Да ведают потомки православных
Земли совей минувшую судьбу.
А. С. Пушкин
Цели урока:
Развивающие
- С помощью нестандартных заданий выявить уровень знаний учащихся
- Определить недостатки и пробелы, попытаться ликвидировать их
- Расширить уровень знаний с помощью просмотра фильма
- Усилить заинтересованность детей.
Образовательные
- Выяснить причину принятия христианства на Руси
- Последствия этого события для страны.
Оборудование к уроку:
- мультимедиа-проектор (проекционное устройство);
- аудиоадаптер + акустическая система (колонки, наушники);
- микрофон;
- интерактивная доска;
- карта “Киевская Русь”;
- интерактивная доска;
- рабочие тетради;
- оформленная доска (понятия, эпиграф, рисунки см. РИС.1,2,3,4,5, домашнее задание).
Основные понятия: христианство, иудаизм, ислам, язычество.
План урока:
- Организационный момент 2 мин.
- Повторение материала с помощью Друга Всезнайки 5 мин.
- Изучение нового материала. 20 мин.
- Работа с картой (находится в презентации) 3 мин.
- Работа с учебником. 3 мин.
- Просмотра фильма о выборе веры. 3 мин 1 сек.
- Закрепление материала с помощью нахождения ключей от ящика с сокровищами. 2 мин.
- Домашнее задание. 1 мин.
- Список использованной литературы и материалов.
- Самоанализ. См. Приложение 1.
Ход урока
1.
Вступительное слово учителя: (зачитать эпиграф урока). Обсудить его значимость с детьми.
А помогать нам на уроке будет мой друг, очень умный Всезнайка. Слайд 2
2.
Наш новый друг Всезнайка хочет узнать, как хорошо вы знаете, изученный ранее материал и он приготовил для Вас вопросы. Давайте ответим на них.
– Вы готовы?
– Пожалуйста, Всезнайка, задавай свои коварные вопросы. Слайд 3
Как назывались статуи божеств из
дерева или камня? В кого еще, кроме богов, верили славяне? Каких славянских богов Вы знаете? Как называлась религия древних славян? |
Какие Вы умнички! Вы ответили на все вопросы!
Всезнайка дарит ВАМ путешествие для поиска сокровищ. Но есть одно условие, сюрприз закрыт на три замка, и нам надо найти три ключа.
Для этого нужно будет найти ответы на сложные вопросы нашего Всезнайки, если Вы справитесь до конца урока, то клад будет Ваш, и так в путь.
Для начала наберем побольше знаний в дорогу, о князе Владимире Святом или еще он ВАМ известен по былинам как князь Красное солнышко. Всезнайка, поможет мне, рассказывать материал.
3.
Владимир, сын князя Святослава начал княжение в 980 году, после победы над своими братьями. СЛАЙД 4.
- Заставил вновь платить дань Киеву вятичей и радимичей.
- Для защиты южных рубежей от печенегов, начал строить “засечные черты” представляющие собой 4 линии крепостей, валов и сигнальных вышек.
- Разгромил Волжскую Булгарию, которая чинила препятствия торговле.
- Вокруг Киева объединились все восточнославянские племена, а враги опасались нападать на Русь. СЛАЙД 5.
4.
С Византией, самым мощным соседом, князь старался поддерживать торговые отношения, а мир держался на заключении браков: сам Владимир женился на сестре императора Анне. СЛАЙД 6.
Будучи мудрым правителем, князь Владимир понимал, что его власть нуждается в религии, способной сплотить все племена, укрепить княжескую власть. Византия была прекрасным примером, власть императора ничем и никем в ней не ограничивалась, а церковь лишь подкрепляла ее статус.
А вот и первый вопрос от Всезнайки! СЛАЙД 7.
Вот так вопрос!!
5.
– А ну-ка ребята давайте попросим помочь наш учебник, откроем его на странице 34. Внимательно прочитайте пункт “Причины принятия христианства на Руси” и найдите ответ на вопрос Всезнайки. На работу 3 минуты.
Возможные ответы детей:
- Желание укрепить государство
- Неудача языческой реформы
- Давние отношения с Византией
- желание укрепить княжескую власть
- укрепление международного авторитета Руси
– Скажи, Всезнайка, мы ответили? Появляется первый ключ.
Владимир не сразу выбрал христианство по греческому образцу. Князь выбирал среди нескольких религий. СЛАЙД 8.
К князю прибыли послы, с которыми он подолгу беседовал, выясняя суть их веры, и в каждой находил неудобства для государств.
6.
Фильм о выборе веры. СЛАЙД 9.
И только рассказ о греческой вере пришелся ему полностью по душе, для государственных стремлений, о которых мы уже сказали.
7.
Я вижу, Всезнайка приготовил новый вопрос. СЛАЙД 10.
– Ох, Всезнайка, какие сложные вопросы у тебя, кто же ребята знает правильный ответ?
Ответ: (Княгиня Ольга, мать Святослава).
– Молодцы, ребята, у нас уже второй ключ. Продолжим наше путешествие?
Вопрос – пояснение: Кому, каким слоям населения, кроме княгини было выгодно принимать христианство? Почему? СЛАЙД 11, 12.
Ответ: (Купцам и торговцам, потому что они часто бывали ив Византии. Принятие веры способствовало приобретению преимуществ: посещение бани, выгодные торговые договоры).
Теперь Всезнайка готов задать последний вопрос. СЛАЙД 13.
– Ура, мы нашли все ключи и нашли сокровища. СЛАЙД 14.
Согласитесь ребята, что главные сокровища, это не монеты и не украшения, это знания!
Но все эти изменения касались внутренней жизни древнерусского общества. Что же касается внешней политики, то христианство дает возможность утвердиться Киевскому государству наравне с европейскими государствами.
Христианству предстоял еще долгий и сложный путь становления в славянском мире, но в итоге оно станет тем, без чего сегодня сложно представить историю и культуру нашей страны.
ПРОВЕРИМ, ЧТО ЛЕЖИТ В НАШЕМ БАГАЖЕ ЗНАНИЙ?
Значение христианства: пишут сами дети.
- Укрепление власти князя, сплочение общества.
- Возникала Русская православная церковь
- Появление школ и художественного церковного искусства (создание фресок, икон, мозаик, древнерусская архитектура без единого гвоздя).
- Смягчение нравов: исчезла кровная месть, многоженства, убийства стали реже, ограничена алчность, люди стали помогать бедным.
- Изменился быт наших предков.
8.
Домашнее задание $ 5, дописать значение христианства. СЛАЙД 15.
Спасибо за работу, урок закончен. До встречи во вторник.
Список использованной литературы и материалов:
- Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с древнейших времен до конца 16 века. – М.: Просвещение, 2009. – 187с.
- Зуев Л. М., История России с древнейших времен до конца 20 века: Для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 2000. – 896с.
- Орлов А. С., Георгиев В. А. История России с древнейших времен до наших дней. – М.: “ПБОЮЛ Л. В. Рожников”, 2009. – 520с.
- Сахаров А. Н., Буганов В. И. История России с древнейших времен до конца 17 века. – М.: Издательство АСТ, 1997. – 576с., ил.
- Википедия
- Словарь терминов и понятий по отечественной истории./ Науч. Ред. В. Ф. Кривошеев. – М.: “ТИД “Русское слово”, 2003. – 240с.
- Стариков Н. В., История России: справочник студента. – М.: “Издательство ПРИОР”, 2000. – 464с.
- Преподавание истории и обществознания в школе: Научно – методический журнал.