Предварительная работа:
- Дома провести эксперимент с водой: поставить кружку с водой в морозильник.
- Изготовление кормушек, кормление птиц.
Программное содержание:
- Повторить основные признаки времён года.
- Учить соотносить время года с определённым цветом.
- Учить детей видеть всю красоту и мощь природы; воспитывать любовь к природе.
- Развивать эстетическое восприятие.
- Учить строить распространенные предложения.
Оборудование:
- Картина о временах года и наглядное пособие к ней.
- Кормушка
- Музыкальные записи: "пения птиц", "звуки леса" и "новогодняя песня".
- Снежинки из бумаги
Ход занятия
- Ребятки, я вам сегодня предлагаю совершить волшебное путешествие по временам года. Вы готовы? Тогда начнём. А в помощь нам будет служить вот эта картина и лист с липучками к ней.
- Давайте вспомним, какое сейчас время года? (ответы детей).
- Правильно, осень.
- Осень к нам приходит после, какого времени года?
- Правильно, лета. А сейчас у нас осень. И самое первое, что нам с вами нужно сделать, чтобы не замерзнуть - это одеться по-осеннему. Скажите мне, пожалуйста, какая одежда подойдёт к осенней погоде? (куртка, берет и резиновые сапожки).
- Представьте себе, что мы с вами оделись. (имитация движений одевания).
- Тогда я вам предлагаю отправиться на прогулку по осеннему лесу. Вместе с нами пойдёт и Волшебница Осень. Найдите её на нашем листе и поместите её на картинку. Ребята, скажите мне, пожалуйста, посмотрев на эту картинку, почему летят листья? Что происходит с деревьями? (они сбрасывают листву).
- Какого цвета листья осенью? (вначале они зелёные, а потом оранжевые, жёлтые, красные).
- Знаете, ветер здесь не причём: деревья сами освобождаются от листвы, иначе зимой снег ляжет на листья и сломает ветви. Это называется листопад.
- Теперь посмотрите, пожалуйста, на небо. Какое оно? (тёмное, серое).
- А какие осенью бывают осадки? (дождь, снег с дождём).
- Сейчас мы с вами поговорим об осенней погоде. Какая она?
(Вначале осени погода солнечная и ясная, а затем становится холоднее, часто идут дожди. И погода становиться сырой, хмурой, пасмурной и ветреной, если дует ветер).
- Ребятки, ведь осень ещё называют и урожайным временем года.
- Почему? Кто как думает? Что осень достаёт из своей кладовой? (яблоки, груши, овощи, а в лесу появляются грибы и орехи).
- Правильно. Осенью собирают урожай фруктов и овощей. И на нашей картине домик у осени сделан из фруктов и овощей. Давайте приклеим под деревьями грибы.
- А сейчас поговорим об осенних месяцах. Сколько их? (три). Как они называются? (сентябрь, октябрь, ноябрь).
- Давайте поместим наши месяца над головой осени:
Жёлтый шарик - это солнечный сентябрь;
Розовый шарик - это дождливый октябрь;
А серый шарик - это пасмурный ноябрь.
- Идём дальше. Все готовятся к холодной зиме. Ваши мамы закатывают на зиму банки с помидорами, огурцами и грибами. А скажите мне, пожалуйста, как готовятся к зиме звери и птицы? Что они делают? Например, белка? (белка собирает и сушит на зиму грибы).
- Правильно. Давайте поместим на нашу осеннюю картинку белку, которая держит грибок в лапах.
- А как ведут себя птицы? (А птицы улетают в тёплые края и там проживут они холодную зиму, чтобы весной возвратиться домой).
- Молодцы! Но на этом наше путешествие не заканчивается. Мы с вами сейчас перейдём к другому времени года. Какому, вы узнаете чуть позже. А сейчас немножко отдохнём.
Физкультминутка "Листики"
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер - полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова побежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
- Отдохнули, молодцы! Продолжаем наше путешествие и переходим мы с вами к другому времени года. Кто мне скажет, какому? После осени, что идёт? (зима).
- Правильно. После осени идёт Волшебница Зима. Давайте прилепим Волшебницу Зиму в её дворец.
- Скажите мне, пожалуйста, какую одежду и обувь мы надеваем зимой? (шуба, шапка, валенки).
- Зачем люди зимой надевают тёплую одежду? (чтобы не замёрзнуть).
- Теперь поговорим о том, что происходит в природе зимой.
- Какие стоят деревья? (деревья стоят голые, в снегу).
- Что кругом лежит? (кругом лежит белый и пушистый снег).
- Какой воздух? (воздух холодный, морозный).
