Сценарий кукольного спектакля "Никита Кожемяка и Змей Горыныч"

Разделы: Начальная школа


Во что играют наши дети, что они видят, что слушают…. Хочется верить, что совместное творение сказки - спектакля помогает детям соприкоснуться с неисчерпаемым окружающим миром, который по-настоящему открывается лишь тем, кто умеет видеть глазами души. Глазами души смотрят с любовью, замечая во всем самое лучшее.
Рождение наших спектаклей начинается с чтения сказки, её анализа, рисование понравившихся сцен, героев - это уже готовые эскизы к будущему спектаклю.(рис.1) Следующий этап изготовление кукол, дети любят искать - подбирать ткань, пряжу, цвет, форму. Одновременно начинаем работать со сценарием: распределение ролей, поиск образа, работа с голосом, а позже с движением. (рис.2) Самый сложный  и интересный момент в творении спектакля, когда куклы, реквизит и декорации готовы. Начинаются репетиции каждая встреча с детьми это поиск и оттачивание каждого движения куклы и её голоса. Наконец премьера, а потом показ в детских садах. (рис. 3; 4; 5)
Я надеюсь, что творение сказки – спектакля помогает нашим детям  раздвинуть рамки постижения мира, увлекает их добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других. Именно сказка через занимательный и добрый сюжет рассказывает о дружбе, взаимопомощи, о красоте окружающего мира. Через сказку эти знания находят путь к разуму и сердцу ребенка и помогают ему найти в своей жизни духовную и физическую гармонию.

Никита Кожемяка и змей Горыныч

Для детей младшего и среднего школьного возраста

Действующие лица
Царь, Царевна, Аника, Никита Кожемяка, Змей – куклы системы «Мапет - шоу» (разявки).
Сорока – тростевая кукла, с открывающимся клювом.

Реквизит
Меч, костер, огонь.

Уважаемое население!
Начинается представление!
Всем на удивление!
Всем на увеселение!
Не на море - океане,
Не на острове Буяне,
Жили - были в старину....
Лучше я не так начну!
Жили были дед и баба,
Ели кашу с пирогом....

Нет пожалуй это слабо,
Да и сказка  о другом!
Как во дни царя Гороха...
Это кажется не плохо!
В общем, дело было встарь:
Жил на свете важный - царь.
А у важного царя  дочка милая была!
Жили - жили поживали
В жмурки иногда играли
Но случилась вдруг беда!

Картина первая
Дворцовая комната. Под музыку, каркая,  влетает сорока.

Сорока. Ой люди добрые, что же это делается, Змей Горыныч по городам и селам, летает и всех девиц съедает. Ой, что же делать простому народу, как же им девиц Красных спасти...

Сорока улетает. С поникшей головой, охая, входит Царь. Вслед за ним в припрыжку, напевая вбегает Царевна.
Царевна. Батюшка, батюшка давай в прятки поиграем.
Царь. Ох... не хочу.
Царевна. Батюшка, а в догонялки.
Царь. Ох.... не могу.
Царевна. Тогда в жмурки.
Царь Ох... не хочу.
Царевна. Батюшка, родной мой что случилось?
Царь. Ох...3мей Горыныч скоро всех Красных девушек из деревни заберет, народ плачет, помощи просит, ох...
Царевна. Пошли наших богатырей убить Змея.
Царь. Ишь, чего захотела...
Царевна. Богатыри наши, сильные, храбрые... Полкана-богатыря пошли...
Царь. Полкан-богатырь Жар-птицу охраняет.
Царевна. Ну Белого Полянина, он тоже удалой воин.
Царь. Белой Полянин к Кащею Бессмертному послан, денег в долг просить.
Царевна. Булат-молодец не хуже их. Он с одного маху Змея убьет.
Царь. Булат-молодец с хулиганами подрался, болен лежит. Нет у меня богатырей!
Царевна. Батюшка а Аника-воин, его пошли.
Царь. Анику-война я нипочем не пошлю. Мне он самому нужен. С кем я в карты играть буду? Кто меня  тешить будет, покой мой охранять? Нет....
Царевна. Да... а что же делать? (Раздается грозная музыка)

Вылетает Змей.
 Царевна и Царь прячутся за ширму, выглядывая и трясясь от страха. Змей постепенно извиваясь и раскрывая пасть переходит на передний план.)
Царь. Змей Горыныч! Беда! Помогите! Спасите! Богатыри мои, где же вы (жалобно).
Царевна. Батюшка, не бойся, я защищу тебя.  (Царевна выскакивает  из-за ширмы, Змей хватает Царевну и улетает, она кричит). Пусти окаянный, пусти кому говорю, тебе Царь голову отрубит
(Постепенно крики становятся тише и тише. Из-за ширмы постепенно выходит Царь, оглядывается по сторонам и зовет Царевну).
Царь. (шепотом) Доченька.... солнышко, ты где? (громче) Доченька, где же ты! (плача) Утащил Змей мою красавицу, утащил мою ненаглядную.... Аника-воин пойди сюда!

Выходит Аника-воин.
Аника. Чего изволите Ваше Высочество? Пасьянс разложить или в подкидного дурака сыграть, изволите?
Царь. (плача) Змей Горыныч красавицу нашу утащил, дитятко мое бедное! Аникушка как же нам быть, как нам Царевну из беды выручить?
Аника. Не смею знать, Ваше Высочество!
Царь. (бодрым голосом) Надо что-то придумать, надо что-то придумать. Думай, думай, Аникушка.
Царь. Я знаю что надо сделать!
Аника. Что?
Царь. (протяжно) Надо... надо... указ издать! ( Поворачивается к зрителям и читает указ, ему вторит эхо.)

Собирайтесь добрые молодцы,  
Слушайте слово царское! 
Выезжайте на лютого ворога,
На этого на Змея Горыныча.
Вызволяйте дочку царскую!

А кто Змея победит-того Царь наградит!
За того свою дочку любимую замуж отдаст,
Да за нею полцарства в приданное.
А царское слово крепкое,
А все по слову тому сбудется.

(поворачивается к Анике) Во всех журналах и газетах написать, и рекламу бегущей строкой дать! (Довольно.) Ну вот, теперь богатыря ждать будем ( раздается скрип.) А вот и богатырь пожаловал, посмотрика Аникушка кто там (Аника уходит.)
Аника. Ваше Высочество, никого нет. (Раздается лай собак.)
Царь. Пришел! Пришел! Веди его скорее!(Аника заглядывает за ширму.)
Аника. Ваше Высочество, никого нет.

На сцену какркая влетает сорока.
Сорока. Что, ждете? Ждите, ждите никто к вам не придет, никому не нужна ваша царевна и полцарства, обиделся на тебя народ, не пожалел ты девушек, не послал богатырей своих на Змея Горыныча. Непоможет тебе никто, а Никита Кожемяка и подавно.
Царь. Никита... Кожемяка... это кто же такой?
Сорока. Не скажу, не расскажу! Нет тебе помощи! Сам со своими богатырями справляйся!
Царь. Лови ее, лови! (Аника  хватает сороку). Говори! А, не то шашлык из тебя сделаем!
Сорока. Ладно, слушай. Живет у тебя в деревне Никита Кожемяка, силы не виданной. Народ говорит, что его сам Змей Горыныч боится. Так что ступай к нему с поклоном и проси о помощи.
Царь. Я с поклоном, да кто он такой, что бы я Царь перед ним кланялся! Пусть сам ко мне придет и дочь мою спасет.
Сорока. Не придет, не нужен ты ему и дочь твоя.
Царь. Да я его в тюрьму посажу! Голову сниму!
Сорока. Воля твоя - казнить его или миловать, только кто же Царевну то спасет.
Царь. Да... Ладно живи пока, воробей.. . Ну что Аникушка идем к Никите (уходят).

Картина вторая
Лес. Выходит Аника, Он мечтательно смотрит по сторонам

Аника. (мечтательно) Эх, хорошо бы, Никита Змея убил, а Царевна мне досталась! И еще бы полцарства в придачу! Да...
Выходят Царь.
Царь. (Обращается к Анике.) Чего они молчат?
Аника. (Обращается к детям в зале.) Кто тут Никита Кожемяка?..... Кто тут Никита Кожемяка?
Выходит Никита.
Никита. Чего пристаете к ребятне, я Никита Кожемяка. Чего надо?
Аника. Царь желает что ты спас его любимую, единственную дочь, Нашу прекрасную царевну, а за это он отдаст тебе ее в жены и пол царства в придачу!
Никита. Ну уж нет, у меня дел много (Царь выходит из-за Аники.)
Царь. Никита, голубчик, убей Змея! Ведь Змей-то тебя боится!
Никита. Что ты Царь-государь! У меня и сил не хватит.
Царь. Убей Змея, Никита, я тебя озолочу.
Никита. А золото мне не нужно. Я своим ремеслом прокормлюсь.
Царь. Никита, Царевну спаси, пожалей мою доченьку!
Никита. А, твою дочку пожалеть, вот, как! (Со злостью.) А ты наших девушек пожалел? Тебя народ просил! (Наступает на Царя) Уходи Царь, а то зашибу!
Царь и Аника трясясь от страха, убегают.

Вылетает сорока.
Сорока. Здравствуй, Никита!
Никита. Ну, здравствуй, сорока-белобока.
Сорока. Никита, брось кожи мять! Поди против Змея! Убей ненасытное чудовище.
Никита. И ты туда же! Кыш, кыш (сорока взлетает, но тут же садится на грядку).
Сорока. Ну чего шумишь, постарайся для народа, Никита! А я тебе помогу.
Никита. Это как же ты мне поможешь?
Сорока. А вот как! (Раздается «волшебная» музыка, Сорока кружится, перед Никитой постепенно выходя из-за ширмы появляется меч.)
Никита. Ух-ты! Была не была, пойду к гаду в берлогу (Никита берет меч и уходит, сорока каркая улетает вместе с ним).                                                                                                                                                                                                         

Картина третья.
Лес. Пещера Змея, очаг с котелком, возле него плачущая Царевна. На сцену влетает сорока.

Сорока. Что с тобой, царевна?
Царевна. Огонь плохо горит... Дым глаза ест...
Сорока. Так чего навзрыд рыдать?
Царевна. Каша не успеет свариться... Боюсь сожрет меня Змей! Такой он страшный... грозился: не сваришь кашу -плохо будет. А я ничего не умею, ни огня развести, ни каши сварить.
Сорока. Это проще простого (кружится над котелком, раздается «волшебная» музыка) вот каша и сварилась.
Царевна. Спасибо тебе сорока белобока. (Внезапно раздается грохот.) Беда, Змей Горыныч летит! Улетай скорее, а не то он тебя пламенем спалит. (Сорока улетает)

Вылетает змей.
Змей. Уф, устал... Целый ден летал... Пять деревень огнем спалил... Умаялся... Есть хочу... Чем это так вкусно пахнет?
Царевна. Кашей, гречневой с салом. (Змей пробует кашу.)
Змей. С салом? Ничего. (Ест.) Ну, смотри, чтоб каждый день каша была. Теперь поспать бы! (Ложится.) А ты Царевна мне колыбельную спой. (Поет. За сценой слышится голос Никиты.)
Никита. Змей Горыныч! Где ты? Выходи!
Царевна. Богатырь пришел! ( уходит со сцены)

Выходит Никита.
Никита. Выходи, Змеище Горынище!
Змей. ( Приподымается.) Что за шум? Кто кричал? (На сцену выходит Никита.) Никита? Вот еще не было печали! Чего пришел, биться или мириться?
Никита. Биться . (Змей с рычание налетает на Никиту,отскакивает, снова налетает, пока змей не умирает.)
Царевна (Радостно). Убит , Змей, убит! (Подходит к Никите.) Ты не ранен, Никитушка? Ох, и страшно было! Спасибо тебе, что спас меня от лютой погибели. Отведи меня к моему батюшке.
Никита. Ну чтож, дело сделано, пора и в путь отправляться._(3акидывает Змея на плечо, они уходят).
Царевна. Ох, устала я Никита, давай отдохнем.
Никита. Нежная, уж больно, ты Царевна, да ладно давай отдохнем. (Засыпают.)
Выходит Аника.
Аника. Змей? (Видет тело Змея, в испуге отскакивает.) Мертвый?  Ах, ты! Попался бы ты мне, я бы с тобой разделался! А кто ж его так (оглядывается по сторонам), а Никита... и Царевна
с ним. Вот и сбылись мои мечты (берет меч и убивает Никиту, от шума просыпается Царевна).
Царевна. Аника? (Видит Никиту, начинает плакать.)
Аника (довольно). Проснулась..., пойдем к Царю, я тебя в жены возьму и полцарства в придачу.
Царевна (возмущено). Не будет этого, я все Царю расскажу.
Аника. Молчи, а не то и ты умрешь, идем. ( Аника наклоняет к Змею и закидывает его на плечо, Царевна плача идет за ним, они уходят, на сцену влетает сорка, видит Никиту).
Сорока. Ах беда-то какая, (кружится над ним) заживайте раны, уходите тени, оживи Никита!
Никита. Ох, как долго я спал, а где же Царевна?
Сорока. Аника её увел, а тебя умертвил, догнать их надо.
Никита. Догнать (уходят).

Картина четвертая.
На сцене Царь, входит довольный Аника и Царевна, она плачет.

Царь. Ну, Аника покажи мне своего Змея Горыныча....(Аника скидывает Змея с плеча, Царь подходит к нему.) Да какой длинный! Да какой мерзкий! Ну и молодец же ты Аника! Расскажи, как ты Змея одолел.
Аника (хвастливо). Долго он от меня прятался, в берлогу залез, да я его за хвост вытянул и раз, раз и голову и оттяпал. (Влетает сорока, кружится вокруг Аники, он отбивается, кричит на неё.)

Вылетает сорока.
Сорока. Врешь ты Аника, врешь, Змея-то Никита Кожемяка убил.
Царь. Что, что? Никита Кожемяка? С ума спятила!
Аника. Пошла вон, пошла курица ощипанная (машет на неё рукой.)
Сорока. А ты Царевну спроси, она все видела, все знает.
Царевна. Правду сорока говорит, все видела. да только... (плачет).

Выходит Никита.
Никита. Кто-то тут похваляется, что Змея убил?
Аника. Живой? (Прячется за трон.)
Царевна. Радость то какая, жив, жив Никитушка, батюшка вот кто Змея убил.
Царь. Хорошо..., а где же Аника? Аника, пойди сюда!
Аника. Прости, Царь-батюшка, не погуби!
Царь. Я тебе покажу, как меня обманывать... свиней пойдешь пасти! Свиней! (Аника уходит, Царь поворачивается к Царевне и Никите.) А теперь... веселым пирком, да за свадебку.
Сорока.   И учинили они хороший пир. Пир был задан на весь мир. Я там был, мед-пиво пил. По усам текло, да в рот не попало. (Торжественная музыка, куклы кланяются и уходят за ширму.)

Оформление спектакля

Спектакль длится 25 минут и предлагается для исполнения детьми младшего и исреднего школьного возраста.
В спектакле четыре картины. Первая и четвертая картины оформлены задником, на котором изображены палаты дворца с большими расписанными окнами. Во второй картине на смену задника дворца появляется лес. В третей картине к лесу добавляется полотно с неровным краем в виде арки имитирующий пещеру, которая потом убирается, оставляя лес.
Действие спектакля начинается с зачина. Раздаются звонкие звуки трубы, на сцену перед ширмой в русских костюмах выходят два ребенка и по очереди читают зачин, инсценируя его пантомимой.  После последних слов зачина раздается музыка и на грядке появляется сорока, которая, каркая, летает от одного края ширмы до другого. Ребенок, читая слова Сороки, причитает и сокрушается, всем своим голосом показывая, что она переживает за девушек, которых похищает Змей.
Сорока улетает на грядку выходит Царь,  с поникшей головой, он охает и постоянно вздыхает. Полным контрастом ему на сцену вбегает веселая Царевна, предлагая ему разные игры, жмурки - закрывает глаза рукой.
При появлении Змея, они пугаются, прячась за занавесом, изредка выглядывая.  Под грозную музыку Змей извиваясь постепенно со второго плана переходит на первый, где перевешиваясь с грядки трясет  головой, пугая зрителей. Увидев испуганного Царя, Змей пытается его схватить, но в это время на сцене появляется Царевна и Змей хватает её и утаскивает за ширму. На этом грозная музыка обрывается, наступает тишина.
На грядке, трясясь от страха, оглядываясь по сторонам, появляется Царь, он ищет, а потом оплакивает свою дочь. Но, вспомнив про Анику – война, твердым, царским голосом зовет его. Когда Царь читает указ, ему из-за ширмы вторит эхо,  повторяя последние слова двухстишей. Но на словах «Царь наградит!» эхо вместо восклицания, говорит с вопросом «Царь наградит?».
Картина вторая начинается с выхода Аники, он говорит всего одну строчку, но именно она окончательно показывает его как отрицательного героя. При появлении Царя, он обращается к зрителям, ища среди них Никиту. Дети предложили добавить в текст Аники такое обращение к зрителям «Может ты Никита, а, не….т вряд ли…», он  наклоняется на грядку и указывает рукой, а потом делает отрицательный жест.
Задний план третей картины оформлен так же как и второй лесом. На втором плане добавляется полотно с неровным краем в виде арки имитирующий пещеру. А на первом  очаг с котелком, возле которого плачет Царевна. После того как сорока предлагает помощь, раздается «волшебная «музыка и под котелком появляется пламя.
Сцена со змеем, была очень интересна детям, он наконец то обретал голос. На словах «чем это так вкусно пахнет..», Змей поднимает голову и нюхает воздух, когда ест, то опускает голову сзади  котелка, чавкая и чмокая. Чтобы убрать  очаг, который мешает в сцене битвы, мы придумали маленькую хитрость. Когда Змей укладывается спать, он долго ищет место, говоря, что ему то жестко, то твердо и пытается лечь на очаг, который ему мешает. Змей  кричит на очаг «Кыш, отсюда» и в это время дети быстро его убирают, а Змей укладывался на место очага и говорит «мягко…» начинает храпеть. Но резко вскакивает и говорит Царевне «А ты мне песенку спой». Царевна затягивает песню «Спят усталые игрушки» и на последнем слове двухстишей начинает всхлипывать, на что Змей тут же реагирует крича на неё «Ну-ка, пой ..»  и так два раза, Змей начинает храпеть, приподымая спину на вздохе. 
Битва Змея и Никиты проходит под торжественную музыку.
Никита  и Царевна отправляются домой, полотно пещеры убираю, оставляя лес. Царевна предлагает отдохнуть, они укладываются спать спиной к зрителям по разным сторонам грядки, присаживаясь и наклоняясь на занавес, когда Аника убивает Никиту, он опускается на грядку. Оживление Никиты происходит под «волшебную» музыку, он медленно просыпается, протирая глаза, с удивлением смотрит по сторонам.
В конце четвертой  картины все танцуют, наклоняя кукол  влево и вправо,  можно сделать отдельно танец Никиты и Царевны.
Музыка  сопровождает каждое действие спектакля, что  усиливает эмоциональное воздействие  на зрителя, создает настроение, усиливает впечатление.