- Слайд
– Что изображено на слайде?
Ответ: человек, животное, растение.
– Что между ними общего?
Ответ: они все живые.
– По какому принципу вы решили, что они все живые?
Ответ: они движутся.
- Слайд
– Тема нашего урока «Движение». А точнее «Понятие движения».
– Назовите синонимы слова «движение».
Перемещение, преобразование…
– При изучении, каких предметов в школе вы встречаетесь с понятием «движение»?
- Слайд
Ответ: химия (движение молекул), физика (движение тел),..
- Слайд
…биология (движение животных и растений).
– Почему одни растения тянутся вверх, а другие стелются по земле; кенгуру прыгают, а змеи ползают?..
– Все живое создано природой, а в природе просто так ничего не бывает: все подчиняется определенным законам и имеет свои закономерности.
- Слайд
– Вернемся к слайду 1. Красивы ли изображенные на нем существа? А с математикой эта красота как то связана?
Ответ: симметричны.
– Оказывается, движение всех живых существ, связано с законами математики, а конкретно с симметрией. Земля вполне могла бы быть названа царством симметрии. Природа использовала все ее основные виды, которые можно представить по геометрическим соображениям. Почему разные организмы обладают разными видами симметрии? Оказывается, это связано с их образом жизни. Симметрию живого существа определяет направление его движения.
- Слайд
– И ведь, что интересно: для живых существ, для которых ведущим направлением является направление движения “вперед”, наиболее характерна осевая симметрия. Так как в этом направлении животные устремляются за пищей и в этом же спасаются от преследователей.
А центральная симметрия чаще встречается в форме животных, обитающих под водой.
Значит, симметрия – это один из видов движения.
Но, большинство неживых предметов тоже обладают симметрией. Значит, они тоже движутся?
- Слайд
– Множество транспортных средств, от детской коляски до сверхзвукового реактивного воздушного лайнера, предназначенных для движения по земной поверхности или параллельно ей, так же имеют осевую симметрию. Космическая ракета, устремляющаяся вверх, в небо имеет и осевую, и центральную симметрию.
– Хорошо, а, например, ваза, она движется? Ведь она тоже обладает симметрией.
Эксперименты с вазой (перенести, повернуть).
Мы же подбирали к слову движение синонимы.
Определить какой вид движения был произведен.
Задание классу: совершить каждому какое-либо движение.
Сделать выводы, какие еще виды движений бывают и как их задать.
(Свернуть презентацию.)
(Открыть свернутую программу «Открытая математика. Планиметрия».)
Продемонстрировать «параллельный перенос» и «поворот».
Практическая часть.
Открыть программу «Живая математика». Дается задание.
- Построить треугольник;
- Обозначить его АВС.
Задание 1:
а) Выполнить поворот. Что для этого нужно?
- Отметить центр поворота точку;
- Повернуть;
б) Измерить длины сторон двух любых треугольников;
в) Сделать вывод.
Задание 2:
Выполнить параллельный перенос.
Так что же такое движение?
Это преобразование фигуры F в фигуру F1 ,при котором сохраняется расстояние между точками.
– А где в жизни еще используется движение?
- Слайд
- Слайд
- Слайд
– А теперь я предлагаю вам посмотреть, на картины художника Мориса Эшера, который создавал свои работы, используя виды движений.
Далее вдохновленные мультипликаторы видами движений, картинами Эшера создают свои работы.
- Слайд
А теперь еще одно практическое задание: разбиться по парам и изобразить с помощью пантомимы один из видов движения.
– Подведем итог нашего урока.
- Слайд
– Домашнее задание будет творческим: изобразить с помощью программы «Живая математика» один из видов движения и создать анимацию этого рисунка.