В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы. Поддерживая естественный интерес дошкольников ко всему живому, педагог ведет детей от знакомства с природой к ее пониманию, вызывает желание заботиться о растениях, воспитывает основы экологической культуры, любознательность, способность любоваться красотой природы. Поэтому исходным пунктом проектно - исследовательской деятельности в моей группе служат интересы сегодняшнего дня.
Комнатное цветоводство стало модным увлечением многих людей, и появились условия для этого занятия. Выбор растений в продаже высок. Стали доступными даже экзотические, в том числе тропические растения, адоптированное к комнатным условиям. Растения представляют себе возможность проявить творческие способности и фантазию в украшении интерьера.
Проектная деятельность это не только простое исследование, это не просто экспериментирование. Оно включает, гораздо больше составляющих. Сюда входят умение получать сведения из самых различных источников, обрабатывать эти сведения в голове, обобщать и классифицировать - то есть работать на творческом уровне.
Данный проект носит исследовательский практика - ориентировочный характер, который является долгосрочным.
На этапе данного проекта решались следующие задачи:
- научить ребенка самостоятельному приобретению знаний;
- научить детей чувствовать прекрасное, с тем, чтобы в дальнейшей своей жизни они умели воспринимать мир во всей красоте и всем многообразии;
- научить детей работать в команде над решением единой проблемы;
- устанавливать связь между знаниями различных учебных предметов.
Также проект носит межпредметный характер. В нем отражены следующие учебные разделы:
- ознакомление с живой и неживой природой,
- экология;
- развитие речи;
- математика;
- художественно-эстетическое воспитание;
- трудовая.
Апробацию технологии проектной деятельности я начала с организации дополнительного образования детей по обучению взаимосвязи живой и неживой природы.
Методической целью для меня стала разработка проекта как способа организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога и воспитанников между собой и окружающей средой. В ходе реализации проекта: поэтапно - практическая, информационно - аналитическая деятельность направлялась на достижение назначенной цели: "Сформировать представление о растении как о живом существе".
Важнейшим компонентом успешной реализации проекта является создание развивающей среды, где созданы условия для простейшего экспериментирования, эмоционального общения ребенка с разными объектами, обобщая его чувственного опыта. С этой целью создана детская лаборатория "Почемучка", календарь погоды, природный уголок, центр "Воды, песка, глины, почвы".
Чтобы проект проходил с увлечением, наряду с традиционными методами (словесными, наглядными, практическими) использовались и методы продуктивной педагогике: наглядное моделирование, опорные схемы, схемы зависимости живой природы и неживой, опытно-экспериментальная деятельность.
Проект составлен как экологическая сказка. Главный герой - домовенок желает иметь комнатные растения, но не умеет за ними ухаживать. В процессе общения с Кузей решаются проблемные ситуации ухаживания за комнатными растениями.
В ходе реализации проекта проводила беседы, создавала проблемные ситуации, задавала вопросы, позволяющие активизировать мыслительную деятельность и делать выводы. Результаты наблюдений дети заносили в дневник наблюдения, схематично изображая проделанные действия и сравнения, что было, раньше и какие произошли изменения. Это позволяет формировать у детей наблюдательность, организованность и чувство ответственности.
Большую роль в проекте играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Наблюдая и сравнивая развитие двух одинаковых растений, но с разными условиями роста и ухода, дети самостоятельно могут определить, какие условия лучше. Параллельно с этим воспитанники знакомятся с такими профессиями как "ботаник", "научный эколог", "геолог", "шахтер".
Наблюдения проводятся не только в природном уголке, но и на участке детского сада. Повышению познавательной активности детей служат дидактические игры, заучивание стихотворений, разгадывание загадок, мнемотаблицы, природоведческие игры, пальчиковая гимнастика. Закрепление своих знаний по проекту проходят на занятиях по математике, развитию речи, ИЗО, ручному труду.
Итоги проекта: дети научились замечать то, на что раньше не обращали внимания; научились оценивать качественную и правильную посадку, используя свои трудовые знания и умения, определять уровень дефицитов, основные потребности растений.
