Подготовка дошкольников к обучению письму

Разделы: Логопедия


Письмо - сложный навык и в полном объёме недоступен дошкольнику. В дошкольных учреждениях проблеме подготовки детей к письму уделяют одностороннее внимание. Очень часто развиваются лишь отдельные стороны подготовки, например, развитие мелкой моторики при проведении пальчиковых игр, на занятиях по ручному труду, в упражнениях по штриховке.

При развитии мелкой моторики важна точность выполнения движений. Детей нужно специально учить управлять своими движениями, планировать, контролировать и корректировать их. Очень полезны для развития пальцев ребенка такие виды деятельности как лепка, рисование и раскраска, составление аппликаций из бумаги, разных видов круп, природного материала, работа с ножницами, пришивание пуговиц, нанизывание бус, конструирование из мелких деталей. Специалисты могут использовать любой комплекс упражнений на развитие движений пальцев и кистей рук. Направленность упражнений может быть различной. С помощью одних развивают статическую координацию - удержание кисти руки в определенной позе (“Заяц”, “Коза”, “Гусь”). Другие упражнения формируют динамическую координацию - способность к переключению с позы на позу, дифференцированные движения пальцев рук, координированную работу (одновременную и последовательную) кистей обеих рук (“Ладонь-кулак”. “Птичка пьет водичку”, “Кошка выпускает когти”). Для леворуких детей сначала упражнение отрабатывается на левой руке до достаточного автоматизма, потом на правой, затем проводится руками одновременно и попеременно.

Анализ методик по подготовке к обучению письму показал, что данной проблеме уделяется недостаточное внимание. Рекомендации даются лишь по отдельным направлениям работы и часто без учёта возрастных особенностей дошкольников.

Работу по подготовке дошкольников к обучению письму следует осуществлять по четырём основным направлениям.

  1. Развитие руки.
  2. Подготовка к технике письма.
  3. Аналитико-синтетическая деятельность.
  4. Формирование элементарных графических умений.

Каждое направление имеет свои задачи и учебное содержание.

1. Развитие руки: сформировать правильный захват орудия письма-карандаша. Рекомендуемые упражнения: “Посолим суп”, “Катаем шарик”, “Скакалочка”, “Урожай”, упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки.

Рекомендуемые упражнения: “Мозаика”, “Лего”, “Конструктор”, работа со штампами, в ручном труде (например, манипуляции с иголкой), в процессе лепки; развивать мелкую моторику рук.

2. Подготовка к технике письма:

- развивать пространственную ориентировку;

- развивать чувство ритма. Учить детей слышать ритм и воссоздавать его (по образцу и собственный), фиксировать ритм посредством ритмических рисунков (бордюров) и читать их);

- познакомить с разлиновкой и научить ориентироваться в ней. В большинстве случаев обучению в ориентировке на разлинованном листе бумаги не уделяется должного внимания. Все эти навыки приобретаются в школе, хотя в дошкольном учреждении дети, в силу своих возрастных особенностей, способны понять и запомнить правила письма в разлиновке;

- познакомить с правилом проведения горизонтальных и вертикальных линий и закрепить его в практических упражнениях игрового характера. Правило: при письме все горизонтальные линии ведутся слева направо, все вертикальные и наклонные - сверху вниз.

Сначала ребёнка обучают ставить точки, с которых начинается печатание и письмо, затем - рисовать стрелочки, указывающие направления движения руки. Необходимо, чтобы движение действительно начиналось в нужной точке и ребёнок научился понимать, чувствовать, что рука может двигаться в разных направлениях, согласно заданию и правилам письма. При этом торопить его не следует.

Важно также объяснить детям, какие линии считаются параллельными. Нарушения параллельности необходимо показать наглядно.

3. Аналитико-синтетическая деятельность.

Процесс письма подразумевает умение ребёнка проводить анализ и синтез графического образа букв. Старшие дошкольники работают только с печатными буквами.

- Анализ и синтез графических, условных изображений предметов. Игровые упражнения данного направления предшествуют работе с буквами. Они основаны на анализе и синтезе упрощённых графических изображений, состоящих из знакомых детям элементов “что позволяет ребёнку назвать части, из которых состоит рисунок).

- Анализ образа букв. Этот процесс состоит из умения ребёнка определять:

количество элементов (сколько элементов составляет букву?); характеристику элементов (какие это элементы?);

пространственное расположение элементов в букве.

- Синтез образа букв. Дошкольник не должен писать буквы. Необходимо подготовить образ буквы из бумаги, разрезать на элементы и попросить ребёнка воссоздать образ путём составления элементов.

-Дифференциация образа букв. В игровых упражнениях ребёнок сопоставляет, сравнивает схожие по написанию буквы

4. Формирование элементарных графических умений.

- Упражнять в осознанном печатании элементов букв и самих букв (в учебной разлиновке и без неё).

- Проводить упражнения, подготавливающие к написанию элементов школьного шрифта (“Клубочки”, “Волны”).

Систему упражнений по формированию готовности старших дошкольников к обучению письму следует включить в ежедневное планирование. Педагогу необходимо видеть весь объём предстоящей работы и проводить её с учётом возрастных и индивидуальных возможностей ребёнка.

Развитие графических навыков - важный раздел коррекционной работы по профилактике нарушений письменной речи. Дети выполняют различные задания: рисуют простым карандашом палочки, дуги, кружочки, овалы, размещая всё это в клеточках. Затем постепенно переходят к более сложным рисункам. Вся эта работа сопровождается забавными стихами. Делая тот или иной рисунок, ребёнок не только выполняет движения рукой, но и включает в работу речевой и слуховой анализаторы, тренирует память, так как стихи постепенно заучиваются, и ребёнок уже непроизвольно, зарисовывая что-то в тетради, начинает произносить строчки из них. Таким образом, идёт оречевление производимых действий.

В процессе этой работы сам рисунок дробится на составные элементы, которые отрабатываются построчно. По мере их освоения части соединяются в единое целое, рисунок обрастает новыми деталями. Все они точно вписываются в клетку. Ребёнок должен очень хорошо её видеть и соизмерять свой рисунок с образцом, данным в начале строчки. С помощью этой опоры ребёнок учится правильно вести линию, не “выезжать” за клетку, а когда его рука уже хорошо освоит движение, будет это делать самостоятельно. К новому рисунку не стоит переходить до тех пор, пока какой-то элемент или движение не отработаны.

Крайне важно учитывать благотворное влияние движений на развитие речи и других психических процессов. Работу по развитию мелкой моторики у детей желательно проводить систематически, уделяя ей по 3-5 минут ежедневно. С этой целью могут быть использованы разнообразные игры и упражнения.

Игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук, способствующие вместе с тем повышению внимания и работоспособности детей, целесообразно включать в занятия логопеда и воспитателя. Они могут проводиться также в часы, отведённые для игр, и во время прогулок.

Если ребёнок затрудняется в самостоятельном выполнении движений, упражнения рекомендуется включать в индивидуальные занятия, где ребёнок выполняет движения пальцами пассивно, с помощью взрослого. В дальнейшем, в результате тренировки, движения пальцев совершенствуются и дети выполняют их активно.

Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть успешно использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов, потешек. Эти игры создают благоприятный эмоциональный фон, обеспечивают тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи.

Итак, подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребёнка под руководством и при помощи взрослого.