Мы постоянно стремимся идти в ногу с научно-техническим прогрессом, открывая всё новые и новые достижения научной революции. Единственное, о чём мы не задумывается, так это о своём здоровье. С момента рождения и на протяжении всей жизни на здоровье человека постоянно влияют различные факторы, начиная с плохой экологической обстановки, недостаточного физического воспитания и заканчивая вредными привычками. Особо остро встаёт проблема здоровьесбережения в образовательном процессе, ведь если обратиться к статистике – только 5,6% детей заканчивают школу здоровыми.
Что же влияет на здоровье детей в школе? В современной школе сохраняются такие недостатки как слабая освещенность классов, плохой воздух школьных помещений, перегрузка учебными занятиями, стрессовые ситуации. Ещё один не менее ужасающий фактор риска – гиподинамия – с каждым годом становится всё более актуальным. Количество детей, посещающих уроки физкультуры, занимающихся в спортивных секциях, просто активным отдыхом, непрерывно падает. Причём гиподинамия вызвана, чаще всего обыкновенной ленью и нежеланием что – либо делать. К тому же, в школах всё активнее идёт внедрение уроков информатики с 5 класса, что создаёт дополнительную нагрузку на зрение и психику учащихся. Учителя информатики должны обязательно включать в свои уроки динамические паузы и физкультминутки, включающие упражнения для глаз, позвоночника, чередовать виды деятельности учащихся. Таким образом, мы приходим к выводу, что наши школьники не всегда растут здоровыми и жизнерадостными, поэтому очень важно вовремя предупреждать появление различных факторов риска – следить за интенсивностью обучения, не перегружать детей, создавать благоприятную атмосферу в классе, пропагандировать здоровый образ жизни.
Применение элементов здоровьесберегающих технологий на уроке, это не самоцель, а средство обучения и воспитания и не следует это рассматривать как деятельность, доставляющую удовольствие, а надо рассматривать как вид творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной деятельности с целью повышения здоровья у учащихся во время процессе обучения. Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определённых условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Всё это требует от педагогов особых подходов в образовании и воспитании, основанных на принципах здоровьясбережения. Знания по сохранению и развитию здоровья являются важной составляющей профессиональной компетентности современного учителя, который должен обладать широким спектром образовательных технологий, чтобы иметь возможность выбирать те из них, которые обеспечат в данных определённых условиях успех конкретного обучающегося.
Активная мыслительная работа ученика на уроке, познавательная самостоятельность, стойкий интерес к предмету на основе прочных знаний – вот залог успешного обучения без проблем для здоровья. Но как сформировать интерес? Какие методы, приёмы, средства нужно использовать, чтобы они не навредили ребёнку, а наоборот помогли при обучении в школе. Основными приёмами, позволяющими проводить качественное обучение без вреда для здоровья детей, можно считать: выявление индивидуальных особенностей учащихся, снятие эмоционального напряжения ребёнка, создание благоприятного психологического климата на уроке, нестандартные формы проведения уроков, организация проектной деятельности по математике. Данные приёмы являются эффективным средством для решения ряда конкретных дидактических задач:
- повысить интерес к изучению предмета, не чувствуя усталость и раздражительность;
- сохранить желание и энергию на последующее время обучения;
- создать стимул к самостоятельному приобретению дополнительных знаний по теме;
- научиться работать в команде.
Таким образом, для поддержания хорошей физической и психологической формы у учащихся на уроках математики необходимо оптимальное сочетание активных и пассивных методов обучения, соответствие их выбора с содержанием материала, целям урока, возрастным особенностям учащихся, уровнем подготовленности и способностям школьников.
Каждый современный учитель должен проводить уроки с применением здоровьесберегающих технологий с учётом специфики своего предмета. Все здоровьесберегающие технологии можно разбить на несколько групп, применяемых в системе образования:
- Медико-гигиенические технологии, которые включают комплекс мер, направленных на соблюдение надлежащих гигиенических условий (медосмотры, лечебная физкультура, фитобары, стоматология).
- Физкультурно-оздоровительные технологии, направленные на физическое развитие учащихся (закаливание, тренировка выносливости, гибкости и др.).
