Автоматизация звука [р] в словах и предложениях у детей с нарушением зрения

Разделы: Логопедия, Коррекционная педагогика


Цель: научить детей правильно произносить звук [р] в различных формах речевой деятельности с помощью моделирования пространства (макет).


Рис. 1

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

  • автоматизировать правильное произнесение [р] в словах различной слоговой структуры, фразах, предложениях;
  • совершенствование навыков словообразования и словоизменения.
  • уточнять и расширять лексический запас слов;
  • учить моделировать сказку.

2. Коррекционно-развивающие:

  • развитие речедвигательных функций;
  • развитие зрительного восприятия;
  • развитие прослеживающей функции глаз:
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие познавательных процессов путём их постоянной активизации в ходе занятия;
  • вырабатывать чёткие координационные действия во взаимосвязи с речью;
  • развитие у детей умения составлять распространённые предложения.

3. Коррекционно-воспитательные:

  • формировать черты гармоничной личности (дружбы, любви, уважения и самоуважения и т.д.);
  • воспитание положительной мотивации в учебной деятельности;
  • воспитание правильной звуковой культуры речи;

Оборудование:

1) Демонстрационный материал.

Игровое поле.

Объемные игрушки:

  • дома (кирпичный, путиковый, травяной),
  • фигурки поросят;
  • машины: автобус, троллейбус, трактор, трамвай, вертолет, самолет, ракета, катер, скорая помощь, пожарная, эвакуатор, грузовик.
  • светофор, дорожные знаки, трава;
  • большой игрушечный грузовик.

Лестница для игры в “Четвертый лишний”.

2) Раздаточный материал:

  • массажное колечко,
  • ленточки с бусинками,
  • катушки со шнурком,
  • листы с заданием,

3) аппарат “Сигма”;

4) Магнитная доска, схемы предложения.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Психогимнастика.

Раз, два, повернитесь и в животных превратитесь.

Изобразите сердитого тигра и покажите, как грозно он рычит.

Изобразите, как мурлычет ласковая кошечка.

Покажите, как любопытный вороненок выглядывает из гнезда и пищит тоненьким голоском,

Вы догадались, с каким звуком мы будем работать сегодня?

2. Развитие фонематического слуха.

– Каких сказочных героев вы видите?
– В именах у знакомых нам поросят нет звука Р. Нам предлагается заменить звук Н в слове на звук Р. Какие имена получились?

Наф-Наф
Ныф-Ныф
Нуф-Нуф ф
Раф-Раф
Рыф-Рыф
Руф-Руф

3. Словообразование. Образование прилагательных от существительных.

– У каждого поросенка свой домик.

Дом из кирпичей – какой? (кирпичный)
Дом из прутьев – какой? (прутковый)
Дом из травы – какой? (травяной)

4. Выделение частей из целого.

Назови части кирпичного дома, в названиях которых есть звук Р.

Крыша, труба, рама, дверной проем, крыльцо, порог, чердак, кровля, форточка, веранда, карниз.

– Догадайтесь где, какой дом надо поставить? (обратить внимание на форму дома и найти на макете геометрическую фигуру соответствующей формы).

– Нам предлагается назвать дороги, обозначенные на модели.

Грунтовая, тропинка, трасса, тротуар (как часть дороги, по которой ходят пешеходы).

– Что не хватает на наших дорогах? (транспорта)

5. Развитие познавательно-мыслительной деятельности.

– Нам предлагается рассмотреть расположенные здесь (на лестнице) машины и поиграть в игру “Четвертый лишний”:

1-я ступенька: Автобус, троллейбус, трактор, трамвай (предполагаемые ответы детей: лишний автобус, так как в этом слове нет звука Р, лишний трактор так, как это не пассажирский транспорт)

2-я ступенька: Вертолет, самолет, ракета, катер (предполагаемые ответы детей: лишний самолет, так как в этом слове нет звука Р, лишний катер, так как это водный транспорт)

3-я ступенька: Скорая, пожарная, эвакуатор, грузовик (предполагаемые ответы детей: лишний эвакуатор так как в этом слове звук Р находится в конце слова)

– Нам предлагается взять те машины, в названии которых есть звук Р, которые можно использовать на нашей модели.
– Поставьте свои машины на дорогу.
– В какую сторону едет твоя машина?
– На какую дорогу ты поместил свою машину?
– Что нам нужно, чтобы машины не столкнулись на дороге?

Светофор, дорожные знаки.

– Посмотрите, чтобы вы еще разместили на нашем маленьком поле? (траву)
– Ребята, а что у нас получилось? (модель для игры)
Волшебная страна, а живут в ней поросята. Наши поросята – дружные ребята, любят веселиться играть, а больше всего они любят получать подарки, ведь день рождение у них в один день.
– Как называют людей, которые родились в один день?

(Тройняшки, братья.)

