Цели урока:
Образовательные:
- повторение, обобщение, систематизация знаний учащихся по теме;
- формирование образного представления о развитии общества в данный период;
- создание благоприятных условий для выявления знаний учеников в нестандартных
ситуациях.
Воспитательные:
- способствовать появлению и упрочению таких качеств как коллективизм, чувство
сплоченности, ответственности и единства, сопереживания;
- способствовать воспитанию патриотических чувств у учащихся.
УУД:
- развивать умение давать краткие, точные или полные развернутые ответы при
постановке вопросов;
- работать по развитию быстрой реакции, наблюдательности, умению ориентироваться
в ситуации, умению аналитически мыслить.
Оборудование:
компьютер, проектор, презентация, выполненная в программе Smart notebook, карта
«Россия в XVII веке», атласы, картины и иллюстрации по теме, раздаточный материал (текст с ошибками, кроссворды, карточки с заданиями, сигнальные карточки, маршрутные листы).
Форма урока: игра-конкурс.
В конкурсе участвуют две команды знатоков и две команды болельщиков. Ведущие, жюри – ученики 8-го класса. Команды готовят эмблему, название, девиз, приветствие, связанные с исторической тематикой.
Условия игры: команда, набравшая большее количество баллов, становиться победительницей. Дополнительные баллы команде могут принести болельщики команды, правильно, выполнившие задания и активно поддерживающие свою команду.
Ход игры.
Ведущий 1. Добрый день!
Ведущий 2. Добрый день команды и болельщики!
Ведущий 1. А также присутствующие здесь гости.
Ведущий 2. А для чего мы здесь собрались?
Ведущий 1. Для чего? Чтобы в честной борьбе выяснить, какая из двух команд 7-«Б» класса – знатоков истории России 17 века претендует на звание….
Ведущий 2. Самая интеллектуальная?
Ведущий 1. Да!
Ведущий 2. Команды готовы к сражению на интеллектуальном ринге?
Ведущий 1. Давай объясним правила состязания.
Ведущий 2. Правила самые простые. Каждое задание имеет ценность от одного до десяти баллов.
Ведущий 1. Если команда знает ответ, то она поднимет вверх сигнальную карточку.
Ведущий 2. На обсуждение дается 1 минута. Если команда дает неправильный ответ, то у другой есть время подумать еще.
Ведущий 1. Начнем состязание. Жюри занять свои места, приготовиться к заполнению маршрутных листов по конкурсным этапам.
Приветствие команд:
Название команды: «Ополченцы».
Девиз: «Где единение, там и сила».
Приветствие команде соперника:
«Мы будем едины, а значит сильны
И ваши и вопросы нам не страшны
Во имя России мы будем учиться!
Учиться, трудиться, еще раз учиться.
Великою будет наша страна
Из года в столетие, во все времена».
Название команды: «Совет всей Земли»
Девиз: «Историю мы будем знать так, как
Минин и Пожарский умели побеждать»
Приветствие команде соперника:
«Приветствуем соперников своих!
Предупреждаем, что идем на Вы.
Желаем мудрости, терпения
В познании истории своей страны.
Единства цели, мысли, единения души».
Дальнейшие конкурсы проводятся с использованием интерактивной доски. Презентация урока - приложение на электронном носителе.
Конкурсы:
1. «Разминка». Слайд №2.
2. «Блиц – турнир». Слайд №3-8.
3. «Кто есть кто?» Слайд №9-10.
4. «Кроссворд». Кроссворды для команды и болельщиков на бумажном носителе. Решив кроссворд, на решение которого дается 5 минут, сдают жюри. В маршрутный лист жюри выставляет по одному баллу за каждый правильный ответ.
5. «Конкурс капитанов».
- Заполни пропуски. Слайд №11.
- Соотнеси автора и произведение. Слайд №12.
6. «Герои-антигерои». Члены команд выполняют задание на интерактивной доске, поочередно сменяя друг друга. За каждое правильное соотнесение жюри выставляет по баллу. Слайд №13.
7. «Синквейн». Командам составить синквейн со словом «Патриот». Время выполнения
2 минуты. Слайд №14.
Задание болельщикам. Соотнести понятие с определением. Члены жюри за каждое правильное соотнесение выставляют баллы.
8. «Защита Синквейна» командами. Слайд № 14.
9. «Понятие - определение». Задание командам на бумажном носителе - соотнести понятие с определением.
Задание болельщикам: О каком событии рассказывают исторические картины? Слайд №15-18.
10. « Найди ошибку». Сначала команды выполняют работу на бумажном носителе, а затем исправляют ошибки в тексте на интерактивной доске. Слайд №19.
Задания болельщикам. Соотнеси понятие с определением. Болельщики работают с раздаточным материалом. Жюри проверяет правильность выполнения. Выставляет баллы в маршрутный лист.
11. Исправление текста «Найди ошибку» на интерактивной доске. Каждая команда за исправленную ошибку получает балл. Слайд №20.
12. Команды и болельщики работают вместе.
Задания:
- Кто есть кто? Слайд 21-22.
- Соотнеси архитектурный памятник с названием. Слайд 23-24.
- Музыкальный конкурс. (Опера Глинки «Жизнь за царя»). Прослушать фрагмент,
определить автора и название. Слайд №25.
13. XVII век называют «бунташным». Назовем события этого века, подтверждающие его название. Слайд №26.
Жюри подводит итоги. Награждение.
Итог урока.
Рефлексия.
Литература:
История России. Конец XVI-XVIII века. 7 класс: Поурочные планы по учебнику А.А. Данилова, Л, Г, Косулина / авт.-сост. Н ,Ю, Колесниченко – Волгоград: Учитель, 2005. – 447с.
История России в произведениях русских поэтов. 6-11 классы: дополнительные материалы к урокам / авт.-сост. Н.А. Стыденко. – Волгоград: Учитель, 2008. – 166с.
Игры и занимательные задания по истории. / Авт.-сост. М.А.Субботина, И.Б. Горячева, Л.М. Добролюбова и др. – М.: Дрофа, 2003. – 336с.: ил.