Класс: 1-б
Цели:
1) продолжить работу по ознакомлению с буквой ь (мягкий знак);
2) способствовать развитию фонематического слуха, логического мышления, памяти, внимания;
3) воспитывать интерес к родному языку, прививать любовь к труду.
Оборудование: учебник “Русская азбука”, (авторы: В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, А.Ф.Шанько, В.Д.Берестов), “лента букв”, предметные картинки (голубь, мяч, якорь), картинки воздушных шариков (красные, зелёные, жёлтые).
Ход урока
Этапы урока | Содержание урока | Использование современных образовательных технологий | Используемые наглядные пособия и раздаточный материал |
Организационный момент. Актуализация знаний Повторение пройденного. Работа по “ленте букв”.
Сообщение цели и задачи урока. Мобилизующий момент. Закрепление. 1. Индивидуальная (самостоятельная) работа.*
2. Работа с классом.
3. Проверка индивидуальной самостоятельной работы. 4. Звуко-буквенный анализ слова якорь.
Физминутка.*
5. Рабоита по стр. 136. “Русская азбука”.
6. Работа по развитию речи.
7. Работа по иллюстрации учебника на стр.136.
8. Беседа о зимних забавах. Физминутка.* 9.Чрение рассказа и беседа по содержанию. Выборочное чтение.
Обобщение. Итог урока. Рефлексия.*
|
Прозвенел звонок весёлый. Он
позвал вас на урок! Вы готовы? У нас урок чтения. -Дополните мои высказывания: -Звуки мы ……. (слышим), а буквы ……… (пишем). -Назовите гласные звуки верхнего ряда? Что они обозначают? (Гласные звуки верхнего ряда обозначают твёрдость согласных звуков)* -Назовите гласные звуки нижнего ряда? Что они обозначают? (Гласные звуки нижнего ряда обозначают мягкость согласных звуков). -Назовите “особенные” гласные звуки. (е, ё, ю, я). -Чем они “особенны”? (Эти звуки в начале слова и после гласного обозначают 2 звука: е -[йэ], ё - [йо], ю - [йу], я - [йа]). -Согласные звуки верхнего ряда, какие они? (Звонкие). -Охарактеризуйте согласные звуки нижнего ряда. Какие они? (Глухие). -Прочитайте буквы, обозначающие парные согласные звуки. (б - п, в - ф,г - к, д - т, ж - ш, з - с). -С какой “особенной” буквой, обозначающий согласный звук, познакомились? (Буква ч. Звук [ч') всегда мягкий.) -С какой ещё особенной буквой познакомились? (С буквой ь). -В чём заключается её особенность? (Буква ь не обозначает звука). -Продолжим знакомство с “особенной” буквой ь. Ваша задача – как можно больше запомнить, узнать о букве ь. Для этого требуется быть внимательными, работать на уроке, не отвлекаясь.
У доски 3 ребёнка. (Для выполнения 3-го задания вызвать более успешного ученика).* 1.а) “Много – один”. Звери -….. (зверь) Двери - …..(дверь) Рыси - …...(рысь) б) Написать название животных:* Л_ _ Ь О_ _ _Ь Л_ _ _ _Ь М _ _ _ _ _Ь в) (Задание для сильного ученика). Сделать подписи к картинкам: (голубь, мяч, якорь). 2. а) Игра “Подбери слово”. ** Слова: дуб, липа, ель. - Как одним словом назвать эти слова? (Это деревья). Какое название дерева “лишнее”? (Лишнее слово – ель, т.к. дуб и липа – лиственные деревья, а ель – хвойное). -Какой звук слышим на конце слова в слове дуб? (Слышим звук [п]). -Что можем сказать о согласных звуках в слове дуб? (Все согласные звуки в слове дуб – твёрдые). -Почему к звуковой схеме не подойдёт слово липа? (Слово липа состоит из двух слогов). Почему к звуковой схеме не подойдёт слово ель? Ведь в нём 1 слог? (Буква е, стоящая в начале слова, обозначает 2 звука). б) Игра “Найди пару”.* Пальто - морозный Коньки - зимнее День – новые -Где находится в словах ь? (Мягкий знак в середине слова между согласными). -Для чего служит? (Служит для обозначения мягкости предшествующего согласного звука). -Мороз. Какой звук слышим в конце слова? (Слышим звук [с], а пишем букву –з, т.к., проверочные слова морозец, морозный). -Знаете ли вы значение слова “коньки”? -Попробуем составить рассказ, используя данные слова. -Проверим работу у доски. Как вы оцениваете работу одноклассников?
