Развивающее занятие по теме "Развитие дивергентного мышления"

Разделы: Школьная психологическая служба


Класс: 2 класс

Цель: содействие развитию дивергентного мышления младших школьников через участие в игре "Необитаемый остров".

Задачи:

Обучающая

  • Способствовать обучению нахождению различных путей решения ситуации

Развивающие

  • Развитие оригинальности, гибкости, беглости мышления
  • Развитие творческого воображения
  • Развитие умения работать в команде

Воспитывающие

  • Воспитание коммуникативной культуры
  • Ответственности за принятие решения

Вид занятия: развивающее занятие

Тип занятия: урок-игра

Материалы и оборудование: ПК, экран, проектор, презентация к занятию, бейджи, наборы фломастеров, листы бумаги А4, набор геометрических фигур, текст художественного произведения, раздаточный материал, карточки с номерами, ручки, мяч, колокольчик, аудиозапись шума моря.

Хронометраж

Этап занятия Время
1. Организационный момент 3 мин
2. Освоение нового материала 3 мин
3. Практическая работа в группах 18 мин
4. Динамическая пауза 3 мин
5. Подведение итогов 3 мин
Итого 30 мин

Ход занятия

1. Организационный момент.

(Дети заходят в класс и рассаживаются за столы по группам).

Здравствуйте ребята. Для знакомства, мы поиграем в игру "Комплименты". Для этого нам необходимо встать в один большой круг. Задание - необходимо перекидывать мяч, сделав комплимент тому, кому кидаете. Например, Маша, какая у тебя сегодня красивая прическа. Старайтесь, чтобы мяч побывал у каждого.

2. Освоение нового материала.

Займите свои места за столами. Сегодня занятие проходит в форме игры. Ребята, представим, что мы очутились на необитаемом острове. Вокруг нас только синее море. Но этот остров - волшебный. Он будет задавать нам различные сложные задания. Наша цель - выбраться с острова, всем вместе.

Как известно, справляться с трудностями легче в команде, чем в одиночку. Для этого мы разбились на группы. У каждого на столах лежат карточки с номерами. Они обозначают роль каждого в группе. Номер 1- полицейский. Номер 2 - переговорщик. Номер 3 - хранитель времени. Номер 4 - фантазер. Работа в группах будет проходить по следующим правилам: (Приложение 1)

Правила работы в группах:

  • Говорит каждый участник группы
  • Слушаем каждого внимательно
  • По моему сигналу заканчиваем обсуждение задания в группе

Обратите внимание, вы получили изображение острова, на него вы будете наклеивать полученные за выполнение задания предметы. (Приложение 2)

3. Практическая работа в группах.

Для того чтобы выжить на острове что первое нам необходимо? Без чего человек не сможет прожить длительное время? (Вода, воздух). Правильно, вода. Для того чтобы добыть воду, остров задет нам первое задание.

  • Предлагаются различные геометрические фигуры. Задание: составьте из этих фигур как можно больше различных изображений (дом, елочка, собака). (Приложение 3)
    2 мин выполняют задание. По сигналу колокольчика, останавливаю их. Скажите, что у кого получилось? (1 минута на ответ). Молодцы, видите, что, несмотря на то, что у всех фигуры были одинаковые, получилось много различных изображений. Раздать изображение баночки с водой, наклейте ее на остров.

Вода у нас уже есть, затем что нам нужно? (Еда, пища). Чтобы выжить на острове, нужна пища, на острове растет много банановых пальм. Чтобы добыть бананы, выполним следующее задание.

  • Обратите внимание, на представленное изображение бананового дерева. Посовещайтесь в группе и придумайте, самые оригинальные, необычные способы использования этого дерева. Раздать изображение банан.

На острове наступает ночь. Нам необходимы спальные мешки или палатки для сна. Для того чтобы добыть их, решаем следующее задание.

  • Зачитывается отрывок из художественного произведения. Послушайте его внимательно и придумайте, как можно больше необычных заглавий к рассказу. Ответы высказывайте самые оригинальные.

Некоторые дети не желают ни учиться, ни гулять - все свое время они проводят перед экраном телевизора. Отец двух таких мальчишек из Вашингтона придумал оригинальный способ борьбы с этой телевизионной лихорадкой. Он отключил телевизор от сети и присоединил его к небольшой динамо-машине, которую надо было приводить в движение, сидя на велосипеде и довольно усердно работая ногами, чтобы поддерживать нужное напряжение. После этого интерес мальчишек к телевизору заметно снизился. Раздать изображение спальников. Наклеивают его.

4. Динамическая пауза.

Мы действительно устали уже. Давайте отдохнем. Закройте глаза, опустите голову на парту. Звучит шум моря. Вам сниться один и тот же сон. Вы находитесь на занятии, неожиданно попали на необитаемый остров, необходимо выбраться. Справились уже с тремя заданиями. Путь к свободе совсем близок. По звуку колокольчика просыпаются.

5. Практическая работа в группах (продолжение).

Пора выбираться с острова. На чем будем плыть до земли? (Плот, лодка). Для строительства плота нам потребуются бревна и веревка. Для того чтобы их получить выполняем следующее задание.

Каждому выданы карточки с написанным словом "ОДУВАНЧИК". (Приложение 4) Необходимо из букв этого слова составить как можно больше других слов. Использовать одну и ту же букву два раза нельзя. В ответе называйте самые длинные слова. Раздать изображение бревен и веревки. Наклейте их.

Вот мы построили плот и удачно двинулись в плавание. Но по пути нас захватили пираты. Для того чтобы они нас отпустили, давайте поможем им решить еще одно задание.

Предлагается составить как можно больше предложений из пяти слов, где каждое слово начинается с букв Р_И_С_Н_К. Каждому раздать карточку с заданием. (Приложение 5) При ответе высказывайте самое оригинальное предложение.

6. Подведение итогов.

Мы, благополучно добрались до дома. Скажите, понравилось вам занятие? Легко ли было справляться с заданиями? Если нет, то почему? Работа в слаженной команде, где каждый играл свою роль, помогла нам справиться с поставленной задачей. На пути к достижению общей цели мы решали разнообразные задания. Где в каждом задании предлагалось найти множество вариантов решения. Так и на уроках, в обычной жизни, сталкиваясь с проблемами, нужно видеть множество решений. Так справляться с трудностями намного легче! Всем спасибо, за активную работу на занятии!