Урок в 9-м классе "Движение"

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


  •  Слайд

– Что изображено на слайде?

Ответ: человек, животное, растение.

– Что между ними общего?

Ответ: они все живые.

– По какому принципу вы решили, что они все живые?

Ответ: они движутся.

  • Слайд

– Тема нашего урока «Движение». А точнее «Понятие движения».

 

– Назовите синонимы слова «движение».

Перемещение, преобразование…

– При изучении, каких предметов в школе вы встречаетесь с понятием «движение»?

  • Слайд

Ответ: химия (движение молекул), физика (движение тел),..

  • Слайд

…биология (движение животных и растений).

– Почему одни растения тянутся вверх, а другие стелются по земле; кенгуру прыгают, а змеи ползают?..

– Все живое создано природой, а в природе просто так ничего не бывает: все подчиняется определенным законам и имеет свои закономерности.

  • Слайд

– Вернемся к слайду 1. Красивы ли изображенные на нем существа? А с математикой эта красота как то связана?

Ответ: симметричны.

– Оказывается, движение всех живых существ, связано с законами математики, а конкретно с симметрией. Земля вполне могла бы быть названа царством симметрии. Природа использовала все ее основные виды, которые можно представить по геометрическим соображениям. Почему разные организмы обладают разными видами симметрии? Оказывается, это связано с их образом жизни. Симметрию живого существа определяет направление его движения.

  • Слайд

 

– И ведь, что интересно: для живых существ, для которых ведущим направлением является направление движения “вперед”, наиболее характерна осевая симметрия. Так как в этом направлении животные устремляются за пищей и в этом же спасаются от преследователей.

А центральная симметрия чаще встречается в форме животных, обитающих под водой.

Значит, симметрия – это один из видов движения.

Но, большинство неживых предметов тоже обладают симметрией. Значит, они тоже движутся?

  • Слайд

– Множество транспортных средств, от детской коляски до сверхзвукового реактивного воздушного лайнера, предназначенных для движения по земной поверхности или параллельно ей, так же имеют осевую симметрию. Космическая ракета, устремляющаяся вверх, в небо имеет и осевую, и центральную симметрию.

– Хорошо, а, например, ваза, она движется? Ведь она тоже обладает симметрией.

Эксперименты с вазой (перенести, повернуть).

Мы же подбирали к слову движение синонимы.

Определить какой вид движения был произведен.

Задание классу: совершить каждому какое-либо движение.

Сделать выводы, какие еще виды движений бывают и как их задать.

(Свернуть презентацию.)

(Открыть свернутую программу «Открытая математика. Планиметрия».)

Продемонстрировать «параллельный перенос» и «поворот».

Практическая часть.

Открыть программу «Живая математика». Дается задание.

  1. Построить треугольник;
  2. Обозначить его АВС.

Задание 1:

а) Выполнить поворот. Что для этого нужно?

  1. Отметить центр поворота точку;
  2. Повернуть;

б) Измерить длины сторон двух любых треугольников;

в) Сделать вывод.

Задание 2:

Выполнить параллельный перенос.

Так что же такое движение?

Это преобразование фигуры F в фигуру F1 ,при котором сохраняется расстояние между точками.

– А где в жизни еще используется движение?

  • Слайд

  • Слайд

 

  • Слайд

 

– А теперь я предлагаю вам посмотреть, на картины художника Мориса Эшера, который создавал свои работы, используя виды движений.

  

Далее вдохновленные мультипликаторы видами движений, картинами Эшера создают свои работы.

  • Слайд

А теперь еще одно практическое задание: разбиться по парам и изобразить с помощью пантомимы один из видов движения.

– Подведем итог нашего урока.

  • Слайд

– Домашнее задание будет творческим: изобразить с помощью программы «Живая математика» один из видов движения и создать анимацию этого рисунка.