- Экологические здоровьесберегающие технологии, которые помогают воспитывать у ребят любовь к природе, заботе об окружающих).
- Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (охрана труда, техника безопасности).
- Образовательные здоровьесберегающие технологии (учёт возрастных особенностей, вариативность форм и методов обучения, наглядность, положительная мотивация к учению).
Прежде чем, выбрать тот или иной прием обучения, я выявляю индивидуальную особенность учащихся. Психологи считают, что человек может успешно, творчески работать в том случае, когда его психика обеспечивает баланс между способностями и восприятием как знаковоцифровой, так и образной информации. Любой несложный прием выявления индивидуальных особенностей учащихся покажет нам, в какой сфере будут успешны учащиеся с разными типами мыслительной деятельности. Поэтому, проводя психологический тест с учащимися класса в начале учебного года, вы можете выявить их тип мышления и использовать эти нехитрые приёмы для повышения успеваемости в своей работе.
Приемы развития и поддержания у учащихся интереса к предмету, конечно же, очень разнообразны. Обращу Ваше внимание на использование графических и визуальных работ. Например, в 6кл. при изучении темы «Делители и кратные» можно использовать веселых человечков, закрепив тем самым тему урока, визуальными методами могут быть формулы, например, формулы сокращенного умножения. Как часто для отработки умений, навыков, построения графиков, функций нужно проделать работу, которая не вызывает у учащихся особого восторга, но она необходима. Но совсем другие дела, когда формулы и графики оживают, превращаясь в конкретную картину, и получается не безликая кривая, а вполне осмысливающий рисунок.
Младшие школьники на уроках часто отвлекаются. С целью концентрации внимания устный счёт в 5-6 классах можно проводить с закрытыми глазами. Особенно это хорошо удаётся при решении цепочки примеров. В конце задания (5-6 примеров) ребята открывают глаза, сверяют ответы. Работа идёт в быстром темпе и вызывает интерес учащихся.
Очень важно развивать воображение учеников. С этой целью можно выполнять следующее упражнение. После введения нового материала, хорового прочтения нового термина, ученикам предлагается закрыть глаза и представить, что нос вырос, как у Буратино, обмакнув его, как в сказке, в чернила и написать как можно красивее носом в воздухе этот термин, зафиксировать перед глазами слово, запомнить его.
Очень эффективно использую чередование методов учебной деятельности – устная работа, работа с учебником, работа с наглядным материалом, беседа с использованием таблиц. Чередование методов снижает утомляемость учащихся, нагрузку на отдельные органы (глаза, руки, позвоночник, шея), способствует поддержанию интереса к предмету на протяжении всего урока.
Еще один из приемов снятия психоэмоционального напряжения на уроках и актуализации познавательной деятельности учащихся можно считать проектную деятельность. Метод проектов – это такой способ обучения, при котором учащиеся самым непосредственным образом включены в активный познавательный процесс, они самостоятельно формулируют учебную проблему, осуществляют сбор необходимой информации, планируют варианты решения проблемы, делают выводы, анализируют свою деятельность, формируя по «кирпичикам» новые знания, и приобретая новый учебный и жизненный опыт. Об одном из творческих проектов учащихся 7 класса я бы хотела рассказать поподробнее. Итогом творческого проекта стала брошюра «Математическое путешествие». Данный проект был нацелен на расширение кругозора учащихся 5-х классов, и облегчение их адаптации при переходе в 5-й класс. Проект был выполнен тремя ученицами 7 класса. Они разработали маршрут путешествия для пятиклассников, где последним предстояло побывать на острове Загадок, проплыть по океану Неожиданностей..., найти Клад и много интересного. Презентация данного проекта состоялась на первом уроке математики в 5-х классах в виде игры. Ребята разгадывали загадки, решали ребусы, узнавали пословицы и поговорки о математике, познакомились с Царицей математики, которая поздравила их с началом учебного года и вручила каждому ученику такую брошюру, на последней странице которой было обращение к ним...
Эйнштейн писал «Где только возможно учение должно стать переживанием». Именно таким ярким, эмоциональным стал для пятиклашек первый урок математики.
