Цели:
- Образовательная: Объяснить учащимся, каким образом воздух передвигается в пространстве; что такое "ветер" и что это явление природы дает человеку.
- Коррекционная:
- Развивать наблюдательность, учить делать выводы из увиденного и узнанного на уроке.
- Развивать устную речь посредствам развернутых ответов на вопросы учителя.
- Воспитательная: Воспитывать у учащихся потребность заниматься познавательной деятельностью, рассказывая эпизоды увлекательных рассказов.
Тип урока: комбинированный
Методы: словесный рассказ, беседа, наглядный, практический.
Методические приемы: практическая деятельность, работа с текстом, работа в тетрадях.
Вид деятельности: коллективная:
Оборудование: свеча, поднос, бумажная кисточка (султан), плакаты по теме "Сила ветра", вентилятор.
Структура урока:
1. Организационная часть.
2. Проверка домашнего задания.
3. Постановка цели и задач урока.
4. Объяснение нового материала.
5. Закрепление материала.
6. Оценка знаний учащихся.
7. Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационная часть.
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверьте, все ли вы приготовили для урока: учебник, тетрадь, ручка, карандаш.
2. Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке мы с вами узнали, что воздух может расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении. Пожалуйста, напомните мне, какие опыты мы проводили на прошлом уроке и какие выводы сделали из увиденного.
(учащиеся рассказывают, чем они занимались на прошлом уроке)
Молодцы! Вы хорошо запомнили все, о чем мы говорили на прошлом уроке.
3. Постановка цели и задач урока.
На прошлом уроке мы узнали, что горячий воздух расширяется и увеличивается в объеме. Вспомните о воздушном шаре, нагретом горячим воздухом. Он поднялся вверх. Значит, горячий воздух, поднимается вверх, а его место занимает холодный воздух, то есть они поменялись местами. Произошло движение воздуха.
Вот и темой нашего урока будет "Движение воздуха". Вы узнаете, каким образом воздух передвигается в пространстве; что такое "ветер" и что это явление природы дает человеку.
Откройте тетради и запишите тему сегодняшнего урока "Движение воздуха".
4. Объяснение нового материала.
В природе постоянно происходит движение теплого и холодного воздуха. Откуда же берется теплый и холодный воздух и почему он не одинаковой температуры, если солнышко греет весь воздух на нашей планете?
Оказывается, поверхность Земли нагревается от солнечных лучей неодинаково, так как не вся поверхность планеты находится на одинаковом расстоянии от Солнца.
Там, где поверхность нагревается сильнее, воздух становится теплее и поднимается вверх. Его место занимает холодный воздух.
Таким образом, воздух перемещается в пространстве.
А кто мне скажет, что мы говорим, когда чувствуем движение воздуха? Для того, чтобы вы быстрее дали правильный ответ, я загадаю вам загадку:
Гуляю в поле, летаю на воле.
Кручу, бурчу, знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю -
Сугробы наметаю.
Правильно. Это ветер. Мы говорим "Дует ветер". Ветер - это явление природы, которое не зависит от воли человека.
Сейчас мы проведем опыт, по средствам которого постараемся доказать, что теплый воздух действительно поднимается вверх, а холодный занимает его место.
(Демонстрация опыта. Учащиеся размещаются вокруг стола, на котором проводится демонстрация опыта.)
Зажжем свечу. Чувствуете, как воздух сразу нагрелся вокруг пламени? А в какую сторону идет теплый воздух? Правильно. Теплый воздух идет вверх. Убедимся в этом. Подержим над пламенем бумажную кисточку. Посмотрите, бумажные полоски поднимаются вверх. А ведь мы не создаем движения воздуха специально. Так какой же вывод мы сделаем из увиденного?
(учащиеся рассказывают, что они увидели и объясняют, что это означает)
Молодцы! Вы сделали правильный вывод: теплый воздух поднимается вверх, потому что он слал легче холодного воздуха.
Садитесь на место и запишите в тетрадь все, что мы с вами делали.
(учащиеся оформляют в тетрадях ход лабораторной работы, завершая запись выводом)
А теперь мы проведем еще один опыт и посмотрим, действительно ли воздух движется.
Зажжем свечу и поднесем ее к приоткрытой двери. Сначала опустим свечу к полу. Что мы видим?
(учащиеся говорят, что видят)
Пламя свечи отклоняется в сторону класса. Скажите, где температура воздуха выше: в классе или в коридоре? В классе. Почему пламя свечи отклонилось в сторону класса? (учащиеся высказывают свои предположения). Правильно. Холодный воздух находится внизу и входит в класс в нижней части двери.
А теперь поднимем свечу к верху двери. Что мы видим?
(учащиеся говорят, что видят)
Пламя свечи отклоняется в сторону коридора. Почему? (учащиеся высказывают свои предположения). Правильно. Теплый воздух находится вверху и выходит из класса через верхнюю часть приоткрытой двери.
