Цель:
- Формировать обобщённое представление об осени, закреплять знания детей, зависимости существования растений, животных от условий внешней среды.
- Развивать навыки учебной деятельности; умение логично отвечать на поставленный вопрос, доказывать свою мысль.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа:
- Беседа о временах года, о поведении в природе, экскурсии в поле, на станцию юннатов, в парк.
- Рассматривание иллюстраций об осени, альбомов, открыток, чтение худ. литературы, разучивание стихотворений.
- Дидактические игры "Что сначала, что потом", "Что где растёт?", "Что лишнее", "Можно нельзя" и т.д..
- Организация конкурсов; "Богатство наших полей" поделки из природного материала и др.
Оборудование: деревья, мольберт, иллюстрации осени (ранняя, золотая, поздняя), птицы нашего края, злаки наших полей и продукты из них, плоды и семена деревьев. Костюмы для персонажей сказки. Занятие проводилось в музыкальном зале. Зал оформлен в виде лесной поляны.
Ход занятия
Входят дети.
Воспитатель:
В нашей "Сказке" все возможно
Здесь то тихо, то тревожно,
То таинственно, то важно,
То волшебно, то отважно!
В спальне сон на мягких
В кухне здесь волшебный запах,
Птицы, дети и цветы
Дружат с Феей Доброты.
Мы, всегда чувствуем присутствие волшебной феи. Она помогает нам творить чудеса и вот, мы с вами, отправляемся на лесную опушку, где нас ждет сказка, но сказка это необычная. А чтобы попасть на эту опушку, давайте вспомним, какое сейчас время года. Правильно осень. Но осень уже заканчивается. Вы должны каждый сказать, какая была осень (передаем листок и называем красивая, золотая, приветливая, урожайная, теплая, ласковая и т.д.)
(Открывается занавес, лесная поляна, а деревья зеленые)
Воспитатель: Дети, тут что-то не так, мы сказали сейчас осень, а почему-то деревья зеленые.
(музыка, выходит Баба Яга)
Б.Я: Что-то не так, что-то не так. И вообще кто вы такие и зачем в мое заколдованное царство пожаловали?
Воспитатель: Во-первых, здравствуйте и не ругайтесь. Нам осень сказку приготовила.
Б.Я: Сказку, сказку! Не будет никакой сказки. Мы с кащеюшкой доколдовались, теперь осень ничего не успевает. Меня, попросила помочь, а я ничего не могу разобрать, все пропало, не успею до зимы/
Воспитатель: Баба Яга, а может мы с ребятами, сможем помочь вам?
Б.Я: А, и правда. Дети вы все про осень знаете? Сможете мне помочь?
Дети: Да.
Б.Я: Тогда помогайте, только надо спешить, что б сказку увидеть.
Воспитатель: Давайте вспомним, какая бывает осень? (Ранняя, золотая, поздно). Назовите месяца, как они называются в народе? Найдите, картины ранней, золотой, поздней осени. Подберите иллюстрации к ранней, золотой, поздней осени и расскажите, что происходит ранней, золотой и поздней осенью. Вспомните пословицы и поговорки про осень.
Б.Я: Молодцы! Но я вообще-то осень не очень люблю.
Воспитатель: А зря Баба Яга. Послушай, как красиво поэты описывают осень. (Дети читают стихи, деревья поворачиваются "осенней стороной".)
Б.Я: Молодцы! Как вы хорошо про осень все рассказали и даже наша опушка стала осенней, но вот беда, теперь я запуталась и не смогу понять какие деревья у нас растут. Ведь листьев нет.
Воспитатель: Дети, а скажите Бабе Яге, как ещё можно определить деревья?
Дети: По плодам и коре.
Б.Я: И вы меня сможете научить?
Игра: "Узнай дерево по плодам и по коре" (звучит музыка "ветра" летят осенние листочки)
Воспитатель: Видишь Баба Яга дети всё правильно сделали и листочки закружились в своем танце.
Б.Я: Молодцы! Вот вы сказали, что осенью собирают рожай, я тоже собрала весь урожай, но что для чего, ничего не знаю. И здесь какие-то стебельки. Ничего не пойму.
Воспитатель: Не переживай Баба Яга. Дети, где и какой урожай собирают осенью?
Дети: В огородах убирают овощи, а на полях злаки.
Воспитатель: Помогите Бабе Яге, что откуда и расскажите.
Игра: "Что, где растет?" о злаках "Что из чего?" А про овощи дети тебе Баба Яга веселый хоровод споют.
Б.Я: Какие молодцы дети я так довольна.
Воспитатель: Посмотри, Баба Яга, даже солнышко вышло из-за тучки. Но чего-то все же не хватает. Почему так тихо на опушке, чьих голосов мы не слышим?
Дети: Не слышно птиц.
