Методическая разработка урока по предмету "Информатика и ИКТ". Тема: "Свойства алгоритмов". 9-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 9


Цели урока:

Обучающие:

  • знать определение управления, алгоритма, свойства алгоритмов, принцип выполнения алгоритма компьютером;
  • стимулировать интерес воспитанников к данной теме и учебном процессе в целом,
  • уметь составлять алгоритмы на естественном языке.

Развивающие:

  • развитие коммуникативно-технических умений,
  • развитие умения оценивать результаты выполненных действий,
  • развитие умения применять полученные знания при решении задач различной направленности,
  • развитие умения пользоваться предложенными инструментами.

Воспитательные:

  • воспитывать добросовестное отношение к труду, инициативность,
  • уверенность в своих силах.

Тип урока:

  • урок получения новых знаний (комбинированный урок)

Вид урока: конспектирование нового материала, практическая работа у доски.

Метод обучения: метод упражнений.

Структура урока:

  • организационный момент,
  • актуализация опорных знаний,
  • совершенствование умений и навыков,
  • закрепление приобретенных навыков.

Оборудование: конспект, ручки, карточки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (10 мин)

  • Подготовка учеников к уроку
  • Приветствие.
  • Перекличка.
  • Проверка домашнего задания.
  • Объявление темы и задачи урока: познакомимся со свойствами алгоритма, постоим алгоритм, применяя свойства алгоритма.

II. Актуализация знаний (15 мин)

Повторяем термины с предыдущего урока:

Управление есть целенаправленное воздействие одних объектов, которые являются управляющими, на другие объекты – управляемые.

Обратная связь – это процесс передачи информации о состоянии объекта управления к управляющему объекту.

Алгоритм – описание последовательности действий, исполнение которых приводит к решению определенной задачи за конечное число шагов.

Далее рассматриваются свойства алгоритма:

Однако далеко не всегда бывает легко убедиться в том, что предложенный алгоритм обладает требуемым свойством и дает нужный результат. Давайте на примерах выясним:

  • каждый ли алгоритм имеет все свойства одновременно;
  • есть ли такие свойства, которые присутствуют в каждом алгоритме;
  • есть ли такие свойства, которые не обязательно присутствуют в алгоритме.

III. Выполнение индивидуальных работ (15 минут)

Раздаются карточки с разными алгоритмами (1 карточка на парту):

Карточка №1
Алгоритм “Разжигание костра”
  1. Выберите место для костра.
  2. Соберите сухие ветки.
  3. Сложите недалеко от места для костра.
  4. На месте костра сложите “шалашиком” сухие ветки.
  5. Положите под ветки бумагу для растопки.
  6. Подожгите бумагу.
  7. По мере разгорания, добавляйте толстые ветки.
Карточка №2
Алгоритм “Приготовления каши”
  1. Промойте кашу.
  2. Налейте воды.
  3. Поставьте на огонь.
  4. Доведите воду до кипения.
  5. В кипящую воду засыпьте крупу.
  6. Добавьте соль по вкусу.
  7. Уменьшить огонь.
  8. Дождитесь разбухания каши.
  9. Накройте кашу крышкой.
  10. Доведите кашу до готовности на медленном огне
Карточка №3
Алгоритм “Приготовления гречневой каши”
  1. Промойте гречневую кашу.
  2. Налейте воды в два раза больше объема каши.
  3. Поставьте на огонь.
  4. Доведите воду до кипения.
  5. В кипящую воду засыпьте крупу.
  6. Добавьте ? чайной ложки соли.
  7. Накройте кашу крышкой.
  8. Уменьшите огонь.
  9. Дождитесь разбухания каши.
  10. Доведите кашу до готовности на медленном огне (10 минут).
Карточка №4
Алгоритм “Кто победит”

Дано В1 – вес рыбы, пойманный первым рыбаком.

В2 – вес рыбы, пойманный вторым рыбаком.

  1. Определить В1.
  2. Определить В2.
  3. Если число В1>В2, то сообщить “Первый игрок выиграл”.
  4. Если число В1<В2, то сообщить “Второй игрок выиграл”.
  5. Если число В1=В2, то сообщить “Победила дружба”.

Детям предлагается прочитать и обсудить, какие свойства имеет выданный им алгоритм.

Строиться на доске таблица:

№ карточки Название алгоритма Свойства в алгоритме
1 Разжигание костра  
2 Приготовления каши  
3 Приготовления гречневой каши  
4 Кто победит  

В таблицу вписываются те свойства, которые ребята выявили в процессе обсуждения.

После обсуждения дети сами приходят к выводу, какие свойства применимы ко всем без исключения алгоритмам, а какие могут присутствовать в алгоритме или могут не присутствовать.

IV. Домашнее задание и подведение итогов (5 минут)

Мы с вами познакомились со свойствами алгоритма. Выяснили, какие свойства применимы ко всем без исключения алгоритмам, а какие могут присутствовать в алгоритме или могут не присутствовать. Записали домашнее задание в дневники.

Д/з Учебник §§ 2.1. Задание для самостоятельного выполнения 2.1. стр.53.

Список используемой литературы

  1. Угринович Н.Д.
  2. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 295с.

  3. М.Г. Гилярова
  4. Информатика. 9 класс. Поурочные планы по учебнику Угриновича Н.Д. 1 часть – Волгоград: ИТД “Корифей”

  5. Семакин И.Г.
  6. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: Учебник для 9 класса – М.:БИНОМ, Лаборатория знаний, 2008. – 371с.: ил.

  7. Семакин И.Г.
  8. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Том 1. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний,2008. – 309 с.: ил.

  9. Гейн А.Г.
    Материалы курса “математические основы информатики”: лекции 1-4 – М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2008. – 108с.