А теперь попробуем найти границу теплого и холодного воздуха. Она находится в средней части дверного проема. И движения воздуха здесь не наблюдается.
Так какой же вывод мы сделаем из увиденного?
(учащиеся рассказывают, что они увидели и объясняют, что это означает)
Садитесь на место и запишите в тетрадь все, что мы с вами делали.
(учащиеся оформляют в тетрадях ход лабораторной работы, завершая запись выводом)
А теперь подумайте и скажите, как мы можем использовать в быту это явление?
(учащиеся придумывают варианты)
Остановимся на том ответе, который можем проверить прямо сейчас. Мы откроем дверь и проветрим класс.
Молодцы! Вы хорошо справились с поставленной задачей.
Таким образом, мы доказали, что воздух перемещаясь, создает движение, то есть ветер.
Скажите, а всегда ли ветер дует одинаково?
(один из учащихся говорит, что ветер дует по-разному: бывает слабым или очень сильным).
Посмотрите на эти плакаты и скажите, с какой силой дует ветер на этих рисунках?
(учащиеся поочередно, дополняя друг друга, составляют рассказ по рисункам)
Конечно, ветер дует с разной силой. При слабом ветерке листики на деревьях почти не шевелятся. Но вот ветер усилился. Закачались не только листики, но и ветки. Теперь ветер стал очень сильным. Тоненькие деревца наклонились к земле. А бывает ветер, который имеет такую большую силу, что срывает крыши домов, переворачивает автомобили. Такой ветер называется ураган.
Физкультминутка.
А сейчас встаньте из-за парт и представьте, что вы - молодые деревца: ваши пальчики - это листочки, руки - ветки, а ствол - ваше туловище.
Подняли руки вверх. Пролетел легкий ветерок. Пальчики-листики закачались. А теперь подул ветер посильнее. Ветки начали раскачиваться из стороны в сторону все сильнее и сильнее. И вот налетел сильный ветер. Он дует так, что стволы начали сгибаться. Но мы все равно встает, а ветер вновь пригибает нас к земле. Но мы не поддались сильному ветру. Садитесь.
Вторым опытом мы доказали, что воздух лежит слоями. Мы даже нашли границу между слоев.
И эти слои воздуха никогда не стоят на месте. Теплый воздух поднимается вверх, медленно остывает, на его место приходит другой теплый слой. Слои воздуха перемещаются. Появляется движение воздуха.
Проведем еще один маленький опыт.
(учащиеся размещаются вокруг стола, на котором проводится демонстрация опыта.)
Включим вентилятор. Поставим его у двери на месте границы холодного и теплого воздуха. Что вы чувствуете? Воздух остался такой же температуры, как был или изменился?
(учащиеся пересказывают свои ощущения)
Правильно. Мы чувствуем движение воздуха, то есть чувствуем ветер, который перемещает слои воздуха. Такое перемещение воздуха называется циркуляцией. Слово "циркуляция" означает "круг". Это слово легко запомнить. Вспомните, арену в цирке. Она круглая. Артисты цирка, особенно животные, постоянно ходят по кругу. Также на уроке математики вы используете циркуль, которым чертите окружности. Цирк и циркуль также произошли от слова "циркуляция" - круг.
А теперь давайте попробуем выработать определение, что такое ветер.
(учащиеся делают предположения)
Молодцы! Ветер - это перемещение слоев воздуха. Вы правильно определили суть этого понятия.
Откройте страницу 72 и прочитайте выделенный текст. Что называется ветром?
(учащиеся по просьбе учителя поочередно читают текст в учебнике, а затем повторяют то, что запомнили)
Все молодцы! Теперь вы знаете, что такое ветер и как он возникает.
А теперь подумайте и скажите, нужен ли человеку ветер? Пользуется ли человек этим явлением природы?
(учащиеся рассказывают про паруса, про ветряные мельницы).
Конечно, вы правы. А еще люди строят ветряные электростанции. Ветер вращает специальные лопасти на таких станциях, и получается электричество.
5. Закрепление материала.
Скажите, о чем вы сегодня узнали на уроке?
(по просьбе учителя один из учеников рассказывает, о чем сегодня он узнал на уроке)
Да, сегодня мы узнали, из-за чего происходит движение воздуха, что такое ветер: с какой силой он дует, и как люди используют ветер.
Есть ли у вас вопросы?
6. Оценка знаний учащихся.
7. Домашнее задание.
Прочитать и пересказать текст на стр. 70-73. Ответить на вопросы в конце текста. Придумать загадки про ветер.
Спасибо за внимание. Урок окончен.
Используемый учебник: Королева Н.В. Естествознание. Неживая природа. 6 кл.: учебник для спец. (коррекционных) образоват.учреждений VIII вида /Н.В.Королева, Е.В.Макаревич. - М.:Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2005. - 175 с.: ил. - (Специальная (коррекционная) школа VIII вида.