История России. Тема:"Политическое развитие СССР в послевоенные годы (1945–1953). "Апогей сталинизма". 11-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 11


Цель урока: выяснить причины ужесточения внутренней политики после окончания войны и проанализировать ее основные направления.

Эпиграф:

Нету в этом мире виноватых
Тьма находит вдруг на государство
И ликуют орды бесноватых,
И бессильно всякое лекарство.

Игорь Губерман

План:

  1. Ужесточение внутренней политики.
  2. Борьба с националистическими движениями в западных районах СССР.
  3. Особенности национальной политики в СССР.
  4. . Обострение борьбы за власть.

Понятия темы:

“Демократический импульс”; космополитизм; бандеровцы; “лесные братья”; “великорусский шовинизм”; республика “донор”; “мингрельское дело”; “дело врачей”; “апогей сталинизма”.

I этап урока: мотивационный.

  1. Работа с эпиграфом. Учащиеся читают эпиграф, объясняют, о каком периоде в истории России идёт речь.
  2. Отвечают на вопросы:

– Почему историки выделяют 1945-1953гг. в отдельный период?

(окончание ВОВ – смерть И. В. Сталина)

– Что являлось источником новых тенденций в политической жизни страны?

(воля Сталина, направленная на укрепление режима его личной власти)

II этап урока: информационно-аналитический.

Учащиеся разбиваются на 6 групп, каждая получает задание в соответствии с цветом аналитической шляпы (“метод 6 шляп” технологии развития критического мышления.)

1 группа – Белая – нейтральная, изложение фактов, описание статистики.

Задание: подберите по 2 факта, раскрывающих каждый пункт плана.

2. Жёлтая –шляпа оптимиста, обратить внимание на положительные моменты.

Задание: перечислите позитивные явления в политической жизни СССР данного периода.

3. Чёрная – шляпа пессимиста, увидеть негативные моменты.

Задание: в чём проявлялась негативная сторона идейных установок послевоенного периода?

4. Красная – эмоциональное восприятие.

Задание: какие эмоции вы испытали при чтении текста параграфа? Хотели бы вы жить в данную эпоху? Почему?

5. Синяя – аналитическая, поисковая.

Задание: определите, в чём заключалось противоречие политического курса.

6. Зелёнаяизобретательская, творческая.

Задание: рассмотрите советские плакаты, относящиеся к данной эпохе. Попробуйте дать им название и предположите, с какими целями они созданы

Учащиеся работают с текстом учебника , выполняют задания (20 минут).

Предъявление результата (3 минуты на группу)

Примерные ответы:

1.Белая шляпа:

Сталин не созывал партийных съездов до осени 1952г.

В западных регионах СССР разгорелась гражданская война между местными националистами и коммунистами.

Промышленное развитие этих регионов укрепляло позиции новой власти.

В ходе союзного строительства в СССР сложилась своеобразная иерархия народов (русский – первый среди равных)

Новый пик репрессий в 1946-1949 гг.

РСФСР – “донор” развития всех республик.

Изменения в уставе партии.

Чистки в высших эшелонах власти.

2. Жёлтая шляпа:

ВОВ породила демократический импульс.

Быстрый процесс восстановления предприятий промышленности.

Развитие западных республик СССР позволило одержать победу над националистами.

Взаимопомощь республик.

3. Чёрная шляпа:

Главные направления внутренней политики – мобилизация и централизация власти.

Усиление репрессий.

Подчинение партийных структур органам госбезопасности под руководством Сталина.

Массовый террор националистов в западных регионах СССР.

Уничтожение Сталиным возможных конкурентов в борьбе за власть.

4. Красная шляпа (эмоции учеников).

5. Синяя шляпа:

Синяя шляпа.

Противоречия общественно-политической жизни:

Некоторая демократизация:

Прекращение ЧП;

Перевыборы Советов всех уровней;

СНК Совет министров в 1946г.;

ВКП(б) КПСС в 1952г.

Усиление контроля и репрессий:

“ленинградское дело” 1948г.;

Репрессии против жителей оккупированных территорий, репатриантов и бывших военнопленных;

Борьба с “космополитами”;

Гонения на генетику, кибернетику как лженауки;

“Дело врачей” 1952г.

6. Зелёная шляпа.

Названия плакатов: (см. Приложение.)

III этап урока: рефлексивно-обобщающий

Апогей наивысшая точка развития, расцвет.

1. Объясните термин “апогей сталинизма”.

Все элементы тоталитарной системы — абсолютное господство единственной правящей партии, культ вождя, единая господствующая идеология, исправно функционирующий репрессивный аппарат — были в послевоенный период укреплены и усилены. Гайки были завинчены до предела. Дальнейшее ужесточение режима было невозможным. Наследники Сталина это ясно осознавали.

2. О ком могли быть сказаны эти слова?

… он – величайший и значительнейший из наших современников… во весь свой рост он возвышается над всей Европой и Азией, над прошедшим и над будущим. Это самый знаменитый и самый неизведанный человек в мире…

А) Сталин; б) Мао Цзедун; В) Черчилль; г) Трумэн.

3. О каком событии послевоенной истории идёт речь в этом отрывке?

Рюмин неопровержимо доказал, что вся эта братия – Вовси, Коган, Фельдман, Гринштейн, Этингер, Егоров, Василенко и другие – давно уже потихоньку сокращает жизнь нашему высшему руководству. Жданов, Димитров, Щербаков – список жертв мы сейчас уточняем – дело рук этой банды… а самое главное – это всё агентура еврейской буржуазно-националистической организации “Джойнт”. Большинство обвиняемых признались…

А) “мингрельское дело”
Б) “дело врачей”
В) “Ленинградское дело”

4) О чём идёт речь в этом отрывке? К какому времени относится событие?

Политбюро ЦК ВКП(б) считает, что отмеченные выше противогосударственные действия явились следствием того, что у указанных товарищей нездоровый, небольшевистский уклон, выражающийся в демагогическом заигрывании с Ленинградской организацией, охаивании ЦК ВКП(б)… и попытках таким образом отдалить Ленинградскую от ВКП (б)…

А) “дело врачей”; 1) 1953г.
Б) “ленинградское дело”; 2) 1949г.
В) “мингрельское дело”; 3) 1945г.

5) Выделите события, произошедшие в 1945-1953 гг.

А) переименование ВКП (б) в КПСС;
Б) начало коллективизации;
В) начало индустриализации;
Г) борьба с “бандеровцами” на Украине;
Д) “оттепель” в духовной жизни;
Е) репрессии против советских полководцев.

6) Какие эмоции вы испытали на уроке?

Что вызвало особое затруднение?

Приложение