? (Ответы детей.)

Воспитатель: Мы посмотрели две разные по настроению картины: одну тихую, спокойную, другую – радостную, праздничную. А теперь мне хотелось бы вам показать, как по-разному может выглядеть зимний пейзаж в зависимости от времени суток.

Дети рассматривают репродукцию картины А. Куинджи «Пятна лунного света в лесу» на выставке.

- Какой вы видите цвет снега, неба, деревьев и окружающих предметов? (Ответы детей.) А вот как А. Пушкин описывал зимнюю ночь.

Звучит «Лунная соната» Л. Бетховена.

Какая ночь! Мороз трескучий,
На небе ни единой тучи;
Как шитый полог, синий свод
Пестреет частыми звездами...

- Все картины, которые мы с вами рассмотрели, изображают спокойную, безветренную погоду зимой. Но ведь так бывает не всегда.

Музыкальный руководитель: Иногда зимой бывает очень холодная и ветреная погода. Как это называется?

Дети: Вьюга, метель, буря.

Музыкальный руководитель: Послушайте музыку, в которой изображается картина суровой, ненастной, вьюжной зимы.

Звучит 1-я часть концерта «Зима» А. Вивальди.

- Кто автор этого произведения? (Ответы детей.) Какой характер музыки?

Дети: Тревожная, грозная, вьюжная, холодная, колючая.)

Музыкальный руководитель: Какое стихотворение перекликается с музыкой А. Вивальди? (Ответы детей.)

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.

(А. Пушкин)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а есть ли на нашей выставке картины, изображающие пургу, вьюгу, ветер, метель?

Дети: Нет.

Воспитатель: Предлагаю вам посмотреть, как художники-мультипликаторы изображают метель и вьюгу.

Дети смотрят фрагмент из мультфильма «Снежная королева». Воспитатель комментирует изображение на экране.

- Посмотрите, каким способом изображен ветер. Это словно закрученные спирали, они то сужаются, то расширяются по всему экрану.

Музыкальный руководитель: Композитор Марк Минков создал произведение к телевизионному фильму «Тайна Снежной королевы», в котором изобразил холодный ветер, вьюгу, а затем волшебный танец сверкающих нежных снежинок. Попробуйте в движении, пластике, танце передать контрастный характер звучащей музыки, её настроение.

Дети берут белые и серебряные ленточки и под музыку создают собственные танцевальные композиции.

Воспитатель: А теперь предлагаю вам нарисовать свою картину зимы.

Дети проходят к столам и мольбертам. Обсуждаются различные техники и способы изображения.

- Снег вы можете изобразить пальчиками, набрызгом; деревья – углём, печатью по трафарету (ели); небо голубым и серым; ветер обозначается склонёнными деревьями.

Рассматриваются детские работы за прошлые годы, определяются, какие техники использованы наиболее удачно. При затруднениях напоминаются или показываются приёмы работы в выбранных техниках.

Выполненные рисунки вывешиваются на выставку. Дети выбирают понравившиеся им рисунки, дают им названия.