- Скажите мне, пожалуйста, чем пахнет зима? (зима пахнет морозной свежестью, снегом и ёлкой)
- А какая погода зимой? (Погода зимой холодная, морозная, снежная - когда идёт снег (снегопад), ветреная - когда дует ветер).
(Педагог посыпает на детей бумажные снежинки)
- Правильно. Ой, а, что это на вас падает: белое и холодное? (снежинки).
- Ну, конечно, снежинки! Ведь зимой холодно, дождинки замерзают на небе, превращаясь в чудесные снежинки.
- Давайте приклеим несколько снежинок на нашу картинку. А как вы думаете, что происходит зимой с водой? Во что она превращается? Вспомните свой домашний опыт. Вы кружку с водой ставили в морозильник. Что произошло с водой? (она замёрзла и превратилась в лёд).
- Правильно. Скажите мне, пожалуйста, когда дорога покрыта голым льдом, как это называется одним словом? (гололёд).
- В гололёд бегать можно? (нет).
- В гололёд нужно быть особенно внимательным: ни в коем случае нельзя бегать, иначе можно получить травму.
- Чем нужно посыпать дорогу, чтобы не упасть? (песком).
- Скажите мне, пожалуйста, на чём катаются по льду? (на коньках). Где? (на катке).
- На чём катаются по снегу? (на лыжах, на санках, на ледянках).
- Теперь представьте, что вы одели лыжи. Представили? (да). Тогда сейчас мы с вами совершим волшебное путешествие по зимнему лесу. Поехали. (Под музыку "звуки леса" проезжают 2 круга).
-И погорим мы с вами о птицах. Ведь не все птицы улетели в тёплые края, некоторые остались с нами. Какие? (вороны, воробьи, синички, голуби). Знаете ли вы, чем они питаются? Ведь зимой нет ни жучков, ни червячков, ни цветов.
- Зимой о птицах должны позаботиться люди. Как вы думаете, как? (люди делают и вывешивают у себя во дворе кормушки и ежедневно наполняют их кормом). Каким? (пшеном, семечками, хлебушком).
- А сейчас давайте закроем глаза и представим, что мы с вами в лесу и послушаем пение птиц.
- Как от морозов спасаются звери? Снять одну одежду и надеть другую они не могут. Что с ними происходит? (ответы детей).
- У всех зверей шуба зимой становится более пушистой и тёплой, а заяц и белка ещё и цвет шубы меняют. Скажите мне, какая у зайки зимой шубка? (белая).
- Почему, как вы думаете? (Зайка меняет её к зиме. Белая шубка незаметна на белом снегу. Ни лиса, ни волк не увидят его теперь). Давайте поместим нашего зайчика так, чтобы его не было видно.
- А кто знает, какая шубка у белки зимой? (серебристая серая, а летом рыжая).
- Ой, посмотрите, а кто это спит под сугробом? (медведь).
- Правильно, медведь. Мишка всю зиму проводит в своей берлоге, спит там и сосёт лапу, а к весне просыпается. Давайте с вами прилепим под сугроб спящего мишку.
- Назовите мне, пожалуйста, зимние месяцы. Сколько их? (три). Как они называются? (декабрь, январь, февраль).
- Давайте найдём их на листе с липучками и поместим их над головой Волшебницы Зимы:
В первый месяц - декабрь - зима полна сил, поэтому шар самый тёмный.
Во втором месяцы - январе - зима тоже сильна, ещё стоят морозы, дуют студёные ветры - шар синий.
А вот к третьему месяцу - февралю зима слабеет: вот почему шарик такой светлый, голубой.
- А назовите мне, пожалуйста, самый любимый и долгожданный праздник декабря?
(Новый год).
- Правильно. В Новый год в домах ставят ёлки, наряжают их. В Новогоднюю ночь приходит Дед Мороз и Снегурочка с подарками.
- А сейчас я вам предлагаю вспомнить нашу весёлую новогоднюю песенку. Ведь скоро Новый год. Придёт Дед Мороз и принесёт подарки.
Дети под музыку поют песню, сопровождают её движениями.
Новогодняя
К нам ёлку Дед Мороз
Подкатил салазки.
Он игрушки нам принёс
И расскажет сказку.Припев:
Друг за другом мы идём,
Не стоим на месте.
Все в ладоши громко бьём
И танцуем вместе.Заяц прыгает косой,
Прыгают галчата.
Вместе с рыжею лисой
Пляшет кот усатый.
- Понравилось вам наше путешествие по временам года? (ответы детей).
- Всё запомнили? (да).
- Сейчас проверю. В каких временах года мы с вами побывали? Что вы узнали об осени и о зиме? (ответы детей).