Цель: формирование представления о схемах управления (с обратной связью и без обратной связи).
Задачи:
- Сформировать представление о схемах управления.
- Развивать коммуникационные умения, умения оценивать результат действия, применять полученный результат на практике.
- Воспитывать умение слушать, высказывать свою точку зрения.
1. Оргмомент. Эпиграф, слова из детской песенки: “Чтоб водить корабли, чтобы в небо взлететь, надо многое знать, чтобы много уметь…”.
2. Актуализация знаний.
1) Разгадывание кроссворда.
- Универсальный помощник человека при работе с информацией.
- Устройство ввода информации; какие ещё устройства ввода знаете?
- Последовательность действий, которая удовлетворяет некоторым условиям. Какие знаете алгоритмы по способу записи? По последовательности выполнения действий?
- Устройство вывода информации; какие ещё устройства вывода информации знаете?
- Как называем объект, передающий информацию; принимающий информацию?
- Упрощённое подобие реального объекта.
- Подумайте и назовите ключевое слово – управление.
- Что такое управление? (Процесс целенаправленного воздействия на объект)
- Новая тема или с управлением мы уже работали?
- Что уже знаете?
- Человек может управлять собой, другими людьми, техническими средствами,…
- Люди управляют с целью обеспечить свою безопасность, получить информацию …
- Выбор зависит от многих факторов: от мировоззрения, от знаний, от жизненного опыта, от полученной информации, …
- В управлении всегда есть управляющий объект и объект управления).
Игра: Человек может управлять: (если “да”, то хлопают в ладоши, если “нет”, то приседают):
- техническими устройствами;
- другими людьми;
- неживыми объектами;
- самим собой;
- звёздами и планетами;
- предприятиями;
- живыми объектами.
2) Целеполагание.
- Предположите, о чём же сегодня мы будем разговаривать? Что узнаем нового? С чем будем работать?
3) Игра. Кто кем управляет?
На слайдах появляется иллюстрация, по классу развешаны таблички со словами. Ваша задача найти и показать, чем управляет объект, появившийся на слайде.
Но любое действие имеет цель. Показывая, мы будем говорить о цели управления в каждой ситуации.
Пилот – самолёт (прилететь в пункт назначения и доставить туда пассажиров или груз).
Дирижёр – оркестр (исполнить музыкальное произведение).
Водитель – машина, автобус (прибыть в пункт назначения, доставить пассажиров, груз).
Тренер – футбольная команда (обучить команду играть).
Учитель – ученики (обучить учеников).
Старшина – солдаты (обучить так, чтобы умели защищать страну).
Светофор и регулировщик – машины и пешеходы (регулирование движения).
3. Постановка проблемы.
- Сравните управление регулировщика и управление светофора. Найдите сходства и различия. Обсуждение в группах.
4. Сходства: есть управляющий объект, управляющий сигнал, управляемые объекты, результат управления.
Различия: Регулировщик может сравнить результат управления и результат ожидаемый, может изменить, проанализировав ситуацию на дороге, регулирование. Посмотрите на схему и скажите, какой ситуации она подходит: когда управляющий объект светофор или когда регулировщик? (Регулировщик). Какой блок в схеме будет отсутствовать, когда движением будет управлять светофор? (Анализ результата, сравнение с ожидаемым результатом и новое решение).
- Как бы вы назвали две получившиеся схемы? (С обратной связью и без обратной связи)
5. Работа с учебником. Прочитайте с. 160-165 и приведите примеры из учебника или свои исходя из жизненного опыта ситуаций управления без обратной связи и с обратной связью.
6. Работа в тетради. С. 66 № 2 – отметьте общее для схем.
Проверка – чтение, класс согласны-несогласны (семафор).
С. 68 № 4 – самопроверка с обратной стороны доски.
7. Компьютерный практикум.
- Мы на предыдущих уроках учились стоить диаграммы. Предлагаю вам построить круговую диаграмму “Режим дня”. Как вы думаете, с какой целью?
- Какие опорные слова напишем? (Листы на доску-сон, учёба, приготовление дом задания, доп. образование, прогулка, свободное время, приём пищи…)
Проверка:
- На что мы тратим большую часть времени? (На сон, на учёбу, …)
- На что тратите меньшую часть времени? (На прогулку, приём пищи, …)
Беседа о правильном распределении времени.
8. Подведение итогов.
- Какие схемы управления вы знаете?
- Приведите пример управления без обратной связи.
- Приведите пример управления с обратной связью.
- Какие умения приобретали, работая на компьютере?
- Зачем, с какой целью мы изучаем эту тему?
9. Домашнее задание: учебник с. 160-167, тетрадь с. 65, № 1, 3.