-Сколько слогов в слове якорь? (В слове якорь 2 слога). -Сколько букв? (В слове якорь 5 букв). -Сколько звуков? (В слове якорь 5 звуков). -Почему же в слове якорь 5 звуков? Ведь буква ь звука не обозначает?. Значит, в слове должно быть звуков меньше, чем букв? (Да, буква ь звука не обозначает, но зато буква я, стоящая в начале слова, обозначает 2 звука - [йа]). Мы растём, растём, растём.* Как грибочки под дождём. Повернулись мы друг к другу, Улыбнулись мы друг другу. Мы присели – и нет нас. Вот какой мы дружный класс! -Открыли учебник на стр. 136. а) Чтение пар слов. -Что обозначают слова в 1-ом столбике? (Название одного животного). -Что обозначают слова в 2-ом столбике? (Название нескольких животных). -Что общего во всех этих словах? (Буква ь). -Какую роль он выполняет? (Служит для смягчения согласного звука). -Найдите 2лишнее2 слово в 1-ом и 3-ем столбиках. (Олень, рысь, медведь, - звери, а гусь – птица. Окунь, карась, линь – рыбы, а снегирь – птица.) б) Беседа о временах года. Загадка: Четыре ковра рукодельницы ткут, Один за другим их на землю кладут: Белый, зелёный, пёстрый и жёлтый. Ответ здесь мудрёный, его ты нашёл ли? (Времена года). -Какие времена года вы знаете. Назовите их. (Четыре времени года: зима, весна, лето, осень). -Назовите весенние месяцы, летние, осенние, зимние. -О каких месяцах написали. (Сентябрь, октябрь, ноябрь – осенние месяцы). -Что общего в названиях месяцев? (Буква ь). -Для чего служит ь? -О каких двух месяцах читали пословица на прошлом уроке? Кто их запомнил? (Сентябрь холоден, да сыт. Октябрь землю покрыл где снегом, где листом.) -А сейчас прочитаем пословицу. О каком месяце идёт речь? -Почему ноябрь называют “воротами” зимы. (Месяц ноябрь заканчивает осень, открывает путь зиме). -А сейчас отгадайте загадку: Есть в квартире молодец. Математик и мудрец. Постоянно круглый год Точный счёт он дням ведёт. (Календарь). -Сколько букв в слове календарь? (В слове календарь 9 букв.) - Сколько звуков в слове календарь? (В слове календарь 8 звуков, т.к. ь знак звука не обозначает). -Что изображено на картинке? (На картинке изображён календарь.) -Произнесите отгадку. Какой звук слышим в конце слова? (Мы слышим звук [р']. -Он твёрдый или мягкий? Какой буквой обозначена мягкость согласного звука? (Буквой ь.) -В какие игры любите играть зимой?
Имитация зимних забав: “копаем” снег, “носим” снег лопаткой*, “катаем” снежные комья, “играем” в снежки и т.п. -Что задумали ребята? Прочитайте. -Как они принялись за работу? -Что можем сказать о ребятах? Какие они? (Ребята очень трудолюбивые, дружные.) -Как себя повёл Коля? -С кого будем брать пример? -Найдите слова с ь. Для чего служит ь? -Что нового узнали на уроке? Какое задание показалось самым интересным?* Предлагаю вам выразить своё настроение с помощью шариков 3-х цветов. Если вам понравилось работать на уроке – возьмите красный шарик. Если было не очень интересно – зелёный шарик, а если вам было на уроке скучно, ничего интересного не узнали – жёлтый шарик. |
*Игровые технологии.
*Игровые технологии.
*Здоровьесберегающие технологии.
*Здоровьесберегающие технологии. |
*“Лента букв”.
*Запись на доске: Звери -….. Двери - ….. Рыси - …... *Л_ _ Ь О_ _ _Ь Л_ _ _ _Ь М _ _ _ _ _Ь
**Предметные картинки (голубь, мяч, якорь). Звуковая схема слова (на доске). На доске написаны слова: дуб, липа, ель.
*Картинки воздушных шариков 3-х цветов: красного, зелёного и жёлтого. |
Таблица (в авторском исполнении)