Б.Я: Ну конечно/ же их всех в путь дорогу приготовила, в теплые края.
Воспитатель: Дети, разве все птицы улетают в теплые края? Какие бывают птицы?
Дети: Зимующие, перелетные.
Б.Я: А какие же птицы у нас зимующие, давайте их вернем к нам на деревья, а перелетных приготовим к отлету. Вы должны взять одну из птиц, назвать перелетная она или зимующая.
Воспитатель: Ну кажется порядок, молодцы дети и с этим занятием справились, слышите опушка ожила и мы опять слышим голос птиц.
Б.Я: Ну кажется мы во время управились, я думаю осень нами довольна, все готово к зиме. И теперь вы можете увидеть сказку, что обещала осень. Но ' сначала скажите, а вы знаете как себя вести на природе в лесу, околке?
Дети: Да.
Воспитатель: Мы даже сейчас расскажем тебе об этом.
Ребёнок
Если в лес пришел гулять
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай.
Что в лесу нельзя шуметь.
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Бегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай.
Мусор с травки убирать,
Зря цветы не надо рвать!
Ты в лесу всего лишь гость.
Здесь хозяин дуб и лось.
БЯ: Ну, что ж, я рада, что вы об этом ^(знаете, а сей час, посмотрите сказки как бывает, если люди об этом не знают. А мне пора прощаться. Спасибо вам большое за помощь. (Уходит)
Воспитатель: А мы давайте тихо пройдем, сядем, и будем смотреть сказку.
Осенняя поляна в лесу. С деревьев облетела листва, но ей не под силу прикрыть консервные банки, пластиковые бутылки, пакеты и прочий мусор. С левой стороны полянки небольшой холмик, из которого вылетают комья земли и раздаются голоса.
Барсучих. Всё! Кончилось моё терпение! Каждый раз одно и то же! Уходишь на прогулку с игрушкой - возвращаешься без неё. Сегодня мячик оставил! Пока его не найдёшь, в нору хода тебе нет!
Барсуня. Подумаешь, какой-то мячик! Я спать хочу!
Барсучих. Выспишься лодырь, когда мячик найдёшь! Иди, позор семейства! (из холмика выбирается Барсуня, отряхивается, оглядывается на нору, из которой появился).
Барсуня. (сокрушённо) Между прочим, нарушать режим дня ребёнка из-закакого-то мячика непедагогично! Да ещё обзывать позором семейства. Это ващщеее! (вздыхает) ну, да ладно. Пойду искать, хоть, конечно, лень. Тем более, что я его не терял, а просто оставил, где играл. А где это было - не помню. (Барсуня осматривает замусоренную полянку и чешет затылок лапкой). Как среди этого мусора можно что-то найти? Да и лень мне мячик искать. Посплю-ка я, а глядишь - он сам и отыщется. (Барсуня ищет место, где прилечь, ворчит). Это же надо, сколько разной ерунды люди в лесу оставляют! Ну никакого у них понятия о порядке! Неужто лень за собой убрать? Эх! Никакой жалости к ребёнку. Вот и приходится вместо того, чтобы спать в чистой норке, валяться под кустом, как бездомному бродяге.
(Появляется Белка).
Белка (раздражённо) Ну что делается! Люди лес просто в свалку превратили! Так и не наберу грибов на зиму. Страшно наклоняться, того и гляди - поранишься! Из-за этого я опять без грибов, надоело уже корзину с собой таскать, (кидает корзину, попадает в Барсуню. Он просыпается, садится, недоумённо крутит головой).
Барсуня Откуда это? То ли с дерева? (замечает белку). Эй, рыжая! Вот это, что на меня свалилось на каком дереве растёт?
Белка (удивлённо) Надо же такое спросить! Не иначе, как сам с неба свалился! Ты откуда такой взялся?
Б а р с у н я. Да уж не с неба, а из-под земли. У нас там большая квартира.
Белка, (недоумённо) Что-то я не пойму, кто ты такой?
Барсуня (удивлённо) Как кто? Барсук я! Точнее, пока ещё барсучонок.
Б е л к а. А почему тебя раньше не видели?
Барсуня. Наверное, потому, что барсуки только ночью гуляют, а днём в своих норах сидят.
Б е л к а. А, знаю! Так же ёжики живут, но они ещё спят всю зиму.
Барсуня. И барсуки тоже. Мне как мама сказала об этом, я жду = не дождусь зимы. Очень уж поспать люблю. А тут спи с осени до весны! Кайф!
Белка (удивлённо) А кто же вас зимой кормит будет?
Барсуня. Никто. Мы к зиме жиру накопим. Вот сейчас мы и питаемся усиленно.
Б е л к а ( отскочила). А вы, случайно, не хищники?