Одной из составляющей моей работы является внеклассная деятельность по предмету в рамках детского объединения « Математические лабиринты». Математический кружок является наиболее распространенной формой внеклассной работы. Он рассчитан для учащихся 6-8 классов и предполагает более глубокое проникновение в недра наук. Большое внимание уделяется овладению учащимися творческими методами поиска решений, логическим рассуждениям и изучению жизненных явлений с точки зрения математики. На занятиях используются различные методы обучения – репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, поисковый, эвристический, которые позволяют найти подход к любому ребёнку.
Одним из способов мотивации учебной деятельности является интеграция. На мой взгляд, интеграция учебной деятельности весьма актуальное направление в педагогике, так как современный мир всё больше требует от человека знаний – универсальных, глобальных, интегрированных. Многие современные открытия делаются на стыке наук и требуют от современного человека именно интегрированных знаний. Если обратиться к истории возникновения наук, то можно увидеть, что воспитывая гармоничную личность, образование не предполагало разделения на отдельные науки, давалось образование общее, целостное. Позднее же произошло деление на отдельные науки. Это конечно хорошо с точки зрения получения глубоких знаний по отдельному предмету. Но как же общее образование? Как можно объединить в одно целое преподавание, например, таких двух наук как математика и биология? Точной науки формул и символов и науки о жизни во всех её проявлениях? Только через проникновение знаний математики в биологию, и наоборот, потому что, попытки математиков подойти к изучению жизненных процессов чисто с математической точки зрения обречены на неудачу, так же как и бесплодно стремление некоторых биологов понять сущность жизни, не прибегая к точным наукам. Ведь природа – вечная жизнь, становление и движение. В рамках интеграции с коллегами нашей школы мною проведен ряд мероприятий, где одним из примеров интеграции на стыке биологии и математики является урок « Природа – вечная жизнь, становление и движение». Цель которого – углубление математических знаний с помощью решения биологических задач. Урок проводился в форме игры – интеллектуальное кафе «Интеграция». Урок предлагал не только межпредметную интеграцию, но и межвозрастную, так как учащиеся работали по группам, состоящим из учащихся 11-х и 7-х классов.
Все жизненные объекты являются объекты живой природы можно описать определенной зависимостью. Особенно наглядно эта зависимость демонстрирует графики функций, заданных формулами. Например, учащимся было предложено построить графики функций, заданных формулами, а затем дорисовать изображения до объекта живой природы. Второе блюдо нашего кафе называлось «Экологические пирамидки». Используя важную биологическую закономерность (Правило Экологической Пирамиды) – учащиеся должны были решить задачи, используя навыки решения упражнений на проценты. Правило экологической пирамиды заключается в том, что на каждый новый пищевой уровень переходит только 10% вещества и энергии. А на десерт было подано блюдо – «Симметрия и жизнь». С симметрией мы встречаемся везде: в природе, технике, искусстве, науке. Симметрия свойственна бабочке и кленовому листу, авто и самолёту, симметрия есть в ритмическом построении стихотворения и в музыкальной фразе. Ребятам предлагалось достроить симметричное изображение некоторых биологических объектов, а так же определить вид симметрии. Последним блюдом в меню нашего кафе значился коктейль с романтическим названием «Удивительное рядом» (видеопрезентация).
Таким образом, вы видите, что применение здоровьесберегающих технологий, как отдельных элементов урока по силам каждому учителю – предметник. Если все учителя будут использовать это как систему, то результат будет очевиден и мы все поймём, что здоровье – самое ценное, что есть у человека, именно его мы должны беречь и воспитывать детей, заботящихся о своём здоровье.
В заключении хотелось бы отметить, что основой современной педагогики является не только стремление к максимальному росту интеллектуальных и творческих способностей каждого ребенка, но и забота о его здоровье.
Конфуций говорил: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, увлеки меня – и я научусь». Именно под таким девизом я и строю свою работу, потому что учение с увлечением лежит в основе как нравственного, так и физического здоровья учащихся. А здоровые дети – надежда России. Наша с вами надежда.
Библиографический список:
- Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11.
- Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. – М.: Магистр, 1997.
- Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп..: Высш. шк., 1990.
- Юковчиц Л.К. Педагогическое воспитание, - СПб.:Питер, 2007.