Урок обучения грамоте. "Обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова буквой Ь (мягким знаком)"

Разделы: Начальная школа


Класс: 1-б

Цели:

1) продолжить работу по ознакомлению с буквой ь (мягкий знак);

2) способствовать развитию фонематического слуха, логического мышления, памяти, внимания;

3) воспитывать интерес к родному языку, прививать любовь к труду.

Оборудование: учебник “Русская азбука”, (авторы: В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, А.Ф.Шанько, В.Д.Берестов), “лента букв”, предметные картинки (голубь, мяч, якорь), картинки воздушных шариков (красные, зелёные, жёлтые).

Ход урока

Этапы урока Содержание урока Использование современных образовательных технологий Используемые наглядные пособия и раздаточный материал
Организационный момент.

Актуализация знаний

Повторение пройденного. Работа по “ленте букв”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сообщение цели и задачи урока. Мобилизующий момент.

Закрепление.

1. Индивидуальная (самостоятельная) работа.*

 

 

 

 

 

 

2. Работа с классом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Проверка индивидуальной самостоятельной работы.

4. Звуко-буквенный анализ слова якорь.

 

 

 

 

 

Физминутка.*

 

 

 

 

5. Рабоита по стр. 136. “Русская азбука”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Работа по развитию речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Работа по иллюстрации учебника на стр.136.

 

 

 

8. Беседа о зимних забавах.

Физминутка.*

9.Чрение рассказа и беседа по содержанию. Выборочное чтение.

 

 

 

 

Обобщение. Итог урока. Рефлексия.*

 

 

 

 

Прозвенел звонок весёлый. Он позвал вас на урок!

Вы готовы? У нас урок чтения.

-Дополните мои высказывания:

-Звуки мы ……. (слышим), а буквы ……… (пишем).

-Назовите гласные звуки верхнего ряда? Что они обозначают?

(Гласные звуки верхнего ряда обозначают твёрдость согласных звуков)*

-Назовите гласные звуки нижнего ряда? Что они обозначают?

(Гласные звуки нижнего ряда обозначают мягкость согласных звуков).

-Назовите “особенные” гласные звуки. (е, ё, ю, я).

-Чем они “особенны”?

(Эти звуки в начале слова и после гласного обозначают 2 звука: е -[йэ], ё - [йо], ю - [йу], я - [йа]).

-Согласные звуки верхнего ряда, какие они?

(Звонкие).

-Охарактеризуйте согласные звуки нижнего ряда. Какие они?

(Глухие).

-Прочитайте буквы, обозначающие парные согласные звуки. (б - п, в - ф,г - к, д - т, ж - ш, з - с).

-С какой “особенной” буквой, обозначающий согласный звук, познакомились?

(Буква ч. Звук [ч') всегда мягкий.)

-С какой ещё особенной буквой познакомились?

(С буквой ь).

-В чём заключается её особенность?

(Буква ь не обозначает звука).

-Продолжим знакомство с “особенной” буквой ь. Ваша задача – как можно больше запомнить, узнать о букве ь. Для этого требуется быть внимательными, работать на уроке, не отвлекаясь.

 

У доски 3 ребёнка. (Для выполнения 3-го задания вызвать более успешного ученика).*

1.а) “Много – один”.

Звери -….. (зверь)

Двери - …..(дверь)

Рыси - …...(рысь)

б) Написать название животных:*

Л_ _ Ь

О_ _ _Ь

Л_ _ _ _Ь

М _ _ _ _ _Ь

в) (Задание для сильного ученика).

Сделать подписи к картинкам:

(голубь, мяч, якорь).

2. а) Игра “Подбери слово”.

**

Слова: дуб, липа, ель.

- Как одним словом назвать эти слова? (Это деревья).

Какое название дерева “лишнее”?

(Лишнее слово – ель, т.к. дуб и липа – лиственные деревья, а ель – хвойное).

-Какой звук слышим на конце слова в слове дуб?

(Слышим звук [п]).

-Что можем сказать о согласных звуках в слове дуб?

(Все согласные звуки в слове дуб – твёрдые).

-Почему к звуковой схеме не подойдёт слово липа?

(Слово липа состоит из двух слогов).

Почему к звуковой схеме не подойдёт слово ель? Ведь в нём 1 слог?

(Буква е, стоящая в начале слова, обозначает 2 звука).

б) Игра “Найди пару”.*

Пальто - морозный

Коньки - зимнее

День – новые

-Где находится в словах ь?

(Мягкий знак в середине слова между согласными).

-Для чего служит?

(Служит для обозначения мягкости предшествующего согласного звука).