– Нам предлагается приготовить для них подарки, а отправимся мы выбирать подарки на автомобилях.
– Нам предлагается взять массажные колечки из грузовика.

Двигательная гимнастика.

Я включаю свой мотор

Ведь сегодня я шофер

 

 

 

Вправо повернуть хочу

Колесо свое кручу.

 

 

 

 

Руль налево поверну

Вам, друзья, я подмигну.

 

 

 

Вдруг в пробку мы попали,

На тормоз дружно нажимали.

 

 

 

Мы шоферы хоть куда!

В сад доехали. Ура!

Положение кольца вертикально полу. Кисти рук находятся внутри кольца. Большие пальцы высунуты наружу. Вращательные движения кистями рук.


Рис. 2

Положение кольца горизонтально полу, захват кольца пальцами обеих рук, большой палец снизу, остальные – сверху. Сжимание и разжимание кольца, одновременно вращая его вправо с перехватом рук.


Рис. 3

Захват кольца пальцами обеих рук, большой палец сверху, остальные – снизу Сжимание и разжимание кольца, одновременно вращая его влево с перехватом рук.


Рис. 4

Положение кольца вертикально полу. Сжатие кольца с двух сторон на уровне груди.


Рис. 5,6

Положение кольца горизонтально полу. Захват кольца кистями обеих рук: большой палец левой руки сверху, остальные снизу, большой палец правой руки – снизу, остальные – сверху. Поочередное перехватывание кистей рук.

 


 Рис. 7

– Положите колечки в грузовик. Нам предлагается присесть и выбрать подарки для поросят.

(Проверка домашнего задания. У каждого ребенка лист с картинками)

Для этого сначала

– Назовите картинку, которая находится в конце первой строчке последней (куртка, роза, кружка);
– Назови картинку, которая находится в последней строчке первой (терка, ружье, крыжовник);
– Назовите растения (верба; роза, ромашка; брусника, крыжовник)
– Найди и назови картинку, где звук Р находится в конце слова. (помидор, мухомор, ковер; повар, сахар, сыр; компьютер, тостер, свитер)
– Назови ту картинку, которой подходит слово “МОЙ”:

На листе № 4 – помидор, мухомор, ковер, Бармалей, арбуз; <Приложение 1>

На листе № 8 – рукав, повар, сахар, рот, рубанок, сыр;<Приложение 2>

На листе № 9 – компьютер, груздь, виноград, Карлесон, тостер, градусник, крыжовник, свитер. <Приложение 3>

6. Зрительная гимнастика. (С мячиком.)

Ловко мячиком играем
Все движенья повторяем.
Вверху мячик подержу
На него я погляжу.
Мячик ниже опускаю
Его взором провожаю.
Вправо, влево повожу
Глазками за ним слежу.
Глазки сильно закрываю
Мяч за спину убираю.
Вновь глаза я открываю,
Мяч на место помещаю.

7. Развитие памяти.

– Нам предлагается взять в руки катушки и ленточки, и назвать какие подарки мы выбрали для поросят. Вспомните слова, со звуком Р, которые мы повторяли из домашнего задания. Что (кого) ты выбрал?
– Как сказать одним словом, какие подарки мы выбрали для поросят?

Одинаковые – разные
Плохие – хорошие
Одноцветные – разноцветные
Тусклые – яркие

(разные, хорошие, разноцветные, яркие, красивые,)

– Нам предлагается составить предложение, о том, что мы сейчас сделали. (на магнитной доске постепенно выставляется схема распространенного предложения)

Мы выбрали подарки. Какие?

Мы выбрали разные, хорошие, разноцветные, яркие, красивые подарки.

– У нас получилось красивое предложение. Давайте стараться всегда говорить большими красивыми предложениями.

– А сейчас нам предлагается вспомнить, какую модель мы сделали.

Далеко, а может быть и близко есть волшебная страна, а живут в ней поросята Раф-Раф, Руф-Руф и Рыф-Рыф. Живут они каждый в своем домике. Раф-Раф в кирпичном, Руф-Руф в прутиковом Рыф-Рыф в травяном. Каждый день, как только встает солнце, жители волшебной страны занимаются своими делами. Наши поросята очень любят ходить к друг другу в гости, но вот беда живут они далеко друг от друга.

Детям предлагается подумать, как Раф-рафу попасть в гости к Руф-Руфу?

На каком транспорте? По какой дороге?

Как Раф-рафу попасть в гости к Рыф-Рыфу?

На каком транспорте? По какой дороге?

Какие препятствия он может встретить на пути?

Сегодня у наших тройняшек день рождение.

Что мы им выбрали для поросят?

Детям предлагается вспомнить составленное распространенное предложение.

8. Итог.

– Вы можете придумать другую историю, и рассказать ее своим друзьям и воспитателям. На этом наше занятие закончилось. Я вам желаю дальнейших успехов.

Приложение 1.1, Приложение 1.2, использованные макеты.