Цель: научить детей правильно произносить звук [р] в различных формах речевой деятельности с помощью моделирования пространства (макет).
Рис. 1
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
- автоматизировать правильное произнесение [р] в словах различной слоговой структуры, фразах, предложениях;
- совершенствование навыков словообразования и словоизменения.
- уточнять и расширять лексический запас слов;
- учить моделировать сказку.
2. Коррекционно-развивающие:
- развитие речедвигательных функций;
- развитие зрительного восприятия;
- развитие прослеживающей функции глаз:
- развитие фонематического слуха;
- развитие познавательных процессов путём их постоянной активизации в ходе занятия;
- вырабатывать чёткие координационные действия во взаимосвязи с речью;
- развитие у детей умения составлять распространённые предложения.
3. Коррекционно-воспитательные:
- формировать черты гармоничной личности (дружбы, любви, уважения и самоуважения и т.д.);
- воспитание положительной мотивации в учебной деятельности;
- воспитание правильной звуковой культуры речи;
Оборудование:
1) Демонстрационный материал.
Игровое поле.
Объемные игрушки:
- дома (кирпичный, путиковый, травяной),
- фигурки поросят;
- машины: автобус, троллейбус, трактор, трамвай, вертолет, самолет, ракета, катер, скорая помощь, пожарная, эвакуатор, грузовик.
- светофор, дорожные знаки, трава;
- большой игрушечный грузовик.
Лестница для игры в “Четвертый лишний”.
2) Раздаточный материал:
- массажное колечко,
- ленточки с бусинками,
- катушки со шнурком,
- листы с заданием,
3) аппарат “Сигма”;
4) Магнитная доска, схемы предложения.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Психогимнастика.
Раз, два, повернитесь и в животных превратитесь.
Изобразите сердитого тигра и покажите, как грозно он рычит.
Изобразите, как мурлычет ласковая кошечка.
Покажите, как любопытный вороненок выглядывает из гнезда и пищит тоненьким голоском,
Вы догадались, с каким звуком мы будем работать сегодня?
2. Развитие фонематического слуха.
– Каких сказочных героев вы видите?
– В именах у знакомых нам поросят нет звука Р. Нам предлагается заменить звук Н
в слове на звук Р. Какие имена получились?
Наф-Наф Ныф-Ныф Нуф-Нуф ф |
Раф-Раф Рыф-Рыф Руф-Руф |
3. Словообразование. Образование прилагательных от существительных.
– У каждого поросенка свой домик.
Дом из кирпичей – какой? (кирпичный)
Дом из прутьев – какой? (прутковый)
Дом из травы – какой? (травяной)
4. Выделение частей из целого.
– Назови части кирпичного дома, в названиях которых есть звук Р.
Крыша, труба, рама, дверной проем, крыльцо, порог, чердак, кровля, форточка, веранда, карниз.
– Догадайтесь где, какой дом надо поставить? (обратить внимание на форму дома и найти на макете геометрическую фигуру соответствующей формы).
– Нам предлагается назвать дороги, обозначенные на модели.
Грунтовая, тропинка, трасса, тротуар (как часть дороги, по которой ходят пешеходы).
– Что не хватает на наших дорогах? (транспорта)
5. Развитие познавательно-мыслительной деятельности.
– Нам предлагается рассмотреть расположенные здесь (на лестнице) машины и поиграть в игру “Четвертый лишний”:
1-я ступенька: Автобус, троллейбус, трактор, трамвай (предполагаемые ответы детей: лишний автобус, так как в этом слове нет звука Р, лишний трактор так, как это не пассажирский транспорт)
2-я ступенька: Вертолет, самолет, ракета, катер (предполагаемые ответы детей: лишний самолет, так как в этом слове нет звука Р, лишний катер, так как это водный транспорт)
3-я ступенька: Скорая, пожарная, эвакуатор, грузовик (предполагаемые ответы детей: лишний эвакуатор так как в этом слове звук Р находится в конце слова)
– Нам предлагается взять те машины, в названии которых есть звук Р, которые
можно использовать на нашей модели.
– Поставьте свои машины на дорогу.
– В какую сторону едет твоя машина?
– На какую дорогу ты поместил свою машину?
– Что нам нужно, чтобы машины не столкнулись на дороге?
Светофор, дорожные знаки.
– Посмотрите, чтобы вы еще разместили на нашем маленьком поле? (траву)
– Ребята, а что у нас получилось? (модель для игры)
– Волшебная страна, а живут в ней поросята. Наши поросята – дружные ребята,
любят веселиться играть, а больше всего они любят получать подарки, ведь день
рождение у них в один день.
– Как называют людей, которые родились в один день?
(Тройняшки, братья.)
– Нам предлагается приготовить для них подарки, а отправимся мы выбирать
подарки на автомобилях.
– Нам предлагается взять массажные колечки из грузовика.
Двигательная гимнастика.
Я включаю свой мотор Ведь сегодня я шофер
Вправо повернуть хочу Колесо свое кручу.
Руль налево поверну Вам, друзья, я подмигну.
Вдруг в пробку мы попали, На тормоз дружно нажимали.
Мы шоферы хоть куда! В сад доехали. Ура! |
Положение кольца вертикально полу. Кисти рук находятся
внутри кольца. Большие пальцы высунуты наружу. Вращательные движения
кистями рук.
Положение кольца горизонтально полу, захват кольца пальцами обеих рук, большой палец снизу, остальные – сверху. Сжимание и разжимание кольца, одновременно вращая его вправо с перехватом рук.
Захват кольца пальцами обеих рук, большой палец сверху, остальные – снизу Сжимание и разжимание кольца, одновременно вращая его влево с перехватом рук.
Положение кольца вертикально полу. Сжатие кольца с двух сторон на уровне груди.
Положение кольца горизонтально полу. Захват кольца кистями обеих рук: большой палец левой руки сверху, остальные снизу, большой палец правой руки – снизу, остальные – сверху. Поочередное перехватывание кистей рук.
|
– Положите колечки в грузовик. Нам предлагается присесть и выбрать подарки для поросят.
(Проверка домашнего задания. У каждого ребенка лист с картинками)
Для этого сначала
– Назовите картинку, которая находится в конце первой строчке последней
(куртка, роза, кружка);
– Назови картинку, которая находится в последней строчке первой (терка,
ружье, крыжовник);
– Назовите растения (верба; роза, ромашка; брусника, крыжовник)
– Найди и назови картинку, где звук Р находится в конце слова. (помидор,
мухомор, ковер; повар, сахар, сыр; компьютер, тостер, свитер)
– Назови ту картинку, которой подходит слово “МОЙ”:
На листе № 4 – помидор, мухомор, ковер, Бармалей, арбуз; <Приложение 1>
На листе № 8 – рукав, повар, сахар, рот, рубанок, сыр;<Приложение 2>
На листе № 9 – компьютер, груздь, виноград, Карлесон, тостер, градусник, крыжовник, свитер. <Приложение 3>
6. Зрительная гимнастика. (С мячиком.)
Ловко мячиком играем
Все движенья повторяем.
Вверху мячик подержу
На него я погляжу.
Мячик ниже опускаю
Его взором провожаю.
Вправо, влево повожу
Глазками за ним слежу.
Глазки сильно закрываю
Мяч за спину убираю.
Вновь глаза я открываю,
Мяч на место помещаю.
7. Развитие памяти.
– Нам предлагается взять в руки катушки и ленточки, и назвать какие подарки
мы выбрали для поросят. Вспомните слова, со звуком Р, которые мы повторяли из
домашнего задания. Что (кого) ты выбрал?
– Как сказать одним словом, какие подарки мы выбрали для поросят?
Одинаковые – разные
Плохие – хорошие
Одноцветные – разноцветные
Тусклые – яркие
(разные, хорошие, разноцветные, яркие, красивые,)
– Нам предлагается составить предложение, о том, что мы сейчас сделали. (на магнитной доске постепенно выставляется схема распространенного предложения)
Мы выбрали подарки. Какие?
Мы выбрали разные, хорошие, разноцветные, яркие, красивые подарки.
– У нас получилось красивое предложение. Давайте стараться всегда говорить большими красивыми предложениями.
– А сейчас нам предлагается вспомнить, какую модель мы сделали.
Далеко, а может быть и близко есть волшебная страна, а живут в ней поросята Раф-Раф, Руф-Руф и Рыф-Рыф. Живут они каждый в своем домике. Раф-Раф в кирпичном, Руф-Руф в прутиковом Рыф-Рыф в травяном. Каждый день, как только встает солнце, жители волшебной страны занимаются своими делами. Наши поросята очень любят ходить к друг другу в гости, но вот беда живут они далеко друг от друга.
Детям предлагается подумать, как Раф-рафу попасть в гости к Руф-Руфу?
На каком транспорте? По какой дороге?
Как Раф-рафу попасть в гости к Рыф-Рыфу?
На каком транспорте? По какой дороге?
Какие препятствия он может встретить на пути?
Сегодня у наших тройняшек день рождение.
Что мы им выбрали для поросят?
Детям предлагается вспомнить составленное распространенное предложение.
8. Итог.
– Вы можете придумать другую историю, и рассказать ее своим друзьям и воспитателям. На этом наше занятие закончилось. Я вам желаю дальнейших успехов.
Приложение 1.1, Приложение 1.2, использованные макеты.