На основе знаний и умений полученными детьми были поставлены новые цели:
- "Внести красоту в наш мир" озеленение участка;
- вырастить рассаду для посадки на клумбах.
Цель: Сформировать представление о растении как о живом существе.
Задача 1. Изучить сигнальные признаки неудовлетворенности растений.
Развивающая среда | Методические приемы | Средства обучения | Материалы и оборудования | Исследовательская деятельность | Социальное воспитание | Интеграция с другими видами деятельности | |
Основные потребности растений (свет, тепло, вода и т. д.) | Природный уголок. | Проблемная ситуация (нет света и т. д.) | Занятие "Путешествие в царство комнатных растений". | Емкость с водой, лейки - мерки, настольная лампа, темный колпак, дневник наблюдения, карточки - символы, чернозем, песок, глина, предметы ухода за растениями. | Опыт, наблюдение: "Проращивание растений, семян". | Знакомство с профессиями: "Научные экологи". | Математика: "Знакомство с символами". |
Различные виды почв. | Детская лаборатория "Почемучка". | Рассматривание иллюстраций: "Срезы почвы, коррозии почвы". | Рассматривание под микроскопом разные виды почв. Чтение библии "Притча о сеятели". | Банки с различными видами почв (чернозем, глина, песок, каменистая), лупа, микроскоп. | Опытно-экспериментальная деятельность: "Где лучше расти". | Знакомство с профессиями: геолог, шахтер. | Ручной труд: изготовление макета: "Срез земли". |
Последствие определение дефицитов потребностей | Природный уголок, сказочный герой домовенок Кузя. | Беседа о правильном уходе за комнатными растениями, проблемная ситуация, выдвижение гипотез (что будет, если не полить..) | Дидактическая игра: "Разрезные картинки". | Кукла, иллюстрация комнатных растений, демонстрационная таблица: "Уход за комнатными растениями", лейка, вода, символы, емкость с почвой, глиной песком. | Исследование и фиксирование результатов нехваток; ведение листа наблюдений. | Нравственные аспекты (любовь, уважение, сострадание, внимание к растениям). | Развитие речи. Умение строить предположения, излагать свои мысли. Составление описательных рассказов. |
Задача 2. Отличительные особенностей растений.
Строение растений. | Схема строения растений. | Беседа о строении растений (бывают деревья, кусты, трав). Целевая прогулка: "Наш дом - природа". | Природовед-ческие игры. Наблюдение в природе за ростом растений. | Демонстрационная таблица, комнатные растения, карточки- символы, бархатная бумага, нити разного цвета, мяч. | Сравнение растений в других группах. | Знакомство с профессией: "Ботаник". | ИЗО ниткография на бархатной бумаге: "Волшебные цветы". |
Разнообразие растений. | Мнемотаблица, уголок природы. | Заучивание стихотворений. Пальчиковая гимнастика: "Цветок". | Рассматривание плодов и семян. Д/и "Чьи детки". | Мнемотаблица, демонстрационная таблица, плоды семена. | Экскурсия: "Царство растений" по другим группам. | Знакомство с профессией "Ботаник". Сохранение разнообразий видов растений. | ИЗО: "Что за чудо на окне". |
Задача 3. Развитие трудовых умений.
Выращивание финика. | Иллюстрация роста финика. | Проблемная ситуация, сюрпризный момент, загадки. | Правильная посадка финика, разные виды посадки. | Емкость с различными видами почв, модели потребностей растения, инвентарь по уходу за растением, модель структуры трудового процесса. | Трудовая опытническая деятельность: "Кому лучше" | Знакомство с земледелием, экологией почвы. | Труд в природном уголке. |
Ухаживание за фиником. | Иллюстрация роста финика. | Рефлекционное упражнение: "Улыбний этому чуду". | Правильное рыхление, полив, протирка листьев, подкормка. | Индивидуальные карточки наблюдения, растение, инвентарь по уходу за фиником. | Наблюдение за ростом финика. | Воспитывать внимание, настойчивость, терпение, любовь к растениям. | Уход за ростком. |