Урок-игра "Путешествие по Древней Греции и Древнему Риму"

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Цель:

  • систематизация знаний учащихся по истории Древней Греции и Рима; продолжить формирование умений работать с исторической картой, логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения;
  • на примере истории Древней Греции и Рима, культуры продолжить воспитывать в детях чувство прекрасного, в ходе игры - чувство товарищества, долга, уважения к своим друзьям.

Оборудование: карта Древней Греции и атлас Древний мир, контурные карты.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Проведение игры.

Класс разделяется на команды.

Каждая команда должна принять участие в игре не мене одного раза.

Капитан следить за активностью игроков , руководит обсуждением вопроса, делает выбор - кому отвечать от имени команды.

  • Правильный ответ приносит - 10 баллов, ответ с неточностями - 5 баллов, дополнение команд-3 баллов.
  • За подсказку с команды снимается 1 балл, вопрос заменяется.
  • За первое место участникам игры ставиться отметка "5", за второе место и третье - "4"
  • В ходе игры за ответы играющие получают жетоны с баллами.

Первый тур

1. Назовите и покажите на карте три части Греции, Апеннинский полуостров , Рим.

(Южная, Средняя, Северная) слайд №2

2. Сравните природные условия Древней Греции и Рима. Сделайте вывод.

Сходство Различия
Морское положение 1. Размеры территории
Обилие тепла 2. Горы
  3. Реки
  4. Почвы
  5. Дожди

Вывод:

1. Море окружает почти со всех сторон. Но римляне боялись моря- мало бухт и островов вблизи материка.

2. Италия - южная страна. Весна начинается в феврале

3. Размеры Италии больше чем Греции

4. Если в Греции горы были преградой, то через Апеннинские горы проложены дороги, соединяющие все части полуострова.

5. Реки в Италии Тибр и По - полноводные. Судоходные- связывали разные области страны.

6. Земля в Италии была плодородная, пастбища - с сочной травой

Природные условия Италии благоприятны для занятия земледелием и скотоводством.

Второй тур

1. Золотое руно, дракон, Ясон, аргонавты, Медея - о реальном или мифическом событии истории Древней Греции говорят эти слова? (миф об аргонавтах. ) слайд №3

2. Братья - близнецы, корзина с детьми, река Тибр - о каком событии идет речь в легенде? (Легенда об основание города Рим) Слайд №4

3. Задание на доске - выстроить хронологическую последовательность: 594г. до н. э. ,490г. до н. э. ,480г. до н. э. ,776г. н. э. (Реформы Солона, Марафонская битва, Саламинское сражение, Олимпийские игры) Слайд №5

4. Хронологическая последовательность истории Древнего Рима:753г. до н. э. ,510г. до н. э. ,v век до н. э. ,450г. до н. э. (Основание Рима, Изгнание царей из Рима, Создание должности народного трибуна, закон XII таблиц) Слайд №6

Третий тур

1. Задание на доске - вывешены карточки

Раскрыть понятия: Город-государство, илоты, демос, комедия, аристократия, патриции, плебеи, республика, диктатор, демократия. Слайд №7

Четвертый тур

Работа с документом слайд №8 заставка

1. "Они изучали грамоту только ради потребностей жизни. Все же остальные виды образования изгнали из страны:. Воспитание было направлено к тому, чтобы юноши умели подчиняться и мужественно переносить страдания, а в битвах умирать или добиваться победы. Молодые люди спали на ложах, которые сами приготовляли из тростника, ломая его руками. Обеды у них такой скудный, что они , спасаясь от нужды, вынуждены быть дерзкими и ни перед чем не останавливаться. " О чем речь? Какую главную цель преследовали при воспитании подрастающего поколения?

2. " Он вскочил на лошадь, приказав окружающим следовать за ним. . Сам же под звуки труб вошел в реку:Он первый бросился на персов, устремившись туда, где стояли их военачальники. . Тут и обнаружилось превосходство его воинов: и но были не только сильнее и опытнее, но и были вооружены не дротиками, а тяжелыми копьями. . " О ком речь?

3. "Широко раскинувшийся город был построен очень быстро и целиком из камня, что было большим новшеством. Для дворцов ввозили мрамор, которого нет Египте. Чтобы заселить новую столицу, прибег даже к принудительному переселению:.