Б а р с у н я. Нет, мы не охотники, а собиратели. Выходим ночью и подбираем всё, что попадётся: ягодки, корешки, зёрнышки, личинки жуков разных, бывает и ящерку, и птичьими яйцами полакомиться не откажемся. Можешь не бояться. Давай дружить!
Белка. Как с тобой дружить, если ты днём спишь? Кстати, почему ты сейчас не спишь?
Б а р с у н я. Меня мама домой не пускает. Я игрушки забываю, где играю, вот у неё терпение и лопнуло. Сказала, пока не найду свой мяч, чтобы не возвращался.
Белка. Надо же, такой молодой. А такой забывчивый!
Барсучонок. А как теперь его найти среди этого мусора?
Белка. Ой, не говори! Я из -за этого мусора могу на зиму без грибов остаться.
(На поляну, прихрамывая, осторожно осматриваясь, выходит Заяц).
Белка Привет, Зая! Как твоя лапка?
Заяц (горестно, поднимая перевязанную лапу). Лапа - то подживает, а вот сердце болит, когда видишь, как нашу опушку в свалку превращают.
Б а р с у н я (осуждающе) Да никакого порядка у вас здесь наверху, вот видели бы вы, как чисто у нас в норе! Просто барсуки все чистюли!
Заяц (удивлённо) А это ещё кто? Как тебя зовут, чистоплотный ты наш!
Б а р с у н я. (простодушно) Меня мама Барсуней зовёт. А когда сердится-то позором семейства.
Заяц. (собравшись уже уходить, начинает разглядывать Барсуню и иронично говорит) Это уже интересно, как ты дожил до такого, что опозорил всё семейство? (Барсучонок пятится).
Белка. Зая! Не пугай малыша! Просто он ленится убирать за собой игрушки, а мама хочет приучить его к порядку.
Заяц. Зря ты его защищаешь, Белка! Я слышал, что барсуки в чистоте содержат свои подземные жилища. А за порогом что, можно всё раскидывать?
В результате страдают невиновные. Я уверен, что тот, из-за кого я чуть не остался без лапы, с детства тоже ленился убирать за собой, в том числе и игрушки.
Белка. Может, ты и прав.
Б а р с у н я. (Ворчливо) Столько шума из-за какого - то мячика.
(Раздаётся шум, грохот, рёв. На поляну, пошатываясь, вваливается
Медведь.Одной лапой держится за голову, в другой мяч).
Медведь (Стонет) Ой - ой - ой! Моя голова! Больно - то как! (Звери при появлении медведя хотели спрятаться, а потом вернулись).
Белка (встревожено) Что случилось, Михаил Потапович?
3 а я (сочувственно) Может вам чем-то помочь?
Барсуня. А где вы этот мяч нашли?
Медведь Это не я, а он меня нашёл. А теперь я хочу найти того, кто его бросил. От него мокрого места не останется! Как я зол! (Услышав, что Медведь ждёт того, кто его бросил, Барсуня старается спрятаться. Зая с Белкой переглядываются.
Медведь плюхнулся на землю, обхватив руками голову).
Медведь Ох, голова моя головушка!!!
Белка (Зае) Пойди принеси бересты. (Зая убегает).
Белка (Успокаивающе) Ничего, ничего... сейчас сделаем компресс, и станет полегче. (Зая приносит бересту, Белка накладывает её на лоб медведю).
Белка. Вот так, потерпите чуть-чуть и станет лучше. Можете сами бересту держать.
(Медведь прижимает бересту, качается. Затем облегчённо:)
Медведь. Ну что, кажется, полегче.
Зая. Теперь вы можете рассказать, что с вами произошло.
Медведь. А вот что. Я шёл по лесу к дереву, где приметил пчёл и рассчитывал медком побаловаться. А тут попалась мне под ногу вот эта гадость. Я поскользнулся и так треснулся головой о какое-то бревно, что даже искры посыпались.
(Заяц берёт мя у медведя и тихонько передаёт его барсучонку.
Зая. Твой? Вот какие игры получаются, невиноватый ты наш!
Б а р с у н я. (сконфуженно) Я не думал, что так может получиться!
Белка, думать надо всегда, и не только о себе.
Медведь. Ты абсолютно права,
Белка! Надо очень серьёзно подумать, как навести порядок в лесу.
Барсуня. Я не знаю, но я постараюсь больше не лениться и всегдап убирать за собой.
3 а я. Глядите-ка, сознание растёт прямо но глазах.
Медведь. Но ведь малыш прав. Начинать надо с себя. Люди увидят, что лесным жителям приходится вместо них порядок наводить, они станут по-другому себя вести. А нам, друзья, пора за дело приниматься! (К зрителям) Вы тоже не сидите без дела. Ну-ка, припомните, кто что за собой не убрал. Как говорится, глаза боятся, а лапы делают.
Барсуня. (К зрителям) Лень - очень вредная штука, (вздохнув) Я по себе знаю!