Цель мероприятия:
- познакомить детей с историей нашей страны;
- формировать нравственные качества: горячо любить свою Родину, быть добрыми, отзывчивыми, дисциплинированными;
- продолжить развитие у воспитанников чувство гордости за свой народ, страну, уважение к героическим поступкам людей в военное время.
Оборудование:
- Герб России;
- Плакат с пословицами о Родине;
- Плакат с государственной символикой РФ;
- Плакат "15 дней славы России";
- Выставка книг о Родине;
- Аудиозаписи песен о Родине;
- Плакат к викторинам;
- Картина " Русь моя, люблю твои березы!"
Ведущий: Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые! Мы приветствуем вас и приглашаем на праздник " Я люблю тебя, Россия!"
(песня " Я люблю тебя, Россия!")
Ведущий: Давным - давно, в далекие времена жили - были добры молодцы - могучие богатыри и девицы - красавицы. У них были добрые матушки и мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома - терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать, а также Родину свою защищать от нашествий вражеских. В ту пору государство называлось Киевская Русь, так как столицей был город Киев, а не Москва, как сейчас.
Ведущий - В конце 9 века появилось новое имя у Русского государства -Россия. Тогда часто употреблялось название "Россия" наряду с прежними названиями "Русь", "Русская земля", но со временем стало употребляться самостоятельно.
Ведущий: Вспомним высказывания выдающегося русского педагога К.Д.Ушинского: "Наше Отечество, наша родина-матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы наши и деды. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное, а матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила языку, как мать защищает и бережет нас ... Одна у человека родная мать, одна у него Родина". У А.С.Пушкина есть такие слова: "Клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков".
Несколько ребят читают стихотворение (по одному четверостишью). М. Пляцковского "Родина".
Ведущий: За свою многовековую историю России пришлось не раз защищать национальную независимость в борьбе с иноземными захватчиками. И Русь, и Россия были вынуждены вести многочисленные войны. Наш русский народ, его армия, флот неоднократно спасали европейскую цивилизацию от жадных и агрессивных захватчиков, которые хотели покорить весь мир.
Далее ученики читают стихи А. Прокофьева.
Ведущий: Русский народ с благодарностью хранит память об этих воинских победах, о полководцах и воинах, прославивших себя, защищая свой народ и Отечество.
Ведущий: В 1995 году Государственной Думой России был принят закон, по которому в России было установлено 15 дней воинской славы. На этом плакате записаны все победы, они вошли в историю и принесли мировую славу русскому оружию.
Воспитанник, читает стихотворение "Оглянись на предков наших"
Ученик читает стихотворение А. Сафронов.
Чтец: Нет на свете Родины милее, Где других лазурней небеса, Солнце ярче, звезды всех светлее, Где отрадны рощи и леса.
Где в реках стремительные воды
Голубеют, словно бирюза.
Где, когда настанет непогода,
Весь народ выходит, как гроза.
На фоне музыки "Журавли" читает воспитанник стихотворение "Касаюсь мрамора могильных плит"
Ученик читает стихотворение "Завет" Д. Кедрина
Ведущий - А сейчас мы, ведущие, узнаем, как вы, сидящие в зале, знаете историю нашей Родины.
- Как называется страна, в которой вы живете? (Россия)
- В каком государстве вы живете? (Российская Федерация)
- 3.Назовите первую столицу русского государства. (Киев)
- Назовите столицу нашего государства. (Москва)
- Кто поднял народное ополчение в Москве в 1612 году против польских интервентов? (Кузьма Минин Дмитрий Пожарский)
- Назовите двух русских князей, которые получили почетные прозвища по названию рек, где одержали победу над врагом.(Александр Невский, Дмитрий Донской)
- Какое историческое событие описал М.Ю.Лермонтов в стихотворении "Бородино"?(Бородинскую битву, главное сражение Отечественной войны 1812 года).
- Назовите основателя российского флота? (Петр I)
- Назовите главные битвы Великой Отечественной войны, которые стали коренными и переломными в ходе войны? (Битва под Москвой, Сталинградская битва, Курская битва, Прорыв блокады Ленинграда).
- Назовите фамилию главного полководца ВОВ? (Жуков)
- Назовите день Победы наших войск в ВОВ? (9 мая 1945 г.)
- Какую дату мы будем отмечать в этом году 9 мая?(65-летие Победы над Фашистской Германией)
Ведущий: Наша Родина - Россия - большая, великая страна. Долины и горы, леса и степи, реки и моря, города и деревни, теплые и холодные - это наша страна, наша Родина.
(Звучит песня "Степь широкая")
Воспитанник, читает стихотворение "Степь широко на просторе".
Ведущий: Наша Родина - Россия - большая, великая страна. Долины и горы, леса и степи, реки и моря, города и деревни, теплые и холодные - это наша страна, наша Родина.
(Звучит песня "Степь широкая")
Чтец:
Пшеница - дар богов
Хлеб - дар сердец, людей, Основа всех основ. И сущность всех вещей. Великий, славный хлеб. Он - наших дней исток. Он - сила тех, кто слаб, И тех, кто изнемог. Наш хлеб, как Божий, лик, Спасет в несчастье нас. Да будет хлеб велик В любой вселенный час.
(звучит песня Л.Зыкиной "Русское поле")
Ведущий: Символом России издавна считают березу. Россия и береза - эти понятия неразделимы. Николай Рубцов писал:
Чтец:
Русь моя, люблю твои березы.
С первых лет я с ними жил и рос,
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.
Ведущий: Милая, родная береза! Ни одно из деревьев не вмещает столько понятий и сравнений: березовый лес как трудовые мозолистые руки наших людей; молодые березки как стройные девчонки с гибкой талией и русыми косами.
Воспитанник, читает стихотворение "Белая береза под моим окном".
Воспитанник, читает стихотворение "Люблю березку русскую".
Исполняется танец-хоровод "Березка"
Ведущий: Наш русский народ богат талантами в различных жанрах искусства. Большое наследие из устного народного творчества дошло до наших дней - это загадки, сказки, пословицы, игры.
(игра "Ручеек")
Ведущий: Русские народные загадки ясные, поэтичные. Вы должны их отгадать.
1.
Голубой платок,
Алый клубок.
По платку катается -
Людям улыбается. (Небо, солнце)
2.
Двенадцать братьев
Друг за другом ходят,
Друг друга нет находят. (Месяцы в году)
3.
Сидит Пахом на коне верхом,
Книги читает, а грамоты не знает. (Очки)
4.
Утка ныряла, ныряла
И хвост потеряла. (Нитка с иголкой)
5.
Без крыльев, а летит,
Без языка, а говорит. (Письмо)
6.
Без языка, без голоса,
А все расскажет. (Книга)
7.
Белый тулупчик
Сшит без рубчика. (Яйцо)
8.
Маленький Иван
Костяной кафтан. (Орех)
9.
И языка нет,
А правду скажет. (Зеркало)
10.
Под землей птица гнездо свила,
Яиц нанесла. (Картофель)
Ведущий: Русская сказка, какое чудо! Это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. Сейчас мы узнаем, как вы знаете наши русские народные сказки.
1. Кто-то за кого-то ухватился цепко, ох, никак не вытянуть, ох, засела крепко. Но еще помощники скоро прибудут, победит упрямицу дружный, общий труд. ("Репка")
2.
Колотил да колотил,
По тарелке носом,
Ничего не проглотил
И остался с носом. ("Лиса и журавль") ..
3.
А дорога далека,
А корзинка нелегка,
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок. ("Машенька и медведь")
4.
Ах ты, Петя - простота,
Оплошал немножко.
Не послушался кота,
Выглянул в окошко. ("Петушок - золотой гребешок")
5.
Нет ни речки, ни пруда,
Где воды напиться,
Очень вкусная вода"
В ямке от копытца. ("Сестрица Аленушка и братец Иванушка")
6.
Красная девица грустна
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка. ("Снегурочка")
Ведущий: А теперь проведем игру с аудиторией. Кто больше знает пословиц о Родине.
- На чужой сторонушке рад своей воронушке.
- Дома и стены помогают.
- Родина - мать, чужая сторона - мачеха.
- Кто с мечом к нам придет, то от меча и погибнет.
- Человек без Родины, что соловей без песни.
- За Родину - мать не страшно умирать.
- На чужой стороне Родина мила вдвойне.
На фоне музыки (песня " Волга")
Чтец: Люблю тебя, моя Россия, За ясный свет твоих очей, За ум, за подвиги святые, За голос звонкий, как ручей.
(Звучит песня "Выйду я на улицу")
Ведущий: Много мы услышали и узнали о нашей Родине, о ее истории, быте и культуре обряда русского народа. Я предлагаю вам поиграть и ответить на вопросы о жизни нашего народа.
- Как назывался праздник проводов русской зимы? (Масленица)
- Какое угощение было обязательным на этом празднике? (Блины)
- Почему блины? Что это означало? (Символ солнца)
- Какие блюда русской кухни вы знаете? (Щи, каши, пироги, блины)
- Какую одежду носили русские женщины? (Сарафаны, душегрейки, сапожки, полушалки)
- Как называется русская мужская рубашка? (Косоворотка)
- Какую обувь носили русские крестьяне?(Лапти)
- Какое национальное дерево России?(Береза)
- Назовите полюбившийся всему миру сувенир земли русской? (Матрешка)
- Какой русский город назвали городом мастеров? (Тулу)
- Какими ремеслами славилась Тула? (Производством оружия, самоваров, баянов, пряников)
- Чем знаменит был Нижний Новгород? (Ярмарками)
- Назовите великую русскую реку? (Волга)
- Назовите великих русских писателей. (А.С.Пушкин, А.Чехов, Л.Толстой, Н.Некрасов)
- Назовите первого русского ученого с мировым именем, основателя Московского университета. (М.Ломрносов)
- Назовите великих русских художников. (И.Шишкин, А.Васнецов, В. Суриков, И.Левитан)
Воспитанник, читает стихотворение "У моей России длинные косички".
Стихотворение "Наша Родина".
Звучит песня "С чего начинается Родина".
Воспитанник, читает стихотворение "Что мы Родиной зовем?".
Воспитанник, читает стихотворение В. Фирсова "Чувство Родины".
Песня "Под птичьи голоса" (исполняют Малютин В. Рыкова И.)