Ян Гус — борец за свободу и независимость Чехии

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  • обучающая: изучение предпосылок общенародного движения в Чехии против гнёта католической церкви, знакомство учащихся с биографией Яна Гуса, характеристика его реформаторской деятельности, раскрытие роли Яна Гуса в борьбе против папского и немецкого засилья в Чехии;
  • развивающая: привлечение учащимися дополнительной литературы (хрестоматии, энциклопедии) для расширения кругозора, развития интереса к предмету, познавательной активности; формирование эстетического вкуса при подготовке и оформлении самостоятельных творческих заданий;
  • воспитательная: использование биографических сведений о Яне Гусе для воспитания чувства патриотизма и глубокого уважения к борцу за свободу и национальную независимость Чехии, формирование на его примере таких высоких нравственных качеств, как верность своим убеждениям, стойкость, мужество.

Оборудование: учебная историческая карта, карточки с терминами и понятиями, схема на доске "Источники богатства католической церкви", портрет Яна Гуса, учебная картина "Ян Гус на Констанцском соборе, плакаты со словами Яна Гуса, костюмы, реквизит.

I. Оргмомент.

II. Актуализация опорных знаний.

- Укажите основные источники богатства католической церкви.

- Кто такие еретики? Как церковь боролась с еретиками?

- Что такое церковная десятина, индульгенция, инквизиция, аутодафе.

- Кого называли Великим инквизитором?

- Кого из известных вам исторических личностей инквизиция приговорила к страшной казни - сожжению на костре?

III. Сообщение темы, плана, цели и задач урока.

(Учащимся раздаются памятки для характеристики исторического деятеля, в конце урока они стараются охарактеризовать Яна Гуса)

Памятка для характеристики исторического деятеля

1. Имя исторического деятеля. В какое время он жил (если возможно, установи точную дату)? К какой общественной группе (сословию, классу) он принадлежал?

2. Если возможно, опиши его внешность, черты характера.

3. Расскажи о его делах. В чьих интересах он действовал? Каким путем добивался своей цели? Установи по делам, поступкам, какие сильные и слабые стороны характера проявились в его деятельности.

4. Оцени результаты его деятельности: для государства, народа, живущих рядом с ним людей, для развития культуры.

5. Какие дела и поступки вызывают ваше уважение к нему, какие - неодобрение?

План урока.

1. Личность Яна Гуса.

2. Его программа реформы церкви.

3. Борьба Гуса за свободу и независимость Чехии.

4. Констанцский собор. Гибель Гуса.

5. Костёр в Констанце - заря великого пожара.

IV. Изучение новой темы.

1. Героическая борьба чешского народа - Гуситские войны - это яркая страница в истории Средних веков. Чехия - маленькая страна, породившая таких героев, как Ян Гус и Ян Жижка.

Работа с учебной картой: учащиеся находят на карте Чехию, называют столицу - Прагу, вспоминают, что Чехия - это славянское государство, образовавшееся в первой половине Х в., что чехи - это западные славяне.

Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из героев - верным сыном чешского народа Яном Гусом, с его биографией, его учением и взглядами, с человеком, который объявил непримиримую войну католическому духовенству и стал борцом за свободу и независимость Чехии.

В начале ХIУ в. небольшая церковь на одной из улиц Праги привлекала многих людей. Сюда приходили горожане, крестьяне, рыцари послушать пламенные проповеди Яна Гуса. Кто он? Кем он был?

(Одному из учеников дается задание подготовить сообщение о Яне Гусе, используя доступные энциклопедии.)

Ян Гус - великий чешский патриот, вождь реформации в Чехии, вдохновитель чешского национально-освободительного движения в первой половине ХIУ в. Он родился в 1371 г. в семье крестьянина в местечке Гусинец (Южная Чехия). Учился в Пражском университете, где впоследствии преподавал. Был деканом факультета искусств, а затем первым из чехов стал его ректором. В 1401 г. Ян Гус получил сан священника, а с 1402 г. проповедовал в Вифлеемской часовне в Праге. Способному и трудолюбивому юноше пришлось много перенести лишений и трудностей, чтобы окончить университет. Проповеди Ян Гус читал на чешском языке, вопреки церковной католической традиции, требовавшей употребления латинского языка.

2. В Чехии католическая церковь оставалась к ХУ в. крупнейшим землевладельцем. Значительную часть доходов духовенство отсылало в Рим. Против католической церкви назревало общее недовольство прихожан-чехов.

Б своих проповедях Ян Гус возмущался торговлей церковными должностями в Риме, называл римского папу главным мошенником.

Он резко осуждал торговлю индульгенциями: "Они посылают продавцов индульгенций и хищных монахов, которые выдумывают чудеса и грабят народ. Даже последний грошик, который прячет бедная старушка, и тот умеет вытянуть священнослужитель. Он хитрее и злее вора!"