-Мороз. Какой звук слышим в конце слова?

(Слышим звук [с], а пишем букву –з, т.к., проверочные слова морозец, морозный).

-Знаете ли вы значение слова “коньки”?

-Попробуем составить рассказ, используя данные слова.

-Проверим работу у доски. Как вы оцениваете работу одноклассников?

 

-Сколько слогов в слове якорь?

(В слове якорь 2 слога).

-Сколько букв?

(В слове якорь 5 букв).

-Сколько звуков?

(В слове якорь 5 звуков).

-Почему же в слове якорь 5 звуков? Ведь буква ь звука не обозначает?. Значит, в слове должно быть звуков меньше, чем букв?

(Да, буква ь звука не обозначает, но зато буква я, стоящая в начале слова, обозначает 2 звука - [йа]).

Мы растём, растём, растём.*

Как грибочки под дождём.

Повернулись мы друг к другу,

Улыбнулись мы друг другу.

Мы присели – и нет нас.

Вот какой мы дружный класс!

-Открыли учебник на стр. 136.

а) Чтение пар слов.

-Что обозначают слова в 1-ом столбике?

(Название одного животного).

-Что обозначают слова в 2-ом столбике?

(Название нескольких животных).

-Что общего во всех этих словах?

(Буква ь).

-Какую роль он выполняет?

(Служит для смягчения согласного звука).

-Найдите 2лишнее2 слово в 1-ом и 3-ем столбиках.

(Олень, рысь, медведь, - звери, а гусь – птица. Окунь, карась, линь – рыбы, а снегирь – птица.)

б) Беседа о временах года.

Загадка:

Четыре ковра рукодельницы ткут,

Один за другим их на землю кладут:

Белый, зелёный, пёстрый и жёлтый.

Ответ здесь мудрёный, его ты нашёл ли?

(Времена года).

-Какие времена года вы знаете. Назовите их.

(Четыре времени года: зима, весна, лето, осень).

-Назовите весенние месяцы, летние, осенние, зимние.

-О каких месяцах написали.

(Сентябрь, октябрь, ноябрь – осенние месяцы).

-Что общего в названиях месяцев?

(Буква ь).

-Для чего служит ь?

-О каких двух месяцах читали пословица на прошлом уроке? Кто их запомнил?

(Сентябрь холоден, да сыт. Октябрь землю покрыл где снегом, где листом.)

-А сейчас прочитаем пословицу. О каком месяце идёт речь?

-Почему ноябрь называют “воротами” зимы.

(Месяц ноябрь заканчивает осень, открывает путь зиме).

-А сейчас отгадайте загадку:

Есть в квартире молодец.

Математик и мудрец.

Постоянно круглый год

Точный счёт он дням ведёт.

(Календарь).

-Сколько букв в слове календарь?

(В слове календарь 9 букв.)

- Сколько звуков в слове календарь?

(В слове календарь 8 звуков, т.к. ь знак звука не обозначает).

-Что изображено на картинке?

(На картинке изображён календарь.)

-Произнесите отгадку. Какой звук слышим в конце слова?

(Мы слышим звук [р'].

-Он твёрдый или мягкий? Какой буквой обозначена мягкость согласного звука?

(Буквой ь.)

-В какие игры любите играть зимой?

 

Имитация зимних забав: “копаем” снег, “носим” снег лопаткой*, “катаем” снежные комья, “играем” в снежки и т.п.

-Что задумали ребята? Прочитайте.

-Как они принялись за работу?

-Что можем сказать о ребятах? Какие они?

(Ребята очень трудолюбивые, дружные.)

-Как себя повёл Коля?

-С кого будем брать пример?

-Найдите слова с ь. Для чего служит ь?

-Что нового узнали на уроке? Какое задание показалось самым интересным?*

Предлагаю вам выразить своё настроение с помощью шариков 3-х цветов. Если вам понравилось работать на уроке – возьмите красный шарик. Если было не очень интересно – зелёный шарик, а если вам было на уроке скучно, ничего интересного не узнали – жёлтый шарик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*Игровые технологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*Игровые технологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*Здоровьесберегающие технологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*Здоровьесберегающие технологии.

*“Лента букв”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*Запись на доске:

Звери -…..

Двери - …..

Рыси - …...

*Л_ _ Ь

О_ _ _Ь

Л_ _ _ _Ь

М _ _ _ _ _Ь

 

 

**Предметные картинки (голубь, мяч, якорь).

Звуковая схема слова (на доске). На доске написаны слова: дуб, липа, ель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*Картинки воздушных шариков 3-х цветов: красного, зелёного и жёлтого.

Таблица (в авторском исполнении)