Город располагался на склоне холма:

Местность была очень удобной в стратегическом отношении - гавань, закрытая с севера островом Фарос, была прекрасным убежищем для флота. Каналы соединяли гавань с Нилом:

Ровные и широкие улицы города пересекались под прямыми углами:

С юга был проведен канал, который давал питьевую воду. Рейд был разделен на два порта. Восточный порт ограничивался с одной стороны восточным мысом Фароса, где находился знаменитый маяк, с другой - молом" О каком городе идет речь?

4. " Это государство начинается равнинами, которые расположены у подножия Альп и тянутся до Адриатического моря и прилегающих к нему местностей. За этими равнинами Италия представляет длинный, узкий и заканчивающийся мысами полуостров, во всю длину которая тянутся Апеннинские горы на семь тысяч стадий. Ширина их не везде одинаковая. Полуостровом делают ее моря: Тирренское, Авзонское и Адриатическое. "

О каком государстве идет речь.

Пятый тур. Блиц-опрос. Слайд №9

1. Как древние греки называли свою родину? (Элладой)

2. Где находиться Италия? (Апеннинский полуостров)

3. Кто мог быть участником Олимпийских игр? (Эллины, кроме женщин и рабов)

4. В каком государстве Древней Греции женщину почитали за ее неумение готовить? ( В Спарте)

5. Как звали бога - громовержца Рима? (Юпитер)

6. Назовите народы, которые жили в Италии? (Этруски)

7. Где находится Греция? (На Балканском полуострове)

8. Как называлась форма правления в Афинах? (демократия)

9. Кого в Древнем Риме называли понтификами? (Высшие жрецы)

10. Кто такие легионеры? (тяжеловооруженные воины воевавших, в строю крупного отряда)

Шестой тур

Что изображено. (Александрийский маяк, А. Македонский, Волчица выкармливает Ромула и Рема, Похищение сабинянок, Богиня Афина) слайды №10, 11, 12.

Подведение итогов.

Документы.

1. "Они изучали грамоту только ради потребностей жизни. Все же остальные виды образования изгнали из страны:. Воспитание было направлено к тому, чтобы юноши умели подчиняться и мужественно переносить страдания, а в битвах умирать или добиваться победы. Молодые люди спали на ложах, которые сами приготовляли из тростника, ломая его руками. Обеды у них такой скудный, что они , спасаясь от нужды, вынуждены быть дерзкими и ни перед чем не останавливаться. " О чем речь? Какую главную цель преследовали при воспитании подрастающего поколения?

2. "Он вскочил на лошадь, приказав окружающим следовать за ним. . Сам же под звуки труб вошел в реку:Он первый бросился на персов, устремившись туда, где стояли их военачальники. . Тут и обнаружилось превосходство его воинов: и но были не только сильнее и опытнее, но и были вооружены не дротиками, а тяжелыми копьями. . " О ком речь?

3. "Широко раскинувшийся город был построен очень быстро и целиком из камня, что было большим новшеством. Для дворцов ввозили мрамор, которого нет Египте. Чтобы заселить новую столицу, прибег даже к принудительному переселению:.

Город располагался на склоне холма:

Местность была очень удобной в стратегическом отношении - гавань, закрытая с севера островом Фарос, была прекрасным убежищем для флота. Каналы соединяли гавань с Нилом:

Ровные и широкие улицы города пересекались под прямыми углами:

С юга был проведен канал, который давал питьевую воду. Рейд был разделен на два порта. Восточный порт ограничивался с одной стороны восточным мысом Фароса, где находился знаменитый маяк, с другой - молом" О каком городе идет речь?

4. " Это государство начинается равнинами, которые расположены у подножия Альп и тянутся до Адриатического моря и прилегающих к нему местностей. За этими равнинами Италия представляет длинный, узкий и заканчивающийся мысами полуостров, во всю длину которая тянутся Апеннинские горы на семь тысяч стадий. Ширина их не везде одинаковая. Полуостровом делают ее моря: Тирренское, Авзонское и Адриатическое. " О каком государстве идет речь.

Таблица к первому туру.

Сходство Различие
   
   
   

Список использованной литературы.

1. А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. История Древнего мира. М. Изд. "Просвещение" 2006.

2. История Древнего мира: хрестоматия для учащихся 5 кл. С. В. Колпаков, М. В. Пономарев, А. В. Абрамов-М. : изд. "Новый учебник" 2007.

3. О. В. Арсланова, К. А. Соловьев Поурочные разработки по истории Древнего мира 5класс. М.: ВАКО. 2009.

4. О. А. Северина. История древнего мира 5 класс. Поурочное планирование . Волгоград. изд. "Учитель-АСТ" 2003.

Список использованных сайтов.

1. www. lesson-history. ru

2. www. yandex. ru