Обличая жадность католического духовенства, Ян Гус протестовал против его роскоши: "Они портят народ своим развратом, связанным с богатством. Надо отнять у него богатство. Преемники Христа должны быть бедны, а они пасут своё брюхо в роскоши. Они только и думают, как бы увеличить свои богатства".

От критики Ян Гус перешёл к требованиям реформы - переустройства церкви: отнять у церкви награбленные ею богатства, отобрать у епископов и монастырей земли; в Чехии должна быть своя церковь, подчинённая не папе, а королю. Надо отменить плату за обряды, проводить богослужение на родном чешском языке. Ян Гус считал, что католическое духовенство являлось проводником папского и немецкого влияния в Чехии.

3. Он видел, как жестоко угнеталось чешское крестьянство панами, среди которых было много немцев, проживающих в Чехии. Как эксплуатировались мелкие ремесленники и подмастерья чешских городов городской верхушкой, также состоящей преимущественно из немцев. В городском совете не было ни одного чеха, самоуправление в Пражском университете осуществлялось немцами.

Ян Гус становится душой и совестью чешского народа. Он горячо любил свою Родину и свой народ, он был патриотом свой страны. Он выступал борцом против немецкого засилья в стране: "Я говорил и говорю, что чехи в королевстве Чешском по закону должны быть первыми в должностях. Чехи должны пользоваться особыми привилегиями в управлении, в занятии первых мест и должностей. Надо дать студентам из чешского народа преимущества перед студентами других народностей. Король чешский должен поставить чешский народ во главу, а не в хвост, так, чтобы он всегда был выше других народностей и никогда не был ниже. Чешский народ должен в чешской земле управляться своими законами".

Крупной победой была реформа Пражского университета, в результате которой немцы были силой изгнаны со своих должностей.

Архиепископ Пражский запретил Яну выступать с проповедями перед крестьянами. Чем яростнее нападали на него немецкие бюргеры, дворяне и католическое духовенство, тем популярнее он становился среди чехов.

4. Римский папа вызвал Гуса на съезд высшего духовенства - церковный собор, заседавший в 1415 году в Констанце на юге Германии. Император Сигизмунд дал Гусу охранную грамоту, где обещал обеспечить ему безопасный путь в Констанц и благополучное возвращение на родину. Ян Гус согласился ехать, хотя прекрасно понимал, какую атмосферу ненависти там создадут вокруг него католические мракобесы.

Вопрос классу: Почему Ян Гус поехал на церковный собор?

Он поехал потому, чтобы доказать правоту своего учения: "Распутное и разгульное духовенство обвиняет меня в ереси, чтобы унизить меня в глазах народов и осудить. Но надлежит ли мне молчать? Нет! Горе мне, если буду молчать. Лучше умереть, чем остановиться на пути лукавства, потому что этот путь сделал бы меня участником неправды". По прибытии в Констанц Ян Гус был арестован и заточен в тюрьму, где содержался шесть месяцев в темном и сыром подвале. Император Сигизмунд не сдержал своего слова и Ян Гус предстал перед святым собором. Сейчас мы с вами станем свидетелями этого события с помощью картины "Ян Гус на Констанцском соборе". А озвучить ее мне помогут учащиеся вашего класса.

(Учащиеся выступают в роли участников собора, все при этом рассаживаются на свои места, согласно мест на картине).

Кроме короля на соборе присутствовало 88 человек. Врагам Гуса непременно хотелось достигнуть свой цели - его физического уничтожения, уже были приготовлены дрова для костра и облиты смолой.

Император Сигизмунд строго сказал: "Ян Гус, я в последний раз предлагаю тебе отречься от своего учения!"

Ян Гус: "Я не намерен отступать от своего учения и веры. Но я отметаю от себя все то, что лживо высказали против меня свидетели. Все высказанное ими не имеет и тени правды!" Поднялся страшный крик. На Гуса посыпались обвинения и проклятия.

Архиепископ Лондонский: "Если бы у этого человека было десять жизней, тогда бы я взял их все у него за то, что он унизил римского папу, за то, что сбил с пути много народа! Народу лучше ничего не знать и слепо верить. Пусть сгниет этот чех!"

Епископ Бриксенский: "Если завтра не сожжем Гуса, то послезавтра народ сожжет всех нас. Пусть он умрет!"

Пан из Хлума: "Все римское духовенство - это презренная толпа кутил и глупцов. Именем своего короля и всех чехов я клянусь в том, что чехи страшно отомстят в случае смерти Гуса. В крови папистов чешский гусь вымоет свои крылья. Жизнь и свободу Гусу!"

Епископ Журский: "Подаю голос за свободу, честь и жизнь Гуса! Какую пользу получите вы, если гусь будет испечен? Камень, который мы хотим бросить вверх, может упасть на наши головы!"

В храме воцарилось гробовой молчание. Сигизмунда спросили: "Ваше Величество император! Каково будет ваше окончательное решение: за учение Гуса или против? Признаете ли вы его еретиком, заслуживающим смерти?"

Сигизмунд: "Продолжаю утверждать, что Гус - еретик и по праву заслуживает смерти сожжением, если не отречется:"

Ян Гус: "Ваше Величество, неужели вы так поступите в унижении своей короны и немецкой чести? Вы сами уничтожаете свою охранную грамоту, утвержденную вашей печатью и подписью? Ведь речь идет о вашем честном имени!"

Сигизмунд: "Я действительно обещал тебе, еретик, безопасный путь, но только сюда, обратного пути я не обещал. Тебя осудил собор большинством голосов".

Учитель: Эти слова говорят о предательстве Сигизмунда, которому охранная грамота нужна была лишь для того, чтобы обманным путем заманить Гуса в логово его врагов, а затем осудить его. Сигизмунд не испытывал угрызения совести, он знал, что католическая церковь освобождает верующих от слова и обещания, данных еретику.

Наступило 8 июня 1415 года. При закрытии третьего, последнего заседания по обвинению Яна Гуса император Сигизмунд произнес речь. Он знал, что от него зависти жизнь и свобода Гуса.

Сигизмунд: "Если Гус будет упорствовать в ереси, то я полагаю, что он должен быть сожжен. Будьте уверены, что если бы он принес покаяние перед святым собором, то отречение осталось бы у него лишь на языке, возвратившись в Чехию, он будет действовать в прежнем духе"

Ян Гус: "Меня уговаривают всенародно отречься - нет! Не могу изменить своей совести и посрамить веру Христа. Если отрекусь от истины, то какими глазами посмотрю в глаза народу, которого я всегда учил говорить правду. Никогда! Спасение стольких душ народов для меня дороже моего тела! Разве может быть счастливой жизнь, купленная ценой предательства. Я выбираю не между жизнью и смертью, а между правдой и ложью!"

Учитель: В субботу 6 июля 1415 года магистр Ян Гус по настоянию императора Сигизмунда был приговорен к смерти Констанцским собором и лишен священного сана. Он был выведен из города Констанца и на лугу привязан цепями и веревками к столбу, сделанному наподобие острого кола, воткнутого в землю, обложен вязанками соломы и дров: он был поглощен пучиной огня, радостно возглашая "Иисусе, сын бога живого, помилуй меня:"

Костёр горит, Гус, плача, умирает,
Летит молитва к трону Господа Творца:
"Прости, Отец, они не понимают
Своих деяний пресловутого конца".

Толпа бурлит, угрозы не смолкают,
Как у подножия Голгофского креста
И кажется, что снова распинают
За нас, за грешников, страдавшего Христа.

После сожжения, чтобы не сохранилось останков, прах его был брошен в поток Рейна.

5. В последнем письме в Чехию Ян Гус писал: "Думайте обо мне не как о мертвом, а как о живом, чтобы я впредь жил в ваших деяниях!" Напрасно враги Гуса уповали на его смерть, костер в Констанце не выжег память о чешском герое, он стал зарей великого пожара - Гуситских войн. Казнь Гуса больно ударила по чувствам чехов и послужила могучим толчком к открытой борьбе чешского народа за свободу и независимость.

V. Закрепление.

1. Учащиеся дают характеристику Яну Гусу по памятке.

2. Выполнение теста.

1. Ян Гус беспощадно обличал:

А) духовенство

Б) дворянство

В) купечество

2. Ян Гус полагал, что церковь должна быть подчинена

А) папе

Б) королю

В) князьям

3. Церковный суд над Яном Гусом происходил..

А) в Праге

Б) в Констанце

В) в Липанах

4. Ян Гус был

А) профессором Пражского университета

Б) монахом Пражского монастыря

В) руководителем монашеского ордена

5. В каком году погиб Ян Гус?

А) в 1415

Б) в1425

В) в 1420

VI. Рефлексия.

  • было интересно:
  • было трудно:
  • я выполнял задания:
  • я понял, что:
  • теперь я могу:
  • я почувствовал, что: я научился:
  • у меня получилось :
  • я смог:
  • я попробую:
  • меня удивило:
  • урок дал мне для жизни:
  • мне захотелось:

VII. Домашнее задание.

1. В словарь записать новые понятия и дать им определения: патриот, церковный собор, паны, реформа, гуситы.

2. Письменно в тетради ответить на вопрос: ни после вынесения приговора, ни в последние минуты перед казнью Ян Гус не отрекся от своих взглядов, хотя друзья советовали ему отречься, сохранить свою жизнь и продолжать борьбу. Правильно ли поступил Ян Гус, отказавшись последовать их совету? Как вы лично относитесь к его поступку?