Актуализация темы урока:
Учащиеся осваивают понятия «ограниченность ресурсов», «проблема выбора», «рациональность поведения» в ходе предложенной игры «Я - Робинзон», которая помогает осуществить выбор, принять решение по рациональному использованию времени и средств, проявить интерес к теоретическим вопросам экономики и увидеть их связь с жизнью. В ходе обсуждения проблем урока рассматриваются вопросы социальных целей и приоритетов личности, что очень актуально в наше непростое время.
Основные понятия урока:
Производственные ресурсы
Человеческие ресурсы (труд)
Природные ресурсы (земля)
Капитальные ресурсы (капитал)
Предпринимательская способность (принятие решений и риск)
Информация
Факторы производства
Ограниченность ресурсов
Проблема выбора
Рациональное поведение
Принятие решений
Учебно-методическое обеспечение
Учебник «Введение в экономику» В.С. Автономов
Распечатки: «Иерархия потребностей по А.Маслоу.»
Задания игры
Цели урока:
Образовательные:
- формирование понятия сущности ограниченности ресурсов, проблемы выбора производственных ресурсов
- обучение рациональному выбору в принятии экономических решений
- использованию принципа рационального поведения.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к материальным благам;
- воспитывать навыки принятия самостоятельных решений.
Развивающие:
- формировать навыки ведения полемики при обсуждении выдвинутых проблем;
- содействие развитию у обучающихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку принятых решений.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация субъектного опыта учащихся
Наверно все читали роман Даниеля Дефо «Робинзон Крузо» или смотрели одноименный фильм? Представим себя Робинзонами , попавшими на необитаемый остров. Какой вопрос возникает первым?
Что делать? Как выжить? Что мы будем есть? Где жить? и т.д.
Все ваши ответы верны.
Робинзону нужно выжить, он не знает, кто и когда его спасет, уплыть невозможно, корабль потерпел крушение и скоро утонет.
3. Восприятие, осмысление и первичное закрепление нового материала (в ходе деловой игры)
Итак, вы на необитаемом острове. Ваш корабль еще на плаву , но вот- вот пойдет ко дну. У вас есть возможность вплавь добраться до него 2 раза и взять груз массой 20 кг.
Задание1 :
- составьте список того, что вы возьмете с тонущего корабля в первый и во второй свой визит;
- в списке укажите количество и массу того, что вы взяли;
- обоснуйте свой выбор, почему вы взяли с корабля именно это.
Обсуждение полученных результатов
Списки всегда получаются разные, интересные, иногда смешные. Ребятам очень нравится отстаивать свой выбор, возникают споры. в которых всегда рождается истина. Учитель должен правильно направить обсуждение в нужное для урока русло, задавая по ходу обсуждения вопросы.
Учитель обращает внимание учеников, что во время обсуждения были затронуты важнейшие экономические категории, такие как «потребности», «ограниченность ресурсов», «первоочередные потребности», «проблема выбора». Оказывается, даже на необитаемом острове решаются главные вопросы, стоящие перед любой экономикой: что делать? как делать? как распределять?
Все основные экономические понятия фиксировались при этом на доске. А игра продолжается.
Задание 2:
- Используя распечатку «Иерархия потребностей по А.Маслоу» исправьте свой список взятых вещей и их количества.
- Поменялся ваш список? Почему?
Обсуждение полученных результатов
Выводы
Изучив список ребята приходят к пониманию того, что
- сначала нужно удовлетворить физиологические потребности, чтобы выжить на необитаемом острове ;
- система потребностей и ценностей меняется в зависимости от жизненной ситуации;
- человек имеет самые разнообразные потребности: в еде, одежде, жилище, в образовании, труде, развлечениях, в любви, дружбе, общении и многом другом.;
- у каждого человека свои предпочтения, своя «шкала ценностей», то, что является жизненно важным для одного, может ничего не значить для другого;
- различия между отдельными людьми могут быть настолько велики, что невозможно не только перечислить все потребности людей, но и упорядочить их, расставив по степени значимости, важности для всех без исключения.
- каждый человек индивидуально определяет, какие потребности являются для него приоритетными.
Двадцатое столетие часто называют «веком информации».
Информация поступает к нам из самых разнообразных источников: через радио, телевидение, газеты и журналы, через глобальную компьютерную сеть Internet.
Мы ежесекундно получаем новую информацию, наблюдая окружающий мир, живую и неживую природу. Наш организм — постоянный источник новой информации. Именно информация и формирует все наши потребности. В основе всех наших привычек, вкусов', предпочтений и чувств, жизненного опыта и знаний, в основе всех наших осознанных и неосознанных желаний лежит информация, полученная через наши органы чувств. Она может руководить человеком из его подсознания, а его обрести форму осознанных представлений.
Задание 3
- Посмотрите на иерархию человеческих потребностей, которую создал А.Маслоу, почему она изображена в виде пирамиды?
- Биологические потребности, можно ли без них обойтись?
- Какие из них стоят на первом месте?
- Почему появление на вашем острове Пятницы «раскрасит» вашу жизнь?
- Что удовлетворяет наши потребности?
Свои потребности человек удовлетворяет с помощью доступных ему ресурсов. К ресурсам, удовлетворяющим потребности, относят продукты питания, одежду, книги, компьютеры, автомобили, чистый воздух и солнечный свет, запасы полезных ископаемых и воды, дома и приусадебные участки, произведения литературы и искусства, медицинские и образовательные услуги, средства связи и т. д..
Часть ресурсов для удовлетворения потребностей является результатом производства, часть — создается природой без участия человека.
Производственные ресурсы — это ресурсы, используемые для производства товаров и услуг. Производственные ресурсы принято разделять на три категории: земля, труд, капитал.
Земля (природные ресурсы) — это ресурсы, произведенные природой без участия человека и используемые в производстве товаров и услуг. Примерами природных ресурсов являются водные ресурсы, почва, дары леса (дикорастущие деревья, растения, ягоды, фрукты) или продукты моря, полезные ископаемые в недрах земли, не подвергнутые какой-либо переработке, т. е. не являющиеся продуктом человеческой деятельности.
Труд (человеческие ресурсы) — включает в себя физические и умственные способности, состояние здоровья, образование и профессиональные навыки людей, используемые в процессе производства.
Количественно человеческие ресурсы измеряются числом трудоспособных людей и объемом рабочего времени.
Качество человеческих ресурсов определяется как уровнем профессиональной подготовки людей, объемом соответствующих знаний и умений, так и степенью их заинтересованности в производстве, мотивацией их работы.
Капитал (капитальные ресурсы) — это ресурсы, созданные в процессе производства и предназначенные для использования в процессе производства (здания и сооружения, станки и оборудование, средства связи, транспорт, а также обработанное сырье и полуфабрикаты для
производства товаров).
Перечисленное выше иногда называют «физическим капиталом», дабы подчеркнуть отличие от понятия «финансовый капитал», к которому относятся деньги и ценные бумаги и который не является производственным ресурсом (в том смысле, что любое производство, в принципе, может быть осуществлено без использования финансового
капитала).
Иногда выделяют четвертый вид производственных ресурсов — предпринимательство. В то же время предпринимательство может рассматриваться как особая часть человеческих ресурсов, поскольку предполагает наличие у людей особых, так называемых предпринимательских способностей. Оплата труда предпринимателей также имеет отличительные особенности. Она, как правило, связана с риском открытия нового дела или продвижения на рынок нового товара, т. е. с получением прибыли, и, следовательно, не может быть ни гарантирована, ни даже определена заранее в отличие от платы за землю', труд